Опубликовано 27 августа 2021, 19:29
12 мин.

Попса и шаурма. Бизнес-портрет основателя «Руки вверх!» Сергея Жукова

На чём кумир 1990-х зарабатывает миллионы долларов

В конце июля основатель группы «Руки вверх!» Сергей Жуков попал в рейтинг Forbes самых успешных звёзд России. По данным издания, с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2021 года он заработал $4,3 млн, и это позволило ему занять 21-ю строчку в списке, хотя год назад он располагался на 11-й строчке рейтинга.

Попса и шаурма. Бизнес-портрет основателя «Руки вверх!» Сергея Жукова

_ Деньги Жукову приносит не только музыка, но и бизнес, в основном завязанный на любителях вкусно поесть. Как кумир 1990-х сумел перезапустить карьеру и в какой сфере его бизнес-проекты оказываются жизнеспособными (а в каких — нет) — в материале «Секрета»._

С музыкального Олимпа вниз и обратно

В июне 2021 года блогер Егор Шип опубликовал кавер на песню «18 мне уже», указав, что сам написал слова. Сергей Жуков пришёл в комментарии и написал: «Может, тебе и 18, но я написал эту песню 20 лет назад. Где авторские?»

Вскоре после этого Жуков опубликовал в инстаграме ролик, где блогер приносит ему извинения. В нём Егор приходит к Сергею с большой сумкой, откуда достаёт несколько пачек пятитысячных купюр и говорит, что они написали один и тот же трек, но он хочет загладить вину. На видео Жуков отказывается от денег блогера и просит вместо этого нарисовать на кирпичной стене свой портрет.

Первый альбом группы «Руки вверх!» вышел за пять лет до рождения Шипа — в 1997 году. Песни из него моментально взлетели на верхние строчки хит-парадов. Далее были ещё 13 пластинок, множество премий и всероссийская слава и любовь почти всех девушек постсоветского пространства.

Наибольший доход неожиданно принесла простенькая песня, записанная в самом начале карьеры. Трек «Ла-ла-ла», он же трек «Песенка», сам Сергей считал проходным. Поэтому, когда к нему обратились представители крупнейшего международного лейбла с предложением продать права на сингл, певец согласился не раздумывая. По его мнению, композиция уже исчерпала себя, и исполнять её дальше группа не собиралась. Сначала продюсеры предложили ему перепеть песню самому, но Жуков отказался, сославшись на плохое знание английского. О чём он до сих пор жалеет.

В итоге кавер Around the World на песню Жукова в исполнении немецкой группы ATC покорил мировые хит-парады. Всего за три года трек принёс авторам около $1,5 млн. Сергей получил меньше [половины] (https://rusradio.ru/news/lyudi-s-oblozhki/kak-sