secretmag.ru
Опубликовано 22 января 2021, 17:10
18 мин.

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

Четыре сюжета из истории отечественной экономики

Приватизация и кризис 90-х уничтожили многие советские заводы: империя рухнула, и предприятия оказались дешевле земли, на которой стояли. Однако некоторые производства вопреки всему пережили те непростые времена. «Секрет» проанализировал историю нескольких таких заводов и попытался разобраться, что помогло им выжить и в чём их уникальные преимущества.

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

«АвтоВАЗ»

Как начинали

История завода «АвтоВАЗ» (до 1971 года «Волжский автомобильный завод», ВАЗ) началась в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века — с приходом в СССР итальянской автокомпании Fiat. Тогда советские власти построили в городе Тольятти Волжский автозавод с полным производственным циклом. Итальянцы взяли на себя технологическое оснащение предприятия и обучение специалистов.

Именно с конвейеров «АвтоВАЗа» сошёл народный автомобиль «Копейка», созданный по образцу итальянского Fiat 124, — самая массовая легковушка советского периода. Первую партию «копеек» — всего шесть автомобилей — собрали в 1970 году. Уже спустя четыре года завод выпустил свой миллионный автомобиль и вышел на проектную мощность — 660 000 машин в год.

Прославился завод не только «Копейкой», но и внедорожником «Нива», о котором мечтал практически каждый советский мужчина. Эксперты называют «Ниву» лучшим автомобилем в истории Волжского автозавода и самой успешной экспортной моделью «АвтоВАЗа» за всю его историю.

Как пережили 90-е

Приватизация 90-х вышла для «АвтоВАЗа» боком: завод попал в самую гущу криминальных войн между 15 преступными группировками, которые промышляли в Тольятти. Дело доходило даже до перестрелок у заводских КПП.

Завод был действительно лакомым куском: здесь можно было не только собирать «дань» с посредников, которые продавали авто, но и контролировать магазин при заводе — единственного официального дилера в начале девяностых.

Владимир Каданников
председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ»

Нашлись хваткие ребята, которые стали обкладывать наших работяг данью: без их посредничества машину не продашь, не довезёшь до дома... Потом наши рэкетиры перекинулись на иногородних покупателей, забиравших автомобили с завода, а когда появились торговые фирмы, делающие у нас оптовые закупки, взяли под свою «крышу» и их. А другие группировки аналогичным образом контролируют поставки комплектующих на завод. Мы все это видели с самого начала, знали по именам лидеров всех группировок, и правоохранительным органам они известны (цитата по tltgorod.ru).


Масштабы хищений приняли огромный размах: к середине 90-х практически вся продажа автомобилей и запчастей шла через руки бандитов. В те годы доходы преступных групп могли достигать 700 млн рублей. А дилеры компенсировали размеры «дани» за счёт покупателей, увеличивая розничную цену на авто.

Сначала завод пытался справиться с ситуацией собственными силами, создав из вазовских охранников спецподразделение для борьбы с «внутризаводским рэкетом». Но затем понял, что не справляется — и взялся содержать за свой счёт целое милицейское подразделение. А ещё — поставил на проходную присланных из Самары омоновцев, а к заводской экспедиции приставил сотрудников областного УБОПа.

Несмотря на все эти меры, влетевшие заводу в копеечку, машины продолжали «пропадать» с территории предприятия. «Братки» подкупали заводскую охрану, зачастую даже внедряя в её ряды своих людей, и отгружали машины партиями — прямо с конвейера.

Несговорчивых руководителей завода запугивали, а если это не действовало, то жестоко избивали или убивали. Ситуация не менялась до 1997 года, когда руководство «АвтоВАЗа» напрямую обратилось в Правительство РФ с просьбой защитить завод от криминального беспредела.

Вскоре после этого на предприятии провели милицейскую операцию «Циклон», которую среди населения прозвали «Куликовской битвой» (по фамилии тогдашнего министра внутренних дел Анатолия Куликова, который лично курировал освобождение завода из рук бандитов). Спецоперация была действительно мощной: в ней участвовала смешанная следственная группа МВД, ГТК и налоговой полиции в сопровождении около 300 бойцов московского СОБРа и нескольких единиц бронетехники.

Собровцы взяли предприятие под свой контроль, после чего на заводе сменили всю заводскую охрану и обновили систему пропусков. Только после этого бандиты потеряли возможность с легкостью проникать на производство, а администрация восстановила контроль над предприятием.

