Точно не Диснейленд. Что делать в новом парке аттракционов «Остров мечты»
Сказочный ТЦ29 февраля открылся «Остров мечты» — крупнейший в Европе крытый тематический парк. 300 000 кв. метров, восемь лет строительства и более 60 млрд рублей частных инвестиций — стоила ли игра свеч? Рассказываем о плюсах и минусах долгостроя в Нагатине.
Как появился русский Диснейленд
Первое упоминание парка аттракционов в Москве появилось в 2013 году — тогда ГК «Регионы» обещала построить сеть тематических парков с героями мультфильмов DreamWorks в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. В 2014 году проект в Нагатинской пойме одобрили московские власти, и со студией DreamWorks Animation подписали лицензионное соглашение. Тогда же планировалось, что один из павильонов займут аттракционы, посвящённые персонажам «Союзмультфильма».
Однако через год концепция поменялась: DreamWorks отказалась подписывать соглашение с российскими застройщиками — американская компания потребовала сделать парк монобрендовым, что не давало возможности использовать российских мультипликационных героев.
В 2015 году представили новую концепцию «Острова мечты» — парка развлечений «с уникальным национальным колоритом», где будут представлены герои из знаменитых отечественных и зарубежных мультфильмов. «Вот нам тут Бэтмены не нужны. Чебурашка, крокодил Гена, Волк и Заяц — и тогда дети будут этот парк любить», — говорил в то время министр культуры Владимир Мединский. Однако парка с упором на отечественную культуру сделать тоже не получилось — в 2018 году «Союзмультфильм» отказался от партнёрства, сочтя его невыгодным. Пришлось выкручиваться.
В парк вложили около 1,5 млрд долларов, строительством занимался холдинг «Остров мечты», относящийся к ГК «Регионы».
В итоге в парке открыли девять тематических зон: «Черепашки-ниндзя», Hello Kitty, «Деревню Смурфиков», «Отель "Трансильвания"», «Гонку мечты», «Маугли в стране динозавров», «Заброшенный дом», «Замок Снежной королевы» и «Сказочную деревню». Последние пять стали переработкой оригинальных историй Редьярда Киплинга, Ганса Христиана Андерсена и сказки о Буратино.
Закрытая часть проекта занимает 300 000 квадратных метров, а ландшафтный парк — ещё 44 гектара. Крытая территория делится на городской променад и тематический парк аттракционов. Вход на городской променад бесплатный, а вот за то, чтобы покататься на аттракционах, придётся заплатить от 2000 до 5000 рублей в зависимости от возраста и дня недели.
Ожидается, что посещаемость парка в первый год составит 50 млн человек, а зоны с аттракционами — 7,5 млн человек. Во вторую очередь строительства на территории появятся благоустроенная набережная с круизным портом, детской яхтенной школой, банкетно-концертным залом и четырёхзвездочной гостиницей с 900 номерами.
Концепция объединения развлекательных зон с торговыми центрами не нова — например, в Нью-Джерси постепенно отстраивается молл American Dream, который позиционируется как конгломерат различных парков развлечений под одной крышей. Причём выглядит всё намного продуманней и симпатичнее — там можно и на аттракционах покататься, и поиграться с Lego, и скатиться на горке на, пусть и ненастоящем, горном курорте. При этом в молле есть магазины, но они идут скорее как дополнение к парку аттракционов, чем как его основная цель.
Парк или торговый центр
Уже на подъезде к станции метро «Технопарк» виден большой бежевый замок с башенками и витражами. До него можно добраться по надземному переходу. Пока же центральный вход в парк закрыт по техническим причинам. Приходится идти в северный, но и там есть проблемы — автоматические двери не выдержали потока посетителей и сломались. Приходится огибать махину дворцовых декораций и строительного мусора, который остался на территории парка, — шланги, мешки, доски. Витражи тоже покрыты строительной пылью.
