secretmag.ru
Опубликовано 20 ноября 2021, 11:39
12 мин.

Скандалы, интриги, расследования. Кто такой Руперт Мёрдок и как он стал одним из самых влиятельных людей на земле

Медиамагнат Руперт Мёрдок начал сколачивать свою империю на базе всего нескольких региональных газет, не брезгуя «желтизной», скандалами и не совсем честными приёмами. Деловая хватка и сила личности Мёрдока сделали из него миллиардера и культовую личность. Как Руперт пришёл к этому — в материале «Секрета».

Скандалы, интриги, расследования. Кто такой Руперт Мёрдок и как он стал одним из самых влиятельных людей на земле

Кит Руперт Мёрдок родился 11 марта 1931 года в австралийском Мельбурне. Его отца, сэра Кита Артура Мёрдока, можно было назвать местным газетным магнатом: ему принадлежало несколько относительно крупных изданий. Во время Первой мировой войны он работал корреспондентом газеты Sydney Sun, периодически посещая линию фронта, и прославился своим письмом, в котором красочно расписал ошибки британского командования в турецком Галлиполи в рамках Дарданелльской операции.

В военные годы Кит Мёрдок стал протеже барона Нортклиффа, владельца Times и основателя Daily Mail. В 1921 году он вернулся в Австралию и возглавил редакцию газеты Melbourne Herald, которая в дальнейшем использовала приёмы британских таблоидов и получила статус жёлтого издания.

Параллельно Мёрдок развивал Sun. В 1926 году журналист начал скупать конкурирующие издания, постепенно создавая бизнес-империю. Его сыну, однако, достанется не так много — региональный издательский дом News Limited с несколькими газетами, в том числе The News.

Кит Мёрдок с детства приучал Руперта к семейному бизнесу. Будучи подростком, тот подрабатывал в учебных изданиях. Получив среднее образование в престижной школе-интернате, будущий владелец медиаимперии отправился на учёбу в Вустерский колледж, входящий в состав Оксфордского университета (Великобритания). Там Мёрдок заинтересовался коммунистическими идеями — и у него даже стоял на каминной полке бюст Ленина.

Его первым сотрудничеством с крупной газетой стала подработка в Daily Express. Таблоид публиковал и светские сплетни, и советы для домохозяек, и спортивные новости. В то время Daily Express принадлежала барону Бивербруку — известному политическому деятелю и крупному издателю. В будущем Мёрдок его во всём превзойдёт.

Немного желтушное начало

В 1953 году 22-летний Руперт Мёрдок возвращается в Австралию — его отец умер, и газетный бизнес остался без руководителя. Он активно занимается развитием газеты Adelaide News: придумывает яркие заголовки, утверждает шаблоны и присутствует при наборе текста в типографии.

В скором времени он решает отойти от более традиционного стиля освещения новостей и разбавить их криминальной хроникой и горячим контентом. Работает Мёрдок по принципу трёх С: секс, скандалы и спорт. Хоть перемены и оценили неоднозначно, тиражи резко выросли.

Спустя три года Мёрдок решается на расширение бизнеса в Австралии. Сначала он покупает Sunday Times (город Перт), а затем Daily Mirror (Сидней). В 1965 году издатель основывает первую в стране ежедневную национальную газету Australian. Она способствовала восстановлению имиджа Мёрдока как уважаемого газетчика, который изрядно подпортили скандальные «выходки» его действующих проектов.

Предприниматель последовательно увеличивал не только масштабы бизнеса, но и свои возможности влиять на политическую обстановку в Австралии. На страницах принадлежащих ему газет он поддерживал одну из двух ключевых партий в стране — Национальную, члены которой в большинстве своем осознавали далеко не последнюю роль бизнесмена в их успехе.

К 1968 году стоимость медиаимперии выросла до $50 млн. Мёрдоку на тот момент было всего 37 лет. И он приготовился к международной экспансии.

Руперт отправился в уже знакомый ему Лондон и купил самую популярную британскую еженедельную газету News of the World. Чуть позже — таблоид Sun. В 1970-х он станет самой продаваемой ежедневной газетой в стране и обеспечит бизнесмену невероятный успех.

В 1972 году Мёрдок купил у другого австралийского медиамагната — Фрэнка Пакера — сиднейский утренний таблоид The Daily Telegraph. Спустя год Мёрдок начинает скупать издания в США.

