secretmag.ru
Опубликовано 19 августа 2019, 22:30

Виноваты не птицы. Почему мусор становится причиной авиакатастроф

И что с этим делать

Утром 15 августа самолет Airbus А321 «Уральских авиалиний» вылетел в Симферополь из аэропорта Жуковский. На борту судна находилось 234 человека. Через некоторое время 76 из них обратятся за медицинской помощью, пятеро получат ордена Мужества, а двое — пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин — станут Героями России.

Виноваты не птицы. Почему мусор становится причиной авиакатастроф

Во время взлёта Airbus А321 столкнулся со стаей чаек. Это привело к остановке двигателей и аварийной посадке на кукурузном поле в Подмосковье. Приземление прошло успешно — все пассажиры выжили, лишь несколько получили травмы разной степени тяжести. 234 человека спаслись благодаря не только мастерству пилотов, но и удачному стечению обстоятельств — недалеко от аэропорта оказалось достаточно большое поле без крупных камней или пней, а спелая кукуруза самортизировала корпус судна.

О том, кто или что стало причиной происшествия, разгорелись споры: «в лидеры» быстро выбилась свалка, которая то появлялась, то исчезала из публикаций и заявлений пресс-секретарей.

Место жесткой посадки лайнера Airbus-321 в результате попадания птиц в двигатели.

Место жесткой посадки лайнера Airbus-321 в результате попадания птиц в двигатели.

© mskagency.ru

Кто устроил свалку

Чайки часто прилетают на мусорные полигоны, чтобы поживиться пищевыми отходами. Изучив локацию вокруг места происшествия, можно обнаружить расположенное в 2 км от аэропорта озеро Глушица, которое давно стало предметом для судебных исков и жалоб.

Дело в том, что в 2010 году на берегу озера появился бетонный завод. Его построила компания ООО «Гарант-Строй», принадлежащая главе Волоколамска Андрею Вихареву. В 2014 году, когда Вихарев ещё был депутатом областной думы, глава московского отделения партии «Яблоко» Сергей Митрохин обвинял его в незаконном строительстве этого завода.

В 2018 году Вихарев получил назначение на пост главы Волоколамска после того, как его предшественника Евгения Гаврилова отправили в отставку на фоне ситуации с подмосковной свалкой «Ядрово». По словам Вихарева, он продал «Гарант-Строй» ещё в 2011 году. Новым владельцем компании стал депутат городского округа Жуковский Родион Кузин, который входит в Комиссию по вопросам ЖКХ, благоустройства, градостроительства и природопользования. Предприниматели были знакомы ещё до совершения сделки: Кузин начинал свою деятельность в Подмосковье в строительных проектах Вихарева, в результате которых пострадали тысячи дольщиков и понёс потери государственный бюджет.

По словам министра экологии и природопользования Московской области Дмитрия Куракина, озеро Глушица замусорили, когда этим участком владел Кузин.

В мае 2017 года Росприроднадзор начал получать жалобы на «несоблюдение экологических норм» на озере и сразу подал иск на 25 млн рублей за «причинение вреда окружающей среде». Управление участком взяла на себя администрация Жуковского. Как утверждает местный депутат Сергей Рязанов, с начала года с озера вывезли 500 грузовиков мусора, но до нужного результата ещё далеко.

Мусор, чайки, самолёты

О том, что летающие над свалкой чайки могут стать причиной авиакатастроф, ещё в 2017 году предупреждала член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области Елена Гришина.

Елена Гришина
Член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области

Сегодняшняя ситуация действительно может быть связана с этими чайками, которых очень большое количество на водоёме. К сожалению, когда происходят какие-либо катастрофы, только тогда начинают заниматься этими проблемами. Инспекторы в своё время били тревогу, принимали участие в рейдах. Надеюсь, что сейчас эта ситуация, которая сложилась за многие годы, будет исправлена. Раньше там были потрясающие места отдыха для местных жителей, красивые озёра, которые превратились в мусорные свалки.


По словам активистки Нины Комаровой, с 2011 года на озеро стали завозить бытовые отходы и строительные материалы со всей Московской области.

Нина Комарова
Участница инициативной группы по сохранению озера Глушица

Не только завод захламлял озеро. КамАЗы один за другим шли. Мы записывали номера, мы их останавливали, мы писали во все инстанции. И в администрацию нашу, и в область — без результата. Один малый карьер завалили полностью. Но за последний год большую часть его территории очистили, мусор почти весь вывезли. Но на дне он остался, и чайки прилетают.


Как утверждает Дмитрий Куракин, на эту территорию не завозят отходы уже год. Сейчас там остался в основном строительный мусор, который птицы не едят. Этой точки зрения придерживается и старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцева РАН Виктор Зубакин.

Виктор Зубакин
Старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцева РАН

Конечно, свалки для чаек, для врановых птиц, скворцов и голубей — это место для кормёжки. Но чайки предпочитают крупные свалки, если существует локальная — чайки туда не летают. Крупных свалок за последние два года в Подмосковье стало меньше. На озере Глушица гнездятся озёрные чайки, они уже покинули колонию в июле, и сейчас там практически никого быть не должно, они улетели все. Они гнездятся там, потому что это озеро, зарастающее рогозом — именно такой гнездовой биотоп подходит озёрным чайкам. Но самолёт столкнулся с сизыми чайками, а они, скорее всего, пришлые, прикочевавшие. Они с северных регионов к нам летят. И, безусловно, концентрируются в кормных местах.


