Суровые уроки 2020-го. Чему научился российский бизнес во время коронакризиса
Рефлексия предпринимателей и топ-менеджеровНе надеяться на господдержку, больше заботиться о здоровье и всегда иметь под рукой антикризисную команду — этими и другими выводами и инсайтами с «Секретом» поделились руководители и владельцы известных в России компаний. Публикуем самые интересные фрагменты из их рассуждений о личных и деловых итогах 2020 года.
Бизнесу в нашей стране пришлось спасать и себя, и того парня. У этой истории один вывод: не ждать помощи извне. Нужно не впадать в оцепенение, не тратить время на отрицание кризиса, а сразу действовать исходя из новых реалий. Например, мой бар My Big Love в пандемию стал маркетплейсом, а Gett в карантин сместил фокус с агрегатора такси на службу доставки.
Важно выстроить диалог внутри бизнес-цепочки сотрудников, поставщиков, контрагентов. Стараться быть предсказуемым. Это поможет сохранить партнёрство в меняющихся условиях, минимизирует убытки для всех.
Если и верить, то в научно-технический прогресс. Я одним из первых сделал прививку от COVID-19. Вакцинация для меня — история про управление рисками. Если ты работодатель, топ-менеджер, от тебя зависят люди — честнее и правильнее такой риск снизить.
Могу выделить три осознания, или инсайта:
1. Ценность психологического и физического здоровья. Весной я стал больше времени уделять своему здоровью: прошёл полное медицинское обследование, поменял режим сна и питания, снизил рабочую нагрузку и уровень стресса, начал ежедневно заниматься спортом и подолгу гулять. Думаю, что здоровье — это фундамент для достижения наших целей и результатов, и здесь работает принцип «тише едешь — дальше будешь».
2. Ценность людей — семьи, друзей, команды и клиентов. Пандемию и мировой кризис невозможно пережить без поддержки семьи, коллег, любимого человека. В человеческих связях появилась некая дополнительная ценность. Мне кажется, это отразилось и на бизнесах. Люди ожидают от компаний большего акцента на душевности, человечности. Если компания настроена прагматично, готова на всё ради наживы, такая философия всё больше отталкивает и потребителей, и сотрудников.
3. Ценность природы и планеты. Планета напомнила нам, что мы можем оказаться лишь временными её обитателями. Многих людей и бизнесы это заставит задуматься о том, как стать более экологичными. Ждём расцвет покупки б/у вещей и распространения концепции разумного потребления — покупки только того, что долговечно, действительно нужно или задевает особые струны в нашей душе.
За этот год я понял, что антиглобалисты не проиграли, а очень даже успешно противодействуют глобализации. Раньше существовал очевидный для всех тренд: наиболее квалифицированные кадры эмигрировали в Европу и США и создавали там товары, оплата за которые также начинала уходить за границу. Из-за этого страны, из которых уезжали ценные кадры, лишались квалифицированной рабочей силы и денег.
Коронавирус же сильно изменил ситуацию в пользу антиглобалистов. Во-первых, теперь, чтобы эмигрировать из страны, не нужно работать на международную компанию. Во-вторых, деньги уже нет смысла консолидировать в стране, где находится штаб-квартира транснациональной корпорации, потому что налоги там обычно выше. В-третьих, у людей появилась возможность получать зарплату на уровне первых стран, а тратить её по ценам третьих стран. Таким образом, уже скоро вторые и третьи страны мира будут привлекать квалифицированную рабочую силу.
В результате в выигрыше окажутся все: и люди, и страны, и даже транснациональные корпорации. Последние — за счёт того, что вторые страны не будут беднеть, а наоборот. И, соответственно, у людей появится больше финансовых возможностей покупать товары, производимые корпорациями.
Конечно же, это большая поддержка для России — теперь мозги меньше будут утекать в Северную Калифорнию, кадры останутся на родине. Соответственно, в следующем экономическом цикле, который начнётся в 2021 году, экономику России ожидает бурный рост.