Несмотря на все сложности 90-х, завод работал практически без остановок и выпускал не менее 500 000 авто в год.

«Основным преимуществом продукции предприятия в 90-е являлась цена (нижний ценовой сегмент), но при этом качество продукции на внутреннем рынке оставляло желать лучшего. Неудовлетворенный внутренний спрос на средства передвижения, низкая цена и государственная поддержка способствовали выживанию завода», — рассказала «Секрету» Татьяна Щербакова, кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН.

Однако из-за непростой криминальной обстановки в городе завод, акции которого принадлежали работникам, в итоге решили передать федеральному игроку — «Рособоронэкспорту».

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

© Николай Никитин /ИТАР-ТАСС

Каких «успехов» добились в 2000-е

Следующие 10 лет были не менее богаты на события: «АвтоВАЗ» запустил производство Lada Priora, добился рекордного с 90-х выпуска (более 800 000 авто в год) и распределил 75% своих акций между французской Renault, «Ростехнологиями» и «Тройкой диалог».

Кризис 2008–2009 годов дался заводу нелегко. Игорь Комаров, в то время гендиректор предприятия, объявил об убытках 35 млрд рублей, а по компании прокатилась волна сокращений. Де-факто Минпромторг признал предприятие банкротом. Однако благодаря помощи правительства уже в 2010 году компании удалось выйти на операционную прибыль.

История с миллиардными убытками повторилась по итогам 2015–2017 годов, несмотря на стремительный рост продаж новой Lada Vesta. Выйти из убытков удалось лишь в 2018 году, по итогам которого компания показала почти 6 млрд рублей прибыли.

Александр Зобов
кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга РУДН

С начала 90-х вплоть до 2005 года многострадальный «АвтоВАЗ» неоднократно менял собственников, которые выжимали из него советские заделы. Доля «АвтоВАЗа» постепенно снижалась. И лишь после того, как контроль над ним перешел к «Ростехнологиям», ситуация изменилась к лучшему. Госкорпорация навела порядок и нашла стратегического инвестора — глобальный альянс Renault- Nissan. Сейчас «АвтоВАЗ» перешел в устойчивое развитие, радикально обновлен модельный ряд, доля продаж на российском рынке растёт.


Что происходило с прибылью «АвтоВАЗа»

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

Что произошло с приходом пандемии

Несмотря на то что «АвтоВАЗ» закончил 2019 год в небольшом плюсе, в концерне ожидали падения рынка и в 2020-м. И не ошиблись: високосный год подкосил продажи компании примерно на 5%, но динамика была лучше рынка, упавшего в среднем на 10%. На руку «АвтоВАЗу» сыграла локализация на фоне пандемии и господдержка.

Очаковский пивзавод

Как начинали

Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» появился накануне летних Олимпийских игр 1980 года. На международных соревнованиях надо было утолять жажду гостей со всего мира, а пива, кваса, газировки и минеральной воды не хватало в Советском Союзе и без всяких соревнований.

Завод открыли в декабре 1978 года. Здесь впервые в СССР начали разливать Pepsi и Fanta. Как говорят представители пивзавода, это единственный в мире прецедент, когда одна компания одновременно выпускала продукцию PepsiCo и The Coca-Cola Company.

За первые 10 лет на предприятии сменилось 13 руководителей. А в 1988 году предприятие возглавил Алексей Кочетов, на тот момент руководитель отдела нового оборудования Министерства пищевой промышленности СССР. Он руководит пивзаводом и по сей день.

«Ситуацию я застал непростую, — вспоминал Кочетов. — Вся территория (завода) была завалена мусором, из-за плохо работающей канализации на полу почти всегда стояло 5–10 сантиметров воды. Оборудование за 10 лет устарело и не давало нужной выработки, что, естественно, сказывалось на зарплатах сотрудников. Нужно было как можно скорее проводить модернизацию».

Но провести её удалось только в 1994 году (об этом — ниже). А в конце 80-х перед Кочетовым стояла ещё одна — технологическая проблема. «Это был период борьбы с пьянством, время сухих законов, а значит, больших проблем в технологии пивоваренного производства: пиво после семи дней выпадало в осадок», — рассказывал он.

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

© Хамельянин Геннадий/Фотохроника ТАСС

Как пережили 90-е

После приватизации крупнейшие пивные компании мира скупали российские заводы. Однако «Очаково» — пожалуй, одно из немногих крупных предприятий в России, которое не попало под контроль транснациональных корпораций. Впрочем, это не означает, что пивзавод чурался иностранных инвестиций.

