На что спустить выигранные в лотерею 10 млн. Версии предпринимателей
Треть россиян играют в лотерею. Чаще люди покупают билеты с надеждой, что выигрыш изменит их жизнь. Кто-то мечтает потратить миллионы на недвижимость, путешествия или автомобиль. Мы решили спросить у предпринимателей, а куда бы они потратили приз в 10 млн рублей. Но только с одним условием — сумму можно вложить исключительно в бизнес.
Ирина Ильина, основатель одноимённого бренда одежды
Потратила бы выигрыш на швейный цех и рыбную ферму.
Десять миллионов — не такие уж и большие деньги для бизнеса. На эту сумму я бы запустила производство своего бренда одежды и открыла швейный цех для пошива моделей и помощи начинающим дизайнерам.
Кроме того, можно было бы купить небольшое помещение для шоурума. Пространство, в котором молодые дизайнеры могли бы выставлять свои творения и общаться с потенциальными покупателями, проводить камерные показы коллекций. Здесь же можно было бы предоставлять возможность показать своё творчество ещё и дизайнерам украшений, обуви, сумок и т. д.
На это должно уйти около 5 млн, а вторую часть денег я бы направила на семейный бизнес — оборудование рыбной фермы. Для её создания есть все предпосылки. Например, дом на берегу озера. При этом появилась бы возможность облагородить берег водоёма.
На рыбной ферме занялась бы разведением различных видов, начиная от благородных осетровых и заканчивая привычными карпами.
Тут же бы сделали коптильный цех, чтобы предоставлять покупателям разнообразную продукцию. Наше озеро находится недалеко от областного центра, и в хорошую погоду на его берега приезжают много отдыхающих с семьями. А тут их ждала бы рыба свежая и копчёная.
Опять же, на озере бывает много рыбаков. А рыбалка — дело такое непредсказуемое, что можно вполне просидеть весь день с удочкой и остаться без улова. Чтобы не было обидно из-за зря проведённого времени — пожалуйста, (можно купить) рыбу на любой вкус.
Если бы у меня появились лишние 10 млн, я бы точно знала, куда их потратить. Пожалуй, даже не хватило бы на все мои задумки.
Сила Головатый, основатель маркетингового агентства «Брендика»
Потратил бы выигрыш на детский сад для детей сотрудников.
На выигранные деньги я бы открыл детский сад для ребятишек сотрудников. Стресс последних нескольких лет и необходимость заботы о детях так или иначе влияют на психологическое состояние и эффективность. Если ребёнок будет находиться рядом с родителем, то можно не тратить время на дорогу до детского сада.
Уверенность, что ребятишками занимаются профессиональные воспитатели, будет влиять позитивно на атмосферу в коллективе и на итоговый результат.
В принципе этих денег хватит на год полноценной работы небольшого дошкольного учреждения, а дальше можно расширить проект и сделать его самоокупаемым, привлекая на платной основе детей сотрудников расположенных рядом компаний.
Если же рассматривать инвестицию 10 млн в совершенно новый бизнес, то я бы предложил коллегам выбрать любой проект, который они считают важным для наших компаний. И вложил бы эти деньги в один такой проект или равными долями в несколько.
Отношусь к подобным «шальным» деньгам, которые падают с неба, так же легко, как они попадают ко мне.
Считаю, что внезапные лотерейные поступления просто должны принести пользу. Почему-то есть чёткое убеждение, что на подобной истории не построишь крутого бизнеса. Во-первых, это не такие большие деньги, а во-вторых, если я не заработал такую сумму в свой бизнес, возможно, бизнес не настолько эффективен, и эти деньги просто пройдут песком сквозь пальцы.
Надежда Упорова, учредитель и директор юридической компании «Упорова и партнёры»
Потратил бы выигрыш на юридический сервис для малого бизнеса.
Для меня есть два варианта потратить эти «случайные» деньги. Первый — создать юридический сервис для малого бизнеса. Есть огромное количество правовых вопросов, которые возникают у небольших компаний. Подобный сервис будет интересен, если начнёт предоставлять не просто ответы на вопросы, а алгоритм подготовки документов и при необходимости подачу их в госорганы.
Например, сейчас можно зарегистрировать компанию или внести изменения в ЕГРЮЛ через личный кабинет налогоплательщика, но мало кто об этом знает. Или подать отзыв на иск прямо на сайте картотеки арбитражных дел, но там тоже незнающий не разберётся. И в новом сервисе будут собраны все ссылки и пошаговый алгоритм. То же касается подготовки типовых договоров или сбора документов для получения лицензий.
