Опубликовано 01 октября 2024, 09:00
5 мин.

Что делать, если не нравится учитель в школе? 5 шагов

Не все учителя нравятся детям и их родителям одинаково: чьи-то уроки вызывают восторг, а чьи-то — скуку или досаду. Но одно дело, когда учитель раздражает своей требовательностью или, наоборот, чрезмерной мягкостью, и совсем другое, когда он оскорбляет своих подопечных или явно придирается к ним. Почему с учителем могут возникнуть проблемы и как их всё-таки решить? Разбирались с профильными экспертами.

Почему возникают проблемы с учителем

У детей

Повышенная тревожность

Порой дети очень боятся расстроить родителей и столкнуться с критикой. Им будет трудно с требовательными педагогами, хотя проблема изначально кроется не в учителе, а в детской самооценке.

Личная неприязнь

Может возникнуть без объективной причины. Поэтому важно выяснить, нравятся ли ребёнку в педагоге какие-то черты и есть ли реальный повод для претензий.

Поддержка коллектива

Иногда весь класс восстаёт против кого-то из учителей, и тогда ребёнок примыкает к большинству, изначально не имея никаких проблем с педагогом.

Ольга Токарева
психолог и методист, главный специалист по разработке образовательных продуктов в компании «АЛМА»

В этом случае ребёнок принимает групповую позицию и транслирует её как собственную. Зная эту особенность подростка, родителям проще ориентироваться в его поведении и принимать решения.


Чрезмерная реакция

Эмоциональных детей легко задеть — и тогда любая несправедливость (даже незначительная) может вызвать бурную реакцию и отказ от работы с педагогом.

Оскорбления

Учитель не должен обижать ребёнка и относиться к нему предвзято — это однозначно неприемлемо. И уж тем более распускать руки.

У родителей

Учитель может не нравиться и самому родителю — маме или папе. Вот по каким причинам (помимо недопустимых ругани и драк).

Несоответствие ожиданиям

Порой учитель не соответствует «картинке в голове», хотя формально никаких причин для недовольства нет. Здесь родителям стоит задуматься, почему они ожидали чего-то другого и вправе ли они это требовать.

Личный негативный опыт

Если родители в школе получили негативный опыт, связанный с педагогом, они могут ожидать подобного и в судьбе своих детей.

Сомнения в компетентности

Особенно часто с ними сталкиваются родители, для которых дети — главный жизненный проект. Они требуют от преподавателей максимально возможной подготовки.

Ольга Токарева

Обсуждать волнующие вопросы с педагогом — нормально. Но важно помнить, что у педагога тоже есть своя жизнь, свои интересы и в свободное время ему не обязательно повышать свою квалификацию до сотого уровня.


Чрезмерная забота

Порой уровень заботы со стороны родителей достигает такой степени, что самостоятельность ребёнка стремится к нулю. Однако в школе всё иначе — ученик должен быть ответственным и исполнительным. Подобные родители могут выступать против излишних, на их взгляд, претензий.

Личная неприязнь

Все мы разные люди, и это нормально. Но антипатия между родителями и учителями не должна мешать ребёнку в учёбе.

Как решить проблемы с учителем. Алгоритм

Шаг 1. Успокойтесь.

Не пытайтесь решить проблему, когда чувства мешают быть объективным.

Евгения Лядущенкова
методист начальных классов школы «ИнтернетУрок»

В первую очередь нужно отключить все свои эмоции, несмотря на то, что сделать это может быть очень непросто. Особенно когда речь идёт о вашем ребёнке и о том, что педагог может придираться к нему, относиться неуважительно, позабыв о всяком профессионализме. Но к решению данного вопроса важно подходить с холодной головой.


Шаг 2. Трезво оцените ситуацию.

Попробуйте понять, что именно вызывает недовольство. Это могут быть:

  • стиль преподавания;
  • личные качества учителя;
  • взаимоотношения между учителем и ребёнком.

Важно: отделяйте факты от эмоций.

Анастасия Шульга
учитель первой квалификационной категории, преподаватель английского языка, методист

Поговорите с ребёнком. Узнайте, что конкретно ему не нравится в учителе. Возможно, проблема кроется в недопонимании или недовольстве каким-то аспектом урока, а не в личности педагога.


Шаг 3. Поговорите с учителем.

Пока без лишних ушей — один на один.

Евгения Лядущенкова

Не нужно сломя голову сразу бежать к администрации школы, минуя самого педагога. Подходите к беседе уважительно, имея при себе конкретные примеры того, что вас беспокоит (именно для этого мы проделывали предыдущий шаг).

Очень часто, обсудив всё с учителем, вы понимаете, что вы с ним «смотрите в одну сторону» и хотите для вашего ребёнка только лучшего. В разговоре вы можете прийти к единой стратегии обучения вашего чада и взаимодействия с ним. Именно поэтому на данном этапе проблема может решиться.


Но так бывает не всегда — иногда разговор с педагогом ни к чему не приводит. Тогда нужно идти дальше.

Шаг 4. Обратитесь в администрацию школы

А именно — к директору или его заместителю. Подготовьте к встрече заявление, в котором вы укажете:

  • в чём заключается проблема;
  • какие факты её подтверждают (например, информация от ребёнка или выдержки из беседы с учителем).

Главное здесь — действовать с позиции решения проблемы, а не конфликта.

Помимо этого, можно сразу пожаловаться в местный департамент образования (или его аналог в вашем регионе).

Мария Паулюс
юрист в области семейного права, наследства и вопросах опеки

Поскольку учитель является сотрудником общеобразовательной организации, то санкцию за неисполнение работником своих должностных обязанностей будет выбирать непосредственно директор школы.

В жалобе подробно опишите ситуацию и нарушенные учителем должностные обязанности, выскажите сомнения в профессиональной пригодности сотрудника. Также можете указать, что в случае непринятия мер по вашему обращению и в случае повторения подобного инцидента вы будете вынуждены обратиться в надзорные органы.


Шаг 5. Оцените альтернативы

Бывает так, что решить ситуацию не удаётся даже с помощью жалобы в департамент образования — и проблемный учитель остаётся на своём месте. В таком случае нужно подумать, на что вы готовы дальше.

Евгения Лядущенкова

Альтернативным и самым кардинальным вариантом будет смена учебного заведения или, если есть такая возможность, переход в другой класс (если конкретный педагог не ведёт всю параллель). Если вы понимаете, что проблема не решается уже долгое время, а эмоциональное состояние вашего ребёнка становится ещё более шатким, необходимо действовать.


Многих такой сценарий может испугать. Но педагоги уверены, что смена школы один-два раза за долгие 11 лет обучения — абсолютно нормальное явление. К тому же далеко не всегда это происходит из-за конфликтов — дети меняют школы ради профильного образования, из-за переезда и по другим причинам.