«В 90-х мы были одним из первых российских предприятий, в кого вложила деньги PepsiCo. Во время визита Дональда Кендалла к нам мне пришлось сказать: или вы, или Coca-Cola. Тогда я выступил в роли проститутки: не дадите денег вы, пойду к тем, кто даст», — рассказывал Кочетов.

Чтобы не оказаться под контролем иностранцев, устав компании изменили так, что человек может продать акции только внутри предприятия. Так появилось акционерное общество «Очаково».

В 1994 году на комбинате начали масштабную реконструкцию: заменили всё оборудование на европейское, первыми в мире выпустили пиво в пластиковых бутылках, а спустя год — первое в России пиво в алюминиевых банках.

В середине 90-х «Очаково» первым в Московском регионе запустило производство слабоалкогольных коктейлей в пластике и стало безусловным лидером этого сегмента рынка. Однако уже в 2003 году его потеснила компания Happyland, которая выпустила свой «хит» — коктейль, известный в народе как «яга».

Компанию не обошли стороной и криминал 90-х. «Мне и двери выбивали, и наезды были, приходилось держать семью под охраной. На предприятии всё было "обложено" так, что каждая выезжающая машина должна была платить. УВД Москвы нам помогать отказалось. В те времена у меня к власти сложилось негативное отношение», — рассказывал Кочетов.

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

© vk.com/ochakovo_ru

Каких успехов добились в 2000-е

Сложно представить, но «Очаково» производит не только квас и пиво, но и солнечные и аккумуляторные батареи для космических аппаратов. В 2013 году во всём мире запустили 210 космических аппаратов, на 19 из них стояли батареи, произведённые на мощностях «Очаково».

Дело в том, что в 2000 году «Очаково» приобрёл краснодарский завод «Сатурн», который разрабатывает и производит солнечные и аккумуляторные батареи для космических аппаратов. Кочетов рассказывал, что выкупил оборонное предприятие, чтобы оно не отошло американцам: большой пакет акций завода тогда принадлежал человеку с российско-американским гражданством.

По другой версии «Очаково» планировало разместить своё производство на территории «Сатурна», писал, «Коммерсантъ». В обмен Кочетов обещал сохранить на «Сатурне» профильное производство и обещание сдержал: сейчас «Сатурн» почти полностью работает на госзаказе и стабильно прибыльно.

Как отказались продаться иностранцам

В 2005 году Heineken готова была заплатить за «Очаково» $600 млн, писала газета «Коммерсантъ». Кочетов мог выручить за принадлежащую его семье долю до $480 млн (тогда Алексею Кочетову, его дочери Инне и зятю Вячеславу Меркулову принадлежало примерно 60% предприятия), подсчитал РБК. Однако компанию так и не продали.

«Вам трудно меня понять, — говорил Кочетов. — Как человеку мне деньги не нужны. Я не шастаю по ресторанам. Если езжу отдыхать, то в Карловы Вары. Мне хватает моей зарплаты».

На пивном рынке «Очаково» постепенно теряло позиции. По данным Euromonitor International, доля компании с 5,6% в 2004 году упала до 3,4% в 2013-м. Предприятие сократило производство пива почти вдвое: с 52,7 млн дал в 2004 году до 27,8 млн дал в 2014 году, подсчитало РБК.

А вот на рынке кваса «Очаково» до сих пор стабильно лидирует: по данным исследовательской организации GfK, компания входит в топ-3 по продаже кваса в РФ.

Что происходило с прибылью «Очаково»

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года
Александр Зобов
кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой Маркетинга РУДН

Главная причина успешного развития — резкий рост рынка пива с начала 90-х годов вплоть до 2007 года. Потребление росло на 15–20% в год, и «Очаково» грамотно встроилось в этот тренд. Но после ужесточения рекламы пива вплоть до полного её запрета и изменения предпочтений потребителей продажи стали падать, поэтому собственники переориентировались на производство кваса, потребление которого, наоборот, стало расти. Секрет этой компании — эффективный менеджмент и постоянное отслеживание рыночных изменений.


Историк российской экономики Андрей Паршев, напротив, считает, что залог относительного успеха компании — неплохое наследие от СССР: когда производство было самым современным, а бренд — раскрученным.

Как отметил эксперт, приватизация была проведена через акционирование среди сотрудников предприятия, что позволило консолидировать права собственности.

