«Русский дом селенга». Как два комсомольца сделали Волгоград столицей финансовых пирамид
Тонны денег, бриллиантовые ордена и нищая РоссияВ начале 1990-х годов появилась столица российских финансовых пирамид. Ею стала не Москва с «МММ» и «Телемаркетом», а Волгоград. Именно там зародилось множество мошеннических фирм, которые со временем вышли на всероссийский уровень. Но местными первопроходцами стали владельцы «Русского дома селенга» (РДС), которые научили страну инвестировать по-русски.
Друзья-комсомольцы
Основатели РДС Александр Соломадин и Сергей Грузин сошлись благодаря общей любви — к деньгам и комсомолу. Соломадин был первым секретарём райкома Тракторозаводского района Волгограда, а затем возглавлял волгоградский Комитет по делам молодёжи. Под его началом в комитете трудился Грузин, один из бывших комсомольских лидеров Волгоградского машиностроительного техникума.
В 1992 году 30-летний Соломадин и 23-летний Грузин регистрируют ТОО «Русский дом селенга», в котором первый становится президентом, а второй — его заместителем. На название фирмы их вдохновила вовсе не впадающая в Байкал река. Селенг — это одна из форм привлечения денежных ресурсов, при которой физические или юридические лица передают права на пользование своим имуществом (деньгами, ценными бумагами, земельными участками, предприятиями, зданиями и т. д.), оставаясь при этом собственниками.
Сейчас этот метод успешно используется для оказания финансовой помощи компаниям и обострения конкурентной борьбы на денежном рынке, которая приводит к снижению цен. Но инвестиционный рынок в России начал регулироваться только с выходом соответствующего указа Ельцина в 1994 году, а в 1992-м у финансовых мошенников ещё были развязаны руки.
План по спасению Волгограда
Пользуясь своей известностью и положительной репутацией в Волгограде, Соломадин и Грузин предложили жителям схему возрождения региона, согласно которой волгоградцы вкладывают деньги на селенг в РДС, а компания уже инвестирует в строительство жилья и коммерцию.
Но вскоре схема была упрощена до принятия средств под проценты. Смысл затеи заключался в том, что РДС мог собирать денежные вклады от частных и юридических лиц и не считаться при этом кредитной организацией или банком. Между компанией и вкладчиком заключался «договор селенга» — найма имущества клиента в виде некоторой суммы денег. По словам юристов РДС, эта формулировка позволяла избежать «противоречий с Уголовным кодексом», который запрещает гражданам ссужать деньги под проценты, минуя банковские учреждения и другие финансовые институты.
Жители города массово понесли свои деньги мошенникам, что вызвало появление других аналогичных компаний. Но денежный поток не был бесконечным, и вложения быстро прекратились, как и деньги у волгоградцев. Возникла необходимость выйти за пределы региона. Таким образом, в течение двух лет РДС открыл 73 филиала и 800 представительств в 76 городах России.
Ударники капиталистического труда
С апреля по август 1993 года РДС выпускал подписку на акции АО «Союз-С». Теперь подписчикам обещали не огромные проценты, а работу на благо России: «оздоровление экономики путём взаимозачёта долгов предприятий» и т. д. Кроме того, был предусмотрен сценарий на случай провала — выплаты по 7% в месяц для всех вкладчиков. Но Министерство финансов объявило подписку незаконной, так как РДС не зарегистрировал проспект эмиссий акций, и уже спустя четыре месяца компания объявила о возврате денег вкладчикам.
Примечательно, что за такой короткий срок в «Союзе» была принята собственная конституция, введена своя валюта «рэс», учреждены титулы и награды. Ордена, которыми награждали особо отличившихся сотрудников, были сделаны из золота и украшены бриллиантами. На момент производства их стоимость оценивалась в 670 млн рублей (здесь и дальше все денежные величины указаны в неденоминированных рублях. — Прим. «Секрета»).
Где деньги
За весь период своего существования РДС не показал прибыли. Редкие выплаты по вкладам («премии селенга») производились за счёт денег, поступивших в РДС от следующих вкладчиков. Другие полученные от граждан средства тратились по личному усмотрению руководителей, например на рекламу или развитие других компаний, таких как «РДС‑авиа», сеть супермаркетов «Русская торговля», а также издательства, автотранспортные предприятия и туристические фирмы. Кроме того, Соломадин и Грузин платили себе зарплаты и персональные надбавки, которые составляли до $100 000 в месяц.
В августе 1993 года в одном из самолётов в аэропорту Иркутска налоговая полиция обнаружила мешки с деньгами, которые занимали 26 мест багажа и весили 1350 кг. Правоохранительные органы установили, что груз принадлежал РДС. В компании так и не смогли ответить, какую сумму денег они пытались транспортировать в Омск. Известно, что она не была учтена в бухгалтерских документах.
Проблемы с законом и арест
В 1994 году государство усилило контроль за финансовыми организациями. В июне президент подписал указ «О защите интересов инвесторов», согласно которому все привлекающие денежные средства организации были обязаны до 1 января 1995 года получить лицензию на осуществление деятельности. РДС в лицензии отказали, зато компания получила временное разрешение до 1 марта. Но с одним условием: ей нужно было перейти с селенгируемых вкладов (которые не значились нигде, кроме как у РДС) на выпуск каких-либо ценных бумаг. Это сделано не было, и после назначенного срока компания стала полностью вне закона.
© Реклама РДС на «Первом канале»
В тот же период начались частые проверки РДС. Помимо того что у компании отсутствовала лицензия, её руководство также не вело отчётность и не платило налогов. Только по одному ростовскому филиалу РДС сумма задолженности перед бюджетом вместе со штрафными санкциями составила 68,7 млрд рублей. По словам бывшего зампредседателя Комитета экономики и финансов Волгоградской области Алексея Козенко в компании сами усложняли ситуацию: не раскрывали информацию о себе, не давали проводить независимый аудит, не публиковали баланс, не предоставляли информацию о том, куда вкладываются средства вкладчиков. Также в 1994 году начались проблемы с выплатами по вкладам.
Спустя год компанию признали банкротом и начали распродавать её имущество. Было найдено имущества на 460 млрд рублей, но этой суммы не хватило для погашения всех выплат, так как вкладчиками РДС стали около 2,7 млн человек, которые в совокупности вложили в компанию почти 2,8 трлн рублей. Кроме того, по данным волгоградской прокуратуры, все заключённые компанией договоры не имели никакой силы. В 1995 году деятельность РДС по решению суда была прекращена, в 1997-м его признали банкротом.
В 1996 году Грузин и Соломадин были арестованы по обвинению в мошенничестве и растрате. Следствие закончилось только в 2000 году, материалы уголовного дела составили 410 томов. Руководители РДС получили по девять лет строгого режима с конфискацией имущества, однако вышли на свободу уже через год по УДО. Сейчас оба проживают в Волгограде и ведут легальную деятельность.
Фото: shutterstock.com/vostock-photo