Полный офсайд. Почему женский футбол беднее мужского

И кто в этом виноват
12 августа в 19:38

В футбол играют более 250 млн человек. Из них 20 млн — девушки. Несмотря на то что история женского футбола началась одновременно с мужским, мы едва ли можем назвать имя хотя бы одной футболистки. «Секрет фирмы» разобрался, как устроен рынок женского футбола, в чём причина его низкой популярности и виноваты ли в этом мужчины?


Одна из лучших футболисток России — Надя Карпова. Популярность пришла к ней после того, как Лионель Месси лично включил её в список лучших молодых игроков.

До перехода в испанскую Valencia девушка играла за московское «Чертаново». В одном из интервью она призналась, что получала в Москве «не больше сотки». При этом зарплата Павла Погребняка (ФК «Урал») 10,8 млн рублей в месяц. И это далеко не самый высокооплачиваемый футболист в России.

Разница между оплатой мужского и женского труда есть по всему миру. В российском женском футболе эта проблема стоит особенно остро.

Вообще, женскому футболу пришлось преодолеть много препятствий на пути к мировому признанию.

Фото: thecfa.cn

Китай — родина футбола

Прототип современного футбола — древняя китайская игра с мячом под названием цуцзю́й (от кит. 蹴鞠 — «толкни мяч»). Найденные фрески с изображением этой игры датируются 206–220 до н. э. На них нарисованы две женщины, играющие в цуцзюй.

В 1790-х начали проходить первые ежегодные женские матчи в Шотландии, а в 1881-м был сыгран официальный матч женских команд в Великобритании. Одним словом, женский футбол начался одновременно с мужским и порою был даже успешнее. Так, в 1895 году на женскую игру в Лондоне пришло более 8000 зрителей.

Через несколько лет, в 1902-м, Футбольная ассоциация (первая и единственная организация в футболе на тот момент) запретила клубам-участникам принимать женские команды на своих полях. О причинах можно только догадываться. Кто-то пишет, что мужчины испугались конкуренции, другие настаивают на непривлекательности женской игры, а третьи пишут о вреде футбола для женского организма. К слову, тогда ФА полностью состояла из мужчин. Дальнейшее развитие женского футбола всё же продолжилось, только уже без поддержки ФА. Но всё изменилось с началом Первой мировой войны.

Медовый мяч, толпы фанатов и собачьи бега

Война заставила женщин заняться тем, что раньше делали только мужчины. Оставленные жёны заняли станки на заводах и взяли в свои руки тяжёлую промышленность. Так добрались и до футбола. Пока мужчин не было, работницы завода локомотивов и трамваев Dick, Kerr & Co из Англии обыгрывали дворовых мальчишек в футбол на перерывах. Хотя этот спорт был неприемлем для женского пола, считалось, что соревновательные игры поднимают моральный дух на производстве.

Сборная Британского женского футбольного клуба North со своего первого матча

Фото: wikipedia.org

Первый в мире Британский женский футбольный клуб был создан в 1885 году девушкой по прозвищу Нэтти Ханибол (Nettie Honeyball — Нэтти Медовый Мяч). Участницами были 30 девушек, а на их первый матч пришло более 12 000 человек.

К концу войны популярность женского футбола резко возросла, и у команд появилась идея проводить благотворительные игры. Они собирали деньги для раненых военнослужащих, а на их игру приходили десятки тысяч зрителей. Собранные суммы были выше 70 000 фунтов стерлингов (с учётом инфляции на сегодня — здесь и далее — около 161 млн рублей). Сами футболистки получали всего 10 шиллингов (на сегодня около 1200 рублей) на личные расходы после каждой игры.

Dick, Kerr Ladies в 1921 году

Фото: wikimedia.org

В 1920-м Dick, Kerr & Co уже играла в интернациональной лиге. На одном из своих матчей против команды Франции она собрала более 53 000 зрителей. Это был абсолютный мировой рекорд для женских команд. Он продержался почти век. В 2019 году его побил матч между футбольными клубами Atlеtico Madrid и Barcelona, на который пришло 60 739 фанатов.

После того как женский футбол оказался успешнее мужского (на финал Кубка Англии в 1921-м пришло 50 018 человек, ассоциация наложила на него повторный запрет.