«Самое главное — близость огромного платежеспособного рынка и грамотное управление: была сделана ставка на традиционный, любимый народом продукт — квас — в сочетании с применением современных технологий. Иностранные конкуренты, владеющие похожими производствами в России, спохватились не сразу, да и конкуренция в этой рыночной нише несколько ограничена самим видом продукции — привозить готовые напитки издалека невыгодно», — пояснил он.

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

© vk.com/ochakovo_ru

Что стало с приходом пандемии

Среди пивоваров с федеральным охватом «Очаково» пострадало сильнее других, утверждается в исследовании рынка пива за 2020 год.

«Розничные продажи компании сократились примерно на четверть. Спад происходил во всей стране, но особенно сильно на итоговый результат повлияло сокращение в Центральном регионе. Долю рынка и объёмы уменьшили все основные бренды, за исключением пива», — отметили аналитики.

Одной из причин они назвали то, что «Очаково» больше других федеральных производителей ориентировалась на традиционную, а не на сетевую розницу. Большую роль сыграло усиление конкуренции в экономичном сегменте.

«Микояновский мясокомбинат»

Как начинали

Микояновский мясокомбинат — одно из старейших предприятий Москвы. Первое упоминание о нём относится к 1798 году, и говорится там о мясницких бойнях, которые некогда располагались на месте современных микояновских корпусов. Именно этому предприятию мы обязаны появлением народной «Докторской» — одного из самых популярных в СССР сортов вареной колбасы.

Разработанная под руководством наркома Анастаса Микояна колбаса задумывалась как диетическое питание для советских граждан, «подорвавших своё здоровье в результате гражданской войны». Отсюда и название — «Докторская».

Микояновская колбаса, наряду с «кристалловской» водкой и «явскими» сигаретами, была неизменным атрибутом жизни советской номенклатуры. Приобрести колбаску из цеха № 1 комбината считалось столь же престижным, как, например, купить японский телевизор в «Березке».

Строительство самого завода началось в 1931 году — спустя год после поездки народного комиссара внешней и внутренней торговли СССР Анастаса Микояна в США, где он изучал мясную промышленность. Сперва предприятие был известно как Первый Московский колбасный завод, а в 1933 году мясокомбинат стал официальным поставщиком Кремля, и ему присвоили имя Микояна.

Уже в 2000-х компании пыталась использовать свою близость к власти в рекламных целях. После упоминания Кремля в рекламе «Микояновского» продажи комбината увеличились даже в январе, хотя обычно в этом месяце они падают, рассказывал директор по маркетингу Микояновского мясокомбината Олег Тимошишин.

В рекламе использовалось выражение «обеденная Дума» вместе со словосочетанием «Охотный Ряд» — и демонстрировался образ депутата ГД, который с аппетитом уплетал колбасу. Впрочем, депутаты Госдумы отнекивались от любви к микояновской колбасе. В их жалобе в Министерство по антимонопольной политике (МАП) РФ говорилось о том, что рекламный ролик «умаляет авторитет Госдумы», так как создаётся впечатление, что микояновскую колбасу едят депутаты. В итоге комбинат оштрафовали на 40 000 рублей за размещение ненадлежащей рекламы.

Как пережили 90-е

В начале 90-х предприятие приватизировали. А к 1998-му газеты запестрели вывесками: «"Микояновской" колбасы больше не будет». Гордость отечественной мясоперерабатывающей промышленности, мясокомбинат «Микоян» уволил большинство рабочих, а его имущество вовсю делили кредиторы.

К такому печальному финалу привело то, что на балансе комбината «висело» много неиспользуемых производственных мощностей, и за них приходилось платить коммунальные платежи. Кроме того, комбинат долгое время поставлял мясопродукты в кредит, а не по предоплате. К концу 1997 года общая сумма долгов перед комбинатом составила 160 млрд рублей.

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

© Пахомова Людмила/Фотохроника ТАСС

Каких успехов добились в нулевые

Но уже к началу нулевых основные производственные мощности комбината — 1-й и 2-й колбасный заводы — выкупил агропромышленный комплекс «Эксима». Он инвестировал в комбинат более $400 млн и заменил более 85% оборудования.