Скандалы, интриги, расследования. Кто такой Руперт Мёрдок и как он стал одним из самых влиятельных людей на земле

Как скалачивалась медиаимперия

В 1980 году Руперт Мёрдок учредил компанию News Corp. Она объединила все его активы (и за следующие 40 лет превратится в огромную медиаимперию). Ещё спустя год копилку медиамагната пополнила Times Newspapers — владелец газет Times и Sunday Times.

Этот актив закрепил за Мёрдоком статус серьёзного издателя и превратил его в одну из ключевых фигур в мировой журналистике. Times, объединившись с другими изданиями медиамагната, стала оказывать поддержку политикам, симпатичным Мёрдоку. Не без помощи СМИ руководить кабинетом министров Великобритании смогут лидер консерваторов Маргарет Тэтчер и лейборист Тони Блэр.

На 1980-е годы приходится настоящий расцвет телевидения, которое долго уступало привычной печати с её многовековой историей. Мёрдок не упускает случая войти в кино- и телебизнес и покупает в 1985 году компанию 20th Century Fox и несколько небольших телеканалов. Их он в дальнейшем объединит в сеть Fox Inc., которая в будущем станет четвёртой по величине в США.

В 1989 году Мёрдок запускает в Великобритании телеканал Sky TV, который через год войдёт в сделку по слиянию со спутниковым оператором British Satellite Broadcasting. Объединённая компания BSkyB в дальнейшем станет лидером на рынке платного ТВ в Великобритании с миллионами подписчиков. В 1990-х годах Мёрдок активно осваивает и азиатские рынки: он запускает канал Star TV в Гонконге и обеспечивает трансляцию BSkyB в Японии.

В 1996 году в США появится теперь уже знаменитый канал Fox News — он будет открыто выступать на стороне республиканцев, которым симпатизировал Мёрдок. Канал позволит Мёрдоку не оставаться в стороне от американской политики — и даже на неё влиять. К примеру, журналисты Fox News активно поддерживали кандидатуру Дональда Трампа на президентских выборах в 2016 году и праздновали его победу.

Бизнес в XXI веке

Новое тысячелетие Мёрдок встретил в возрасте 69 лет. К 2000 году его корпорации принадлежало свыше 800 компаний более чем в 50 странах, а их общая стоимость превышала $5 млрд. На пенсию медиамагнат не собирался и продолжил расширять свой бизнес. В число наиболее заметных приобретений вошли владелец MySpace — Intermix Media (2005 год) и владелец The Wall Street Journal — Dow Jones & Company (2007 год).

В 2013 году Мёрдок решил реструктуризировать бизнес и разделить свои активы. От корпорации News Corp. отделилась 21st Century Fox, в которую вошли кино- и телекомпании. Обновленная News Corp. в свою очередь объединила все издательские и австралийские вещательные активы медиамагната. Позже империя Мёрдока лишится телекомпании Sky — её в 2018 году купила корпорация Comcast, потратив в общей сложности примерно $40 млрд.

В 2016 году источники утверждали, что Мёрдоку принадлежит миноритарная доля в компании Uber размером 0,5% сервиса. Стоимость пакета составляла тогда свыше $300 млн. Официального подтверждения этой информации не было.

В марте 2019 года Руперт Мёрдок продал 21st Century Fox корпорации Disney. Стоимость сделки составила примерно $71,3 млрд. Disney получила огромное количество активов, в том числе 20th Century Fox, 30% акций стриминг-сервиса Hulu, индийский медиаконгломерат Star India, а также кабельные каналы FX и National Geographic. Мёрдок сохранил за собой Fox News, вещателя Fox и спортивный кабельный канал FS1, которые объединились в компанию Fox Corp. Он также продолжил контролировать собранные им за десятилетия СМИ.

Скандалы, интриги, расследования. Кто такой Руперт Мёрдок и как он стал одним из самых влиятельных людей на земле

Скандалы

Мёрдок постоянно оказывался в центре скандалов. К примеру, в 1980-х годах в Великобритании он ввязался в громкую борьбу с профсоюзами — из-за их вмешательства в процесс печати.

Тогда типографии большинства лондонских газет располагались на Флит-стрит, где работать могли только члены профсоюза. Уволить их разрешалось только с согласия этих же профсоюзов. Они пристально следили за тем, чтобы работникам газет выплачивали все положенные суммы, и всячески противились изменениям. Мёрдок решил изменить существующий уклад и построил новую типографию в другом месте Лондона, установив там компьютеры для более быстрого набора текста.