В 1921 году было опубликовано постановление: «Мы получили жалобы на то, что в футбол играют женщины. Совет чувствует себя вынужденным выразить своё твёрдое мнение о том, что игра в футбол совершенно непригодна для женщин и не должна поощряться. Совет просит клубы, входящие в ассоциацию, отказаться от использования своих площадок для проведения таких матчей».

Капитаны команд приветствуют друг друга поцелуем. Англия, Престон, 1920 год

Фото: wikipedia.org

В ответ появилась Английская женская футбольная ассоциация. Но просуществовала она всего лишь год. Не найдя финансирования, женщины были вынуждены играть в парках и даже на полях, предназначенных для собачьих бегов.

Так начался 50-летний бойкот женского футбола.

Что было после?

Запрет отменили лишь в 1971-м. Тогда уже существовала созданная двумя годами ранее Женская футбольная ассоциация (The English Women's FA).

В каком состоянии находился женский футбол после полувековой «травмы»? Появившись исключительно как любительский вид спорта, уже в 1970-х футбол приносил игрокам-мужчинам 1200 фунтов в неделю (это эквивалентно сегодняшним 1 340 000 рублей). Рынок был уже сформирован.

Решив не ждать, пока ФИФА учредит главное событие в мире женского футбола — чемпионат мира, они несколько раз самостоятельно организовали мировые турниры.

В 1991-м прошёл первый официальный ЧМ среди женских команд. Всего в истории ФИФА их было 8, против 21-го мужского. Значительное отличие есть и в программе Олимпийских игр. Мужской футбол включили в программу с 1900 года. Женский — с 1996-го.

Вжух! И футбол превратился в рынок

Теперь о деньгах. Чемпионат мира — главное событие в мире женского футбола. Оно проходит, как и мужской ЧМ, раз в 4 года. Помните ЧМ-2018? За победу команда Франции получила $38 млн. Общий фонд ЧМ был равен $400 млн.

Помните ЧМ-2019? В нём победила сборная США. Футболистки получили $4 млн при фонде в 30. Да, общий призовой фонд был меньше, чем сумма, которую заплатили мужчинам-чемпионам.

Футбол окончательно превратился в многомиллиардный бизнес в 1995-м. До этого времени футболисты были привязаны к клубу контрактом, самостоятельно разорвать его было невозможно.

Товарооборотом управляли владельцы и президенты клубов, а сам футболист ничего не решал. В 1995 году Европейский суд ввёл институт свободных агентов — и всё изменилось.

Агенты — одни из ключевых игроков на рынке футбола. Они могут «уводить» игроков, регулировать цены и даже влиять на результаты матчей. Обычно агент получает процент от стоимости трансфера (переход игрока из одного клуба в другой). В Европе это 10%. В России профессия толком не регулируется. Из-за дорогой лицензии (10 млн рублей и 3,5 млн каждый следующий год) многие работают через ИП.

Главный сайт с информацией о стоимости футболистов — transfermartk.ru — посещают 39 млн пользователей в месяц.

На главной странице — рейтинг самых дорогих игроков. Первую строчку этого лета занимает Жоау Феликс. Ему 19 лет, и он перешёл в Atlеtico Madrid за €129 млн (около 9,4 млрд рублей). Это почти в два раза больше годового бюджета Пензы, а человек со средним доходом в России может заработать эту сумму за 25 000 лет. Дальше — больше. По негласным законам рынка футбола следующего более талантливого игрока не могут оценить «дешевле». И так до бесконечности. Игроки-женщины на сайте не представлены.

Немного фактов

Самый дорогой трансфер в женском футболе на 2018 год стоил $171 000(7,6 млн рублей). Такую сумму заплатили за переход Табиты Чавинги из шведской Kvarnsveden IK в китайскую Jiangsu Suning. Это в 127 раз меньше, чем стоимость перехода Жоау Феликса.

Фото: facebook.com/Tabitha-Chawinga

В официальном трансферном отчёте ФИФА за 2018 год можно увидеть, что 97% переходов у женщин прошло без какой-либо оплаты. В мужском этот процент чуть ниже — 85%. Почему такой высокий процент бесплатных трансферов? Всё просто: ФИФА документирует все процессы, происходящие в её структуре. Из 250 млн играющих в футбол топовых игроков около 25 000 — всего 10%. Остальные переходят бесплатно, но на зарплату выше или лучшие условия.

В женском футболе есть две графы — переходы стоимостью больше $25 000 — таких 1%. И переходы меньше $25 000 — 2%. В мужском же всё начинается с сумм в четыре раза больше. Трансферов дороже 1 млн больше 5%, при том что подобных сделок в мужском футболе в сотни раз больше (696 против 110 574 в 2018 году). Это €7 млрд против €500 000.