Второй вариант — создать сервис для управления юридической практикой, которая поможет сделать работу юристов по всей стране (а их около 300 000–400 000 человек) более эффективной и результативной. Это касается и юристов, которые работают сами на себя, и тысяч профессионалов из юридических компаний и бюро.
Андрей Щемелинов, директор по развитию «Аромамедиа»
Потратил бы выигрыш на вечеринку для потенциальных партнёров.
Каждый из предпринимателей на выигранные деньги закрыл бы свою «микроболь» — подправил сайт, сменил бы коллектив или что-то ещё. Я бы на 8 млн закатил яркое мероприятие для потенциальных партнёров. Был бы щедрым на угощения и различные полезности для будущих клиентов.
Так сложилось, что в России в бизнесе больше технический склад ума и гуманитариям здесь сложнее. Поэтому я бы взял на себя ответственность устроить масштабное мероприятие, на котором люди смогут завести полезные контакты. Думаю, что 8 млн хватило бы на яркое и запоминающееся событие с точечным приглашением потенциальных клиентов и демонстрацией своих возможностей.
В России низкий уровень доверия к инновациям, и у нас любят потрогать, пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Так сказать, полностью познакомиться с продуктом или услугой. Именно эту полноценную демонстрацию я бы и организовал. Развлекательно образовал. Ведь я точно знаю, что им это нужно. Оставшиеся 2 млн от выигранной суммы выделил бы в качестве бонусов нашему небольшому штату.
Мария Романовская, основательница косметической компании М22
Потратила бы выигрыш на лабораторию и школу для ремесленников.
Для своего бизнеса я бы приобрела маленькую лабораторию, которая занималась бы изучением ингредиентов вроде трав в Сибири и новых растений, которые могли бы применяться в косметологии. Или даже шире — любых ингредиентов, которые есть только в России.
Огромное количество всякой косметики создано на основе ледниковой воды из Швейцарских Альп или какой-нибудь воды из источников. Но ведь и у нас есть свои ледники не хуже — и это направление было бы здорово развивать вместе с энтузиастами. Да и с 10 млн было бы спокойнее, что не надо брать кредиты и искать инвесторов. Для стартапера это важно.
Если брать российский бизнес вообще, то есть филантропическая идея — создание школы для обучения ремеслам. Здесь человек мог бы получить профессию, которая всегда сможет прокормить его. А второй задачей школы стала бы пропаганда пользы труда: мальчикам и девочкам нужно объяснять ценность труда вместо съёмки контента для «Тиктока». Думаю, что для российского бизнеса это было бы рывком вперёд. Ведь у нас не хватает, например, конструкторов и швей, которые делают платки с изящным итальянским подгибом, плетут кружева, как во Франции, создают уникального дизайна юбки и платья, а не штампуют одинаковое.
Без таких мастеров нам не поможет ни одно супероборудование, а если их станет больше, высокотехнологичное ремесленное дело продвинет лёгкую промышленность в России на шаг вперёд. Конечно, это отчасти утопическая идея, но начать определённо стоит.
Александр Свидовский, генеральный директор компании «Втор-пласт»
Потратил бы выигрыш на премии сотрудникам или вложение в активы.
Если у компании оборот больше 1 млрд в квартал, то любой уважающий себя бизнесмен вложит выигранные деньги, например, на развитие своей команды. Например, отправит сотрудников на полезное и качественное обучение или раздаст дополнительные стимулирующие премии. Кроме того, можно подарить работникам абонементы в спортзал или оборудовать специальную комнату отдыха для персонала на производстве или в офисе.
Если оборот компании — 10 млн рублей в квартал, то расходовать деньги на премии будет неправильно. Эти средства появились вне плана, поэтому нужно использовать их для того, чтобы дать толчок вашему производству или предприятию в целом. Всё зависит от вида деятельности. Например, производственной компании постоянно необходимо обновление и дооснащение оборудования. Если это торговая компания, то будет полезно вложить деньги в закупку нового товара. Фирма, предоставляющая услуги, например спа-салон, может вложить деньги в переезд в новое большое помещение с хорошим ремонтом. Важно отталкиваться от профиля компании и сферы её деятельности.
Лучший вариант — вложить эти деньги в активы. В противном случае деньги можно будет использовать только в рамках выигранного приза. Поэтому вложение в актив будет более целесообразно.
Без особых случаев не нужно за счёт выигрыша закрывать старые долги. Их погашение улучшит ваше положение, но скачка бизнесу не даст. Для вас эти деньги — возможность, которую необходимо правильно использовать для улучшения вашего бизнеса.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License