16 августа Минэкологии Московской области провело проверку, в результате которой выяснило, что над Глушицей в день происшествия чаек не было. Сейчас озеро выглядит вот так:

В ведомстве указали на ещё одного возможного виновника — перегрузочную станцию «Экосервис», которая располагается в километре от аэропорта Жуковский. Куракин согласился с тем, что вторая компания с большей вероятностью могла создать условия для авиапроисшествия. «Я думаю, что за ней придётся дополнительно понаблюдать, потому что птиц там было больше всего объективно. Определённо, этот объект птиц привлекает», — рассказал Куракин.

Мусорные проблемы и решения

Поиск виноватых в жёсткой посадке Airbus А321, возможно, ни к чему не приведёт, но проблема нелегальных свалок останется. «Секрет фирмы» узнал у Андрея Заутера, партнёра Strategy Partners и руководителя практики «ТЭК и ресурсы», в каком состоянии находится отрасль и как можно изменить ситуацию.

Андрей Заутер
Партнер Strategy Partners и руководитель практики «ТЭК и ресурсы»

— К началу 2018 года в России накопилось 70 млн тонн твердых коммунальных отходов. Из них около 40% — органические отходы. Практически все твёрдые коммунальные отходы (ТКО) в России вывозятся на мусорные полигоны, санкционированные или несанкционированные свалки. Ежегодно площадь свалок в России увеличивается на 0,4 млн га. На переработку отправляется только 4–5% мусора, и только в самых благополучных регионах — около 7%.

В 2019 году в России стартовала реформа отрасли обращения с отходами, в которой страна нуждалась уже давно. Новая система обращения с отходами нацелена на избавление от несанкционированных свалок, создание нового формата сбора отходов, их сортировки, утилизации и захоронения и на модернизацию законодательства, не отвечающего современным потребностям и тенденциям. Предполагается, что постепенное внедрение ответственного природопользования и потребления должно сформировать всеобщее экологическое сознание и новую культуру.

Национальный проект «Экология» обещает революцию в области обращения с отходами к 2024 году. Правительство рассчитывает увеличить долю перерабатываемого мусора с 7% до 36%.

Теперь каждый субъект России обязан заключить договор с региональным оператором, который, в свою очередь, может работать с субподрядчиками. Регоператор обеспечивает сбор, накопление, транспортирование, обработку (сортировку), утилизацию, обезвреживание, размещение отходов в зоне своей деятельности на территории субъекта. После транспортирования отходы отправляются на мусоросортировочные комплексы, где вручную изымаются полезные фракции для дальнейшей переработки. Неперерабатываемый мусор попадает под пресс и плотно утрамбовывается в брикеты.

Виноваты не птицы. Почему мусор становится причиной авиакатастроф

© mskagency.ru/ Сергей Ведяшкин

Затраты на вывоз и захоронение ТКО раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения. Теперь эта услуга коммунальная и выставляется отдельной строкой в квитанции за коммунальные услуги. В тарифе учитывается процент за негативное воздействие на окружающую среду.

В общей сложности в реформу отрасли нужно привлечь около 300 млрд рублей частных денег. Но как их собрать, пока не очень понятно. По данным Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), за последние десять лет в области обращения с отходами было всего 19 проектов на 30 млрд рублей (доля концессионных соглашений в этой сфере составляет 1% от всех соглашений). За первое полугодие 2019 года концессий с инвестиционными обязательствами свыше 100 млн рублей в сфере обращения с отходами не заключено.

Ещё предстоит проделать огромный путь по выстраиванию «идеальной» цепочки работы региональных операторов с населением, региональными и федеральными властями, переработчиками, а также по внесению множества корректировок, поправок и преобразований. И, возможно, тогда ситуация с мусором в России изменится в лучшую сторону.

Чайки показали выход

Мусорная реформа, увеличивающая долю переработки мусора до 36%, — не единственная мера. «Коммерсантъ» выяснил, что вице-премьер Алексей Гордеев поручил Минфину, Минпромторгу и Минэкономики рассмотреть возможность утилизировать до 100% товаров и упаковки.

Такие нормативы, по задумке Минприроды, могут увеличить объем экосбора с 2,2 млрд рублей (в 2018 году) до 136 млрд рублей, однако сроках введения новых стандартов информации нет. Эксперты издания засомневались в эффективности подобных мер, так как увеличение нормативов переработки может сказаться в первую очередь на тех, кто уже добросовестно перерабатывает отходы. В то же время в поле зрения регуляторов находится всего 1% компаний, которые обязаны этим заниматься.

Вне зависимости от того, будут ли приняты более жесткие нормативы по переработке или произойдет активизация реформы отрасли по обращению с отходами, авария Airbus A321 уже привлекла внимание к проблеме мусора.

Фото: shutterstock.com/vostockphoto