А к 2006 году Микояновский мясокомбинат отчитался о том, что занимает 4,5% российского рынка. Причём свыше 65% всех продаж приходилось на самые богатые регионы — Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

© ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков

Ещё одной статьёй доходов стали компенсации за незаконное использование товарных знаков, которые закреплены за компанией. Так, Микояновский комбинат отсудил 400 000 рублей за продажу сосисок под брендом «Советские», а ещё судился из-за товарных знаков с Царицынским и Дымовским мясокомбинатами.

Сейчас Микояновский мясокомбинат — один из крупных российских производителей мясной продукции. Группе «Эксима» принадлежит 87,5% его акций, остальное — у ЗАО «Очаково-Лоджистик». Чистая прибыль мясокомбината стабильно растёт от года к году.

Александр Зобов
кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга РУДН

«Микоян» — крупный игрок на рынке мясной продукции. Причина его успеха в силе бренда и общем росте рынка колбас и мясной продукции. Многие россияне старшего поколения помнят знаменитую «микояновскую» колбасу, и после приватизации эта «аура» бренда сохранилась.


По сути своей «Микоян» — не выжившее, а заново созданное советское предприятие, подметил историк российской экономики Андрей Паршев. «При оценке рыночной успешности "Микояна" надо учитывать, что современная его история началась только в 1998 году, когда контроль над предприятием установила корпорация "Эксима". При её поддержке возродилось отличное техническое оснащение, на предприятие вернулся кадровый состав (некоторые династии работали там по 200 лет)», — сказал он.

Сейчас предприятие ежедневно производит несколько сот тонн мясопродуктов и хорошо чувствует себя на рынке благодаря принятым российским правительством контрсанкционным мерам против импорта свинины, сказал Андрей Паршев. «Рыночная успешность производства тем не менее маловероятна, скорее всего, оно действует как имиджевый проект корпорации "Эксима"», — добавил эксперт.

Что происходило с прибылью «Микояна»

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

Что стало с приходом пандемии

Осенью 2020 года стало известно, что цеха Микояновского комбината могут снести для застройки жильём.

«Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что переговоры с владельцами завода ведёт девелопер Денис Бородако, который может действовать в интересах Группы ПИК. ПИК отказался от комментариев, сам Бородако назвал своё участие в проекте слухами.

Стоимость участка в 11,5 гектара риелторы оценивают в 6–7 миллиардов рублей. А выручка от реализации около 300 тысяч «квадратов» жилья, которые можно построить на этом месте, может составлять 40–45 миллиардов рублей.

Петродворцовый часовой завод «Ракета»

Как начинали

Петродворцовый часовой завод (позднее — часовой завод «Ракета») — одно из старейших предприятий в России. Его история начинается ещё во времена Петра I, который основал Петергофскую гранильную фабрику. На ней делали украшения из драгоценных камней. С приходом советской власти предприятие переименовали и переориентировали: сначала завод делал точные технические камни, а после войны его основным профилем стало производство часов.

На весь мир «Ракета» прославилась благодаря самым желанным для советского гражданина часам «Победа». Их выпустили к годовщине победы в Великой Отечественной войне, а название и характеристики этих часов утверждал лично Сталин.

Огромной популярностью пользовались и часы «Ракета», выпуск которых приурочили к полёту Юрия Гагарина в космос. Впрочем, в космос запустили именно «Победу», после чего эти часы активно рекламировали как выдержавшие все перегрузки за пределами Земли.

Ещё одним желанным трофеем стали часы «Ракета Полярные», разработанные специально для участников 16-й Советской антарктической экспедиции (механизм на 24 часа — специально, чтобы определять время за полярным кругом, где темно и днём, и ночью). Найти их было не просто: часы, которые стали частью экипировки полярных исследователей, в свободную продажу никогда не поступали.

Как пережили 90-е

Вплоть до развала СССР дела у «Ракеты» шли хорошо. Но затем случился экономический кризис, и завод приостановил массовое производство, сдав часть помещений в аренду. Сохранить наследие мануфактуры удалось только потому, что часы продолжали производить по спецзаказам.

Упадок 90-х жестко ударил по «Ракете». Но и 2000-й не принёс хороших новостей: в этот год умер директор Олег Тычкин, который руководил заводом с 1960-х и до начала 1990-х, а для «Ракеты» начались тяжёлые времена. Завод уже начали банкротить, а оставшиеся у него здания — сдавать под офисы и магазины. Но уже умирающий завод подхватили французы, поверившие в бренд.