Профсоюзам такая выходка не пришлась по душе — вокруг типографии Мёрдока начали проводить пикеты и протестные акции, которые продлились почти весь 1986 год. В результате медиамагнат одержал победу — профсоюзы получили от него $60 млн отступных и перестали играть значимую роль в жизни прессы. Типографии Мёрдока же наращивали производительность, что позволило снизить стоимость газет.

На протяжении десятилетий медиамагнат постоянно обращал скандалы себе на пользу и использовал их как часть стратегии по продвижению своих изданий. Большинство из них считались жёлтой прессой и могли позволить себе выходки «на грани». Одна из таких потрясла мир в 1970 году, когда на третьей странице газеты The Sun напечатали фотографии моделей топлес. Это шокировало общественность.

Несмотря на протесты, полуобнажённые девушки стали визитной карточкой и постоянно занимали третью страницу The Sun больше 40 лет. В январе 2015 года они пропадали на три дня, но всё же вернулись.

Ещё один пример: в 1977 году принадлежащая Мёрдоку газета New York Post напечатала главу из книги «Элвис: Что случилось?» — бульварного чтива о короле рок-н-ролла Элвисе Пресли на основе рассказов его бывших телохранителей, полных домыслов и слухов.

Выпуск по иронии судьбы пришёлся на день смерти музыканта. Сам Мёрдок называл этот факт «исключительно совпадением». Несмотря на скандальность материала, публикация имела ошеломительный успех — газету буквально смели с полок. Тогда редакция решила перепечатывать книгу и дальше, главу за главой.

Спустя два десятилетия у корпорации Мёрдока возникли проблемы с другой книгой — мемуарами последнего генерал-губернатора Гонконга Кристофера Пэттена под названием «Восток и Запад». Тот заключил контракт на их публикацию с издательством медиамагната HarperCollins, и на этапе обсуждения книги стало ясно, что в ней содержится жёсткая критика китайских властей, ссориться с которыми Мёрдок не хотел из-за величины местного рынка.

Тогда контракт с Пэттеном разорвали, а главного редактора отдела публицистики издательства Стюарта Профитта, который отказался сообщать эту новость автору, уволили. Конкуренты Мёрдока и представители общественности обвинили его и HarperCollins в цензуре — чуть ли не самом тяжёлом грехе на издательском рынке.

Самый громкий скандал с участием бизнес-империи Мёрдока разгорелся уже в XXI веке и дошёл до суда. В середине 2000-х годов сотрудников ведущего таблоида Великобритании News of the World обвинили в незаконной прослушке телефонных разговоров частных лиц, знаменитостей и членов королевской семьи (в том числе принца Уильяма), подкупе полицейских ради получения информации и давлении на политических деятелей.

Репортёры работали по следующей схеме: они звонили на мобильный интересующей их личности, попадали на голосовую почту и угадывали PIN-код от неё (который часто содержал комбинации по умолчанию — 0000 или 1234), а затем прослушивали сообщения. Такой грязный метод журналисты использовали, чтобы добыть сенсацию, разместить на первой полосе по-настоящему горячую новость и обойти конкурентов.

По итогам первого расследования одного из фигурантов-детективов Гленна Малкера и редактора News of the World Клайва Гудмана отправили в тюрьму. На этом история не закончилась — в 2011 году дело получило новый виток развития после обнародования сведений о прослушке телефона убитой школьницы Милли Доулер, жертв лондонских терактов 2005 года и родственников погибших в Афганистане солдат в The Guardian и The Telegraph. Скандал привел к тому, что работники газеты, сенсационные материалы которой читали миллионы человек, стали изгоями. Таблоид закрыли.

Глава News International Ребекка Брукс ушла в отставку. Наказания ей удалось избежать. Аналогично сложилась судьба и других топ-менеджеров бизнес-империи Мёрдока, в том числе предшественника Брукс, руководителя Dow Jones & Co. Леса Хинтона. Источники позже утверждали, что Мёрдок сожалел о решении закрыть газету и неофициально предложил онлайн-изданию BuzzFeed купить бренд News of the World, но его руководство от сделки отказалось.

Скандалы, интриги, расследования. Кто такой Руперт Мёрдок и как он стал одним из самых влиятельных людей на земле

Наследники

Руперт Мёрдок четыре раза был женат и имеет шестерых детей — двух сыновей и четырёх дочерей. Старшую дочь медиамагната от его первого брака с австралийской моделью Патрисией Букер зовут Пруденс. Она и её муж Аластер Маклауд работают в News Corp., но практически не участвуют в спорах по поводу наследства.