В общем, на Диснейленд пока не похоже. Владельцы «Острова мечты» слезно просят не сравнивать его с международным гигантом в сфере парков аттракционов — мол, у нас своя концепция и эстетика, никакого отношения к Диснейленду мы не имеем.
Пободавшись с парой охранников, попадаю внутрь. Кажется, я попала не в парк аттракционов, а в обычный торговый центр. Бесплатный городской променад, который предваряет тематический парк, — огромная ретейл-зона с корнерами знакомых брендов вроде H&M, Incanto и Befree и кучей кафе и ресторанов.
Единственное, что отличает торговый центр в «Острове мечты», — деление на географические зоны, здесь есть «Барселона», «Рим», «Москва», «Лондон» и «Беверли-Хиллз» с копиями 120 фасадов известных зданий: от Дома Бальо до Колизея. Выглядит это как пластиковые разноцветные коробки.
В честь открытия на каждой «улице» выступают аниматоры в костюмах центурионов, королевских гвардейцев и мимов, сопровождается это грохочущей музыкой. Со звуком у торговой зоны явно проблемы: то ли из‑за обилия сцен с разными мелодиями, то ли из‑за особенностей стеклянного купола (кстати, самого большого в России). Добавьте к этому толпы людей с маленькими детьми.
Комментарии прессе даёт председатель совета директоров «Острова мечты» и главный акционер компании Амиран Муцоев.
«Чтобы воплотить в жизнь подобный проект, одних денег недостаточно, даже очень больших. И хотя в нашей стране очень много людей, которые богаче меня во много раз, «Остров мечты» построил именно я. Знаете почему? Сегодня в мире много тематических парков, но все почему‑то вспоминают Диснейленд. И это потому, что непосредственно сам Уолт Дисней вложил в проект свою душу, самого себя. И, если ты сам не занимаешься этим проектом, не увлекаешься, если ты не творческий человек и не живешь им, построить подобное просто невозможно».
В начале Муцоев мирно рассказывает про парк: пока что здесь работает 20 аттракционов из 24 — остальные обещают открыть к концу марта. Внезапно в круг прессы врывается мужчина со словами «Что за говно вы построили?». Все оборачиваются. «А цены? Вы видели цены? На семью из четырёх человек придётся потратить 20 тыс. рублей! За что?» — возмущается он.
Цены на билеты в «Остров мечты» — 2600, 2900 и 9900 рублей для ребёнка, взрослого и семьи с двумя детьми (в будние дни ниже). Билет Fast Pass для прохода без очередей стоит примерно в два раза дороже. Беседа снова приобретает нейтральный характер. «Единовременно парк может вместить до 25 000 человек в парке аттракционов и до 40 000 человек в променаде. Мы ожидаем, что люди будут проводить тут максимум шесть часов», — говорит Муцоев.
«Меня часто обвиняют в пропаганде американской культуры, но это не так. 60% парка основано на созданных нами героях на основе уже существующих популярных сказок. Мы для этого наняли лучших сказочников и фантазёров, они придумали новую концепцию. Поэтому здесь совершенно уникальные аттракционы, мы решили не брать всем известных героев, а захотели пойти по более сложному пути, — отвечает Муцоев, умалчивая о разногласиях с "Союзмультфильмом". — Вы просто пока ещё не знаете этих сказок, потому что мы их только что тут вот и написали». «Маугли в стране динозавров» — не единственный странный микс «Острова мечты».
Аттракционы
В зоне аттракционов уже находятся ревущие толпы. «О, у вас Fast Pass», — говорит мне девушка на входе. Хоть где‑то повезло, не буду стоять в очередях, как в гардеробе, где работало всего четыре сотрудника, поэтому некоторые посетители самостоятельно искали свои куртки.
Возможно, мы избалованы Диснейлендом и «Порт Авентурой», но первое, что бросается в глаза, — скромные размеры тематического парка. Детей на удивление немного. Большинство пришедших в первый день работы «Острова мечты» — взрослые люди и подростки.