2020 год больше затронул бизнес с гуманитарной стороны, чем с экономической, тем самым радикально изменив и усовершенствовав подходы к управлению.
Безусловно, и до 2020 года было много кейсов, подтверждающих эффективность удалёнки и использования различных инструментов связи для коллабораций между брендами. Но локдауны и изоляция ещё больше демократизировали отношения компаний с собственными сотрудниками и партнёрами: они стали гибче, что позволяет, например, построить более эффективный диалог с коллегами из других городов и стран, а также с иностранными контрагентами.
Главный инсайт 2020-го для меня лично это то, что в онлайне теперь все — не только молодёжь и гики, как это было на заре интернета, но и наши родители, дедушки и бабушки. И это влияет на сами платформы: мы учимся говорить на другом языке, помогаем разобраться и освоиться.
Урок первый: «Команда — это всё». В бизнес-книгах нам всегда говорят: «Готовьте процессы и людей под любую задачу». В настоящей жизни для этого чаще всего не хватает времени. Пандемия научила нас тому, что команда важна как никогда ранее. Важна для масштабирования, для эффективной работы в новых условиях на удалёнке.
Урок второй: «Важно уметь меняться». Потребитель изменился, для него стали важны надёжность, забота о его безопасности и доверие к бренду. Поэтому важнейшим навыком стало умение быстро трансформировать маркетинг в эмоциональный и сделать так, чтобы клиент его чувствовал.
Урок третий: «Никогда не говори никогда». Всё, что я говорила за свою карьеру с интонацией: «Пф-ф, этого никогда не будет», случилось за 2020-й.
Пандемия научила нас ловко переключаться между событиями за несколько секунд и за день совершать до пяти публичных выступлений, не отходя от рабочего места, что несколько повышает соблазн периодически оставаться в пространстве зумов, скайпов и вебинаров. Пока не могу определиться, какой формат взаимодействия в конечном итоге мне эффективнее и ближе: онлайн или офлайн. Думаю, что в конечном итоге нас неизбежно ждёт некий микс. Даже если после завершения очередного пандемического пика общественность, изголодавшись по личному общению, будет готова снова выходить в люди, стопроцентный офлайн останется пережитком прошлого.
Этот кризис очень интересный, потому что, когда всё началось, мир разделился на два лагеря. Первые говорили: «Пронесёт, надо чуть-чуть потерпеть, и всё вернётся на круги своя» — и садились ждать, а вторые приняли происходящее как новую реальность и решили, что это с нами надолго и надо что-то делать. У вторых, естественно, больше шансов выжить.
А дальше тоже было интересно: во втором лагере люди начали по-разному подходить к проблеме. Одни решили выживать за счёт сокращения зарплат, сотрудников, операционных расходов, бизнес-линий. Другие, наоборот, пробовать что-то новое, вкладываться в развитие, переходить в онлайн, всеми силами пытаться сохранить команду. Думаю, итоги этой селекции всем и так понятны. Две истины: «Выживает самый приспособляемый» и «Ищи возможности даже в самые плохие времена» — стары как мир, а в 2020 году мы увидели их очень наглядно.
Пандемия ещё раз подчеркнула, что в каждом бизнесе главное — это люди. Я считаю, что сейчас каждая компания должна иметь антикризисную команду, которая будет заниматься прогнозированием, аналитикой, примет определённый меморандум с решениями и планом действий на случай форс-мажора или кризисных ситуаций.
Когда наши сотрудники адаптировались к удалёнке, оказалось, что есть ещё одна проблема: жизнь людей сконцентрирована вокруг дома. Дом стал тем местом, в котором люди вынуждены работать, отдыхать, общаться с семьёй, заниматься спортом. Квартиры многих не приспособлены для работы, у человека нет возможности уединиться, полноценно провести совещание. Осмысливая полученный опыт, я понимаю, что важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Поэтому для меня закрытие офисов и перевод всех на удалённый формат работы — это временная мера. В перспективе мы планируем преобразовать стандартные офисы в удобные коворкинг-центры, в которых смогут работать сотрудники компании.