Элизабет, Лаклан и Джеймс — дети Мёрдока от второго брака с шотландской журналисткой Анной Манн. Элизабет занимается развитием собственного медиабизнеса и входит в совет директоров News Corp. Джеймс долгое время работал в бизнес-империи отца и считался наиболее вероятным кандидатом на роль преемника, но в 2020 году покинул руководство корпорации.

Теперь основным претендентом на «трон» называют старшего сына Руперта Мёрдока Лаклана — экс-сопредседателя 21st Century Fox и действующего генерального директора Fox Corp. (владельца Fox News и Fox Sports). Младшие дети Мёрдока от брака с Венди Денг — 20-летняя Грейс и 18-летняя Хлоя — выступают бенефициарами семейного траста, но не имеют права голоса в совете директоров корпорации. С 2016 года Руперт Мёрдок женат на бывшей актрисе и модели Джерри Холл, общих детей у них нет.

Богатство

По состоянию на 19 ноября 2021 года Руперт Мёрдок вместе с семьёй занимает 85-ю строчку в списке богатейших людей мира по версии Forbes. Его состояние журналисты оценивают в $22,2 млрд.

При этом в октябре 2019 года показатель составлял $19,1 млрд, а к апрелю 2020 года, то есть вскоре после начала пандемии коронавируса, он снизился до $14,9 млрд. Таким скромным состояние Мёрдока не было с рубежа 2017–2018 годов, когда оно оценивалось примерно в $12–13 млрд. К сентябрю 2020 года медиамагнат разбогател на $2,2 млрд, а к апрелю 2021 года — ещё на $6,4 млрд. Это позволило ему достигнуть показателя в $23,5 млрд.

Мёрдоку, как и положено миллиардеру, принадлежат виллы и особняки. Их точное число неизвестно, но одно можно сказать точно — на жилье Руперт не экономит. В 2014 году бизнесмен выкупил четыре верхних этажа (с 57-го по 60-й) площадью почти 944 кв. м в элитном жилом комплексе One Madison на Манхэттене в Нью-Йорке за $57,25 млн. Но уже через год решил избавиться от недвижимости — и запросил за объединённые квартиру и трёхэтажный пентхаус уже $72 млн. Удалось ли миллиардеру продать объекты, неизвестно.

Мёрдок может похвастаться и дорогими яхтами. В 1999 году он продал 48-метровое судно Morning Glory бывшему (и будущему) премьер-министру Италии Сильвио Берлускони, который захотел сбыть яхту спустя 21 год — за $11 млн. В 2013 году, вскоре после объявления о разводе со своей третьей женой Венди Денг, Мёрдок выставил на продажу 56-метровое судно Rosehearty. За яхту, построенную за семь лет до этого и оборудованную по последнему слову техники, медиамагнат запросил $29,7 млн.

Сейчас Мёрдоку принадлежит 67-метровая суперъяхта Vertigo, спущенная на воду в 2011 году.

Образ в культуре

Харизматичный, невероятно влиятельный и астрономически богатый медиамагнат на протяжении десятилетий вдохновлял сценаристов и писателей, которые использовали его образ при создании персонажей своих произведений. А некоторые видели черты Мёрдока там, где их изначально не было. Один из наиболее известных таких примеров — главный злодей в фильме о Джеймсе Бонде «Завтра не умрёт никогда» медиамагнат Эллиот Карвер в исполнении Джонатана Прайса.

Вскоре после выхода фильма в 1997 году многие предполагали, что именно Мёрдок вдохновил авторов картины на создание этого персонажа. В действительности же они взяли за основу личность другого медиамагната — британца Роберта Максвелла, которому Мёрдок помешал купить таблоиды News of the World и The Sun.

При этом история соперничества двух бизнесменов тоже стала сюжетом для художественного произведения. Её беллетризировал в начале 2010-х годов писатель Джеффри Арчер, в книге которого «Четвёртое сословие» Роберт Максвелл и Руперт Мёрдок получили имена Ричарда Армстронга и Кейта Таунсенда.

Ещё один пример такого использования образа миллиардера — популярный сериал телеканала HBO «Наследники». Главный герой проекта — стареющий медиамагнат Логан Рой, дети которого отчаянно борются за власть над империей отца.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com/s_bukley, ChinaImages, pngwing.com, [Wikimedia] (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rupert_Murdoch_2011_Shankbone_3.JPG), [CC BY 3.0] (https://creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en), Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)