Каких успехов добились в 2010-е

Восстанавливать завод принялся французский граф Жак фон Полье, приехавший в Россию больше 20 лет назад. За небольшие деньги француз выкупил у кредитора завода — Уральского горно-металлургического комбината — бывший цех по производству часов и оборудование.

Знакомые Полье вложили примерно 5 млн евро в модернизацию производства. На завод пригласили часовых инженеров из Швейцарии, которые работали с Rolex, Breguet и Hautlance.

Чтобы вернуть бренду «Ракета» былую славу, Полье привлекал к его рекламе знаменитостей — модель Наталью Водянову, режиссера Эмира Кустурицу, солистов балета Большого театра Анну Тихомирову и ее мужа Артема Овчаренко. Причем фон Полье уверял, что рекламировали часы они абсолютно бесплатно. Долгое время завод был убыточным, и денег на рекламу не было.

Так, в глянцевом журнале Eclectic появилась необычная реклама с Жаном фон Полье в главной роли: на фотографии на темном фоне — высокий обнаженный мужчина, в одной руке у него большой российский флаг, в другой — маленький швейцарский, которым он прикрывает интимное место. На фото слоган: «Ради завода "Ракета" я готов на всё».

Вернуть интерес к советским часам помогла и ещё одна, не менее спорная инициатива. В 2017 году «Ракета» выпустила часы с кровью потомка царской семьи. На 1-й минуте 53-й секунде рекламного ролика со словами «Мы придумали чёрные часы с кровью, моей кровью» потомок Романовых резал палец лезвием и разбрызгивал кровавые капли по пяти циферблатам.

Затем завод сделал ставку на открытие монобрендовых бутиков. «В мультибрендовых магазинах, где продаётся наша продукция, продавцы объясняют всё это очень плохо, — говорил Жак. — Так, например, премиальный часовой бутик Sublime, расположенный в ГУМе, в лучшем случае продает около 10 "ракет" в месяц, в слабые месяцы — 5–6 штук. Такой объём продаж неприемлем для бутика, так как это однозначно работа в минус».

Первый моносалон в Москве на Тверской, который открыли в 2017 году, окупился через месяц. Но не прошло и года, как граф отошёл от дел и уехал из России. Куда ― неизвестно.

Сейчас заводом руководит его партнёр по бизнесу — бывший юрист из США Дэвид Хендерсон-Стюарт. Само производство располагается в двух городах: в Москве работает креативный отдел из 15 человек, в Петергофе — около 100 человек в одном из бывших зданий завода.

Но здание, где с 60-х по нулевые располагалось основное производство часов, завод потерял. Сейчас там находится торгово-развлекательный комплекс «Ракета», остальные здания мануфактуры занимают магазины, кафе, рестораны и офисы.

Александр Зобов
кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга РУДН

Несмотря на общее падение продаж часов в России, «Ракета» выжила благодаря эффективному маркетингу и нишевой стратегии. Хотя собственники завода — иностранцы, они сделали ставку на российскую историю и культовые события, такие как освоение космоса и Арктики. Стратегия стала успешной, хотя продажи и небольшие.


Часовой завод «Ракета» нельзя назвать процветающим, не соглашается со своим коллегой историк российской экономики Андрей Паршев. «У мануфактуры сохранилось лишь около 10% от дореформенных площадей. Главный актив — квалифицированные кадры мирового уровня, техническое оснащение, но можно предположить, что выживание предприятия обеспечивается гособоронзаказом, работой для наших армии и флота», — сказал он.

Андрей Паршев
историк российской экономики

Сама отрасль в мировом масштабе изменила конфигурацию в результате глобализации. Если уж швейцарское часовое производство переехало в Азию... Сохранение этого производства жизненно необходимо для нашего ВПК, но в рыночной среде оно неконкурентоспособно.


(«Секрет» не нашёл в открытом доступе информации о деловом сотрудничестве «Ракеты» и Минобороны).

Что происходило с прибылью «Ракеты»

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

Что стало с приходом пандемии

Во время пандемии мануфактура продолжила свои рекламные активности, объявив о коллаборации с ювелирным брендом и пообещав восстановить детали часов из Нотр-Дама, уничтоженных при пожаре в 2019 году.

Как объяснили в «Ракете», во Франции технология производства таких монументальных часов была утрачена, в то время как у петербургского завода есть опыт разработки и производства самого большого механизма в мире — монументальных часов в атриуме ЦДМ в Москве: он весит 4,5 тонны, достигает размеров 6 на 7 метров и состоит более чем из 5000 деталей.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com