В футболе не менее важное место занимает зритель. Не будь его — не было бы религии и церкви Марадоны в Аргентине, музея Месси и Пеле. Помните толпы иностранцев летом 2018-го в Москве? Они заполнили всю Никольскую, носили футбольные шарфы и кричали «Оле-оле-оле!». На рекордном по посещаемости матче между Францией и Хорватией было 78 011 зрителей. Против 45 261 фаната на игре между Францией и Южной Кореей на женском ЧМ-19.

Все эти цифры влияют на суммы, которые зарабатывают игроки.

Для примера, самая высокая стоимость билета на ЧМ-2018 доходила до 66 000 рублей. Самые дорогие билеты на ЧМ-2019 стоили 4 178 рублей (€57).

Права на трансляцию игр женского чемпионата мира телеканалы могли купить за €6 млн (440 млн рублей). Расценки в мужском футболе могут показаться неадекватными. В 2018 году за показ ЧМ ФИФА установила цену в $120 млн (7,8 млрд рублей) (7,8 млрд рублей). В России мужские игры показывали Первый канал, «Матч ТВ» и «Россия-1». Из женского футбола показали только матч-открытие на телеканале «Матч! Футбол 3».

Борьба за равенство и низкие рейтинги

Женская сборная США по футболу недавно стала чемпионом мира в 4-й раз. Получив свои $4 млн, она решила подать иск против федерации за дискриминацию по половому признаку. Дело в том, что мужская сборная, в отличие от женской, ни разу не выигрывала ЧМ, а получает почти в три раза больше больше каждую игру.

В соцсетях стали обсуждать актуальный вопрос. Это привлекло дополнительное внимание СМИ, зрителей и государства.

«Мы почти не пишем о женском футболе, потому что он не представляет спортивного интереса для широкой аудитории. Если футболистка забьёт уникальный гол, условно, ударом через себя с 20 метров, или случится что-то ещё из ряда вон, мы, конечно, отразим это в нашей новостной ленте. Но в общем — нет», — говорит заместитель главного редактора «Чемпионата» Денис Целых.

«Пример: недавно сделали текст о женщине-арбитре, которая будет судить матч за Суперкубок Европы между Liverpool и Chelsea, — и этот материал собрал наименьшее число просмотров за день. Хотя, казалось бы, и событие топовое, и факт исключительный. Это лишний раз убеждает: женский футбол не интересен читателям. По крайней мере, в нашей стране. Полагаю, если телеканалы на регулярной основе начнут транслировать матчи женских команд, у них просто обвалятся рейтинги».

В этом и кроется главная проблема низких зарплат в женском футболе. Деньги, которые получает клуб, обычно складываются из четырёх составляющих: продажа билетов и атрибутики, телеправа, спонсорство и призовые за участие в топ-турнирах. Успех первого пункта напрямую зависит от остальных. Если у клуба мало денег, то он не сможет выступать на должном уровне. Если клуб не интересен широкой аудитории, то его игры никто не будет транслировать. Если клуб пропадает из СМИ, то его практически никто не знает.

А что у нас?

«Нам не хватает зрелищности на поле», — признаётся Ирина Подшибякина, игрок «Звезды-2005» (одна из лучших женских команд в России). На наших матчах довольно мало болельщиков из-за того, что СМИ не рекламируют нас. Если говорить о рынке женского футбола, то здесь нет агентов. Да, находятся люди, которые берутся за это из чистого интереса. Чтобы помочь девочкам. Людям невыгодно заниматься этим, тратить своё время и не получать почти ничего. Рассказать про трансферы? В основном мы договариваемся сами. Может кто-то просто позвать: не хочешь к нам? Доходит до такого».

Сегодня топовые мужские клубы имеют в своей системе и женские команды. Например, Manchester United, Chelsea, Bayern München, Liverpool и др. Скоро к ним присоединится Real Madrid.

«Я часто слышала разговоры о женском футболе, — продолжает Ирина. — Его хотят развивать. Именно поэтому у нас есть женские ЦСКА и „Локомотив“. Мы надеемся, что мужские клубы будут и дальше брать нас под опеку».

На вопрос о зарплате Ирина ответила, что не может разглашать информацию. Но добавила: «Наша оплата сильно отличается от Европы, и это наше упущение, ведь мы не показываем должного уровня футбола».