Этот год доказал: будущее за компаниями, которые дают людям возможность дистанционно решить насущные вопросы. Интерес к нам, как и ко многим другим крупным продуктовым интернет-компаниям, в 2020 году вырос. Первое, что мы сделали, — это всей командой сформулировали понятную миссию, цели и ценности компании. Сплочённость команды, понимание и признание роли и вклада каждого важны в это время как никогда. Второе, что мы осознали, — это необходимость активно делиться новостями и планами внутри компании, делать все процессы понятными и прозрачными.
Этот год показал, что самый главный фактор, необходимый для выживания компании, — это здоровый, слаженный коллектив. Также пришло понимание, которое раньше никогда не было так очевидно: экономические кризисы, штормы на рынках ценных бумаг, обвалы валюты и прочие макроэкономические факторы — это далеко не самое страшное, что может произойти с человечеством в XXI веке. Неожиданно мы поняли, что есть нечто, что способно просто мгновенно запереть миллиарды людей по всему миру в своих квартирах, закрыть на несколько месяцев целые города и перестроить весь привычный ход событий.
2020 год заберёт с собой в историю привычную офисную жизнь сотрудников, без которой, как показала реальность, мы можем вполне эффективно работать, и зачастую плохой интернет или ребёнок под боком не являются этому помехой. Мы ещё раз осознали, что человеческий разум и возможности не имеют границ, и нам ещё не раз предстоит удивиться, на что мы способны.
Несколько инсайтов:
Очень важно не переставать держать связь с партнёрами. Пандемия очень сузила канал коммуникаций, что повлияло на замкнутость людей и обратную связь, которая в нашей работе крайне важна. Поэтому важно выводить партнёров на коммуникации, используя все цифровые инструменты, но при этом делать это ненавязчиво, а деликатно. Такт в бизнесе очень важен.
Инновации больше не хайп, а то, что в этом году помогло многим компаниям заработать миллиарды. Это уже не модный тренд, а реальность! В этом году компании осознали необходимость внедрения инновационных решений. Многие стартапы выстрелили, слегка адаптировав свои технологии под нужды рынка.
Нестандартные подходы во всём и умение быть гибкими — ключевой фактор успеха. Где-то внести изменения, где-то предложить непривычный подход, но который определённо лучше ложится на инновационную повестку, — вот то, что делает компанию устойчивой. Именно гибкость и перестройка некоторых процессов (пусть даже привычных) очень располагает и помогает иногда найти лучшие решения.
2020 год научил нас тому, что цифровизация бизнеса и вывод его в онлайн — залог выживания в сложившихся обстоятельствах. За два-три первых месяца вирус подтолкнул цифровые технологии к внедрению в бизнес-процессы сильнее, чем все консалтинговые компании за несколько лет до этого. Компаниям нужно пересматривать тактику действий в текущих реалиях, оптимизировать расходы и следить за конъюнктурой рынка.
Вторым условием выживания является гибкость. Отталкиваясь от конкретного бизнеса и его задач, нужно уметь адаптироваться к обстоятельствам. Важно чувствовать проблемы рынка, его настроения и тенденции. В начале пандемии смогли лучше удержаться на плаву те, кто под потребности клиентов начал шить маски и выпускать санитайзеры, кто занялся доставкой, онлайн-обучением, перевёл штат на удалённую работу.
Третий постулат — партнёрство и коллаборация. Многие компании признают, что часть их бизнес-процессов всё ещё выполняется вручную, а уровень цифровизации остаётся низким. Им не хватает квалифицированных сотрудников, которые бы справились с новыми технологиями. Для таких компаний спасением может стать сотрудничество с теми, кто уже обладает необходимыми технологиями и готов ими делиться. Здесь они могут эффективно взаимодействовать друг с другом на взаимовыгодных условиях. Кроме того, эффективной может стать и стратегия кобрендинга — объединения двух компаний для производства совместного продукта под единым брендом.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com