Для посетителей поменьше в парке открыта одна из самых красочных и проработанных зон — «Деревня Смурфиков». Не факт, что современные дети представляют, кто такие Смурфики, но это не отменяет неплохой стилизации зоны — яркие грибы, цветы, пластиковая трава и весёлая музыка. Ко всему прочему, здесь расположены аж восемь аттракционов, в том числе колесо обозрения, интерактивная «Башня Гаргамеля» и поющая карусель.
Самая большая зона парка — «Маугли в стране динозавров». Пальмы, камни, канатные мосты, пещеры и, конечно же, угрожающий трицератопс, который раз в минуту грозно смыкает пасть. «Маугли» отгорожена от других зон каменными воротами: здесь и правда создаётся впечатление, что находишься в тематическом парке. В зоне много аттракционов, причём для всех возрастов. Те, кто помладше, могут прокатиться в «Летной школе» с возможностью регулировать траекторию полёта, а для взрослых есть «Храм огня» — экстремальный аттракцион, который подбрасывает людей на высоту пятиэтажки и быстро крутит в воздухе. По словам работника аттракциона, подготовка посетителей к поездке занимает около шести минут. Перед посадкой несколько раз спрашивают: «Ни у кого нет проблем с сердцем или с опорно-двигательным аппаратом?» Вроде ни у кого. После шести переворотов в воздухе вокруг своей оси кажется, что желудок вывалится через рот. Правда страшновато.
Следующей зоной стали «Черепашки-ниндзя». Антураж здесь тоже не сказать что плохой — согнутые дорожные знаки, полуразрушенные здания и тревожная музыка делают своё дело. Горка, похожая на классическую американскую, под названием «Полёт в тоннеле» пока закрыта, но в конце марта её обещают разогнать до 80 километров в час и катать посетителей в полной темноте — это описание напомнило мне «Гиперкосмическую гору "Звёздных войн"» в Париже.
Пока работает ещё одна «крутилка» — «Молот судьбы». Принцип горки простой — маятник, который раскачивается и крутит желающих испытать вестибулярный аппарат по часовой стрелке.
Рядом с «Черепашками-ниндзя» находится до невозможности милая зона Hello Kitty — как и «Смурфики», исключительно для малышей. Здесь всего один аттракцион, зато много аниматоров в костюмах японской кошечки.
В футуристическом городе, под который стилизована зона «Гонка мечты», находится экстремальная «Гонка будущего». После нескольких минут в очереди оказывается, что аттракцион временно не работает по причине технических неполадок. Весело! Первый день работы, а уже что‑то сломалось. Как оказалось позднее, это не единственный сломавшийся в первый день работы аттракцион — из строя также вышли «Молот судьбы» и «Бездна первого Крэнга», но их быстро починили.
Остальные четыре зоны довольно скучные: единственный аттракцион в «Отеле "Трансильвания"» ещё не открыли, «Ледяная карусель» у Снежной королевы показалась довольно посредственным развлечением, «Сказочная деревня» с кукольным театром явно рассчитана на людей помладше, а «Заброшенный дом» оказался даже не зоной, а одним аттракционом — пара аниматоров прыгают под не очень жуткую музыку.
Мечты ли?
Парк работает всего несколько дней, но вокруг него уже много споров: он построен на месте природной зоны Нагатинской поймы, больше похож на торговый центр, чем на место для детских развлечений, и воспроизводит примитивную и несовременную архитектуру, а чуть ли не половину территории занимает парковка, которую не сделали подземной или многоуровневой.
Что тут главное: ретейл или развлечения? Качество или выгода? Дети или деньги их родителей? Смогут ли туристы из регионов отдать 10 000 рублей за билеты, чтобы проникнуться «русским Диснейлендом» и оценить, каким комфортным и европейским стал город? Может, сюда будут ходить семьи, которым наскучил субботний отдых в торговых центрах у дома? Или «Остров мечты» станет пристанищем москвичей, ищущих нетрадиционных развлечений, в качестве главного из которых будут иронические посты в Facebook? Побывав в парке, задаёшься вопросом: зачем это всё?