Как жить дальше

Заведующий Лабораторией исследований спорта ВШЭ Дмитрий Дагаев считает, что развитию женского футбола мешают в том числе распространённые стереотипы.

«Существуют исследования, которые показывают, что сравнительные успехи женских футбольных национальных сборных по сравнению с мужскими тем лучше, чем меньше в стране неравенство между мужчинами и женщинами в экономике, политике и других сферах жизни», — отметил Дагаев.

По его словам, росту мешают несколько факторов как на стороне спроса, так и на стороне предложения.

«Во-первых, существующие до сих пор стереотипы о том, что футбол — не женский вид спорта (видели ли вы, что вытворяет на поле Марта?), ограничивают контингент болельщиков на стадионе и перед экраном. Это, в свою очередь, тормозит приход спонсоров и инвесторов. Как результат, зарплаты и трансферная стоимость футболисток намного ниже, чем футболистов.

Подходящим видится изучение опыта успешных женских видов спорта: тенниса, биатлона, кёрлинга и других (Серена Уильямс и Магдалена Нойнер известны и зарабатывают (зарабатывали) не меньше коллег-мужчин)», — поделился эксперт.

Вторым моментом, который мешает развитию женского футбола, становится репродуктивный аспект. «Карьера спортсменов приходится как раз на возраст высокой фертильности, а существенная доля женщин не готова предпочесть футбол рождению и воспитанию детей, — отметил Дмитрий Дагаев. — Футбол — массовый вид спорта, в котором разница между количеством профессиональных спортсменов разных полов будет намного более заметна, чем в таких элитных видах спорта, как упомянутые выше теннис, биатлон и кёрлинг».

Взгляд со стороны

«На стадионе ЦСКА в мужском футболе собирается 30 000 зрителей. Как бы ни благодарили парни фанатов после игры, что бы ни говорили в интервью, они немного как бы недоступны», — рассказал один из болельщиков.

«После каждого матча ЦСКА-ж девушки общаются с болельщиками, благодарят за поддержку и прочее, что поклонников ЦСКА не может оставить равнодушным. Да я думаю, так и в других командах происходит. С этой точки зрения игры женщин более домашние, что ли. Душевная атмосфера, в общем.

Если говорить о количестве зрителей, то максимум, что я видел, это около 300 человек.

Билеты на домашки ЦСКА бесплатные, на „Локомотив“, что в Москве, тоже. Был в Иванове, там тоже свободный вход. Думаю, что если и есть где-то платные, то это исключение из правил. Хотя и так полтора землекопа ходит, просто финансово невыгодно ещё и билеты печатать и кассиру ставку платить.

Матчи проводятся, насколько мне известно, днём, чтобы не тратиться на электроэнергию, рекламы — ноль, так что описанные мной 300 и в Перми, и в Краснодаре есть, не более», — поделился болельщик.

Если говорить о привлекательности женского футбола со стороны рекламодателя или инвестора, то у России всё не очень хорошо. По запросу «женский футбол» во «ВКонтакте» мы нашли всего несколько пабликов. В самом популярном было 8 152 участника. Фан-страниц отдельных звёзд нет совсем. Кстати, вы знаете французскую футболистку Лор Булло? В Facebook у неё чуть больше 500 000 подписчиков. Похожая ситуация и с Хоуп Соло (2 млн подписчиков), Алекс Морган (3,5 млн), Марта Сильва (361 000) и др.

«Что касается раскрутки футболисток, то тут важна готовность обеих сторон. Если высокие профессиональные результаты будут сочетаться с желанием построить классный индивидуальный бренд, то всё обязательно получится», — продолжает Дмитрий Дагаев.

«Например, прекрасное видеоинтервью популярного блогера Красавы с Анастасией Пустовойтовой, первым арбитром в истории России, удостоившимся права работать на финале Лиги чемпионов, собрало уже более 1,25 млн просмотров на YouTube. Женский футбол ждёт хорошее будущее».

Такие инфлюенсеры кажутся интересными для компаний и людей, готовых вложиться в спорт. Для большинства спонсоров и рекламодателей контракт с известными женщинами-спортсменами — в первую очередь участие в актуальной повестке и публичная демонстрация свой поддержки. В мире всё больше растёт тренд на феминизм, и кто знает, к чему это приведёт на рынке женского футбола.

Фото: shutterstock.com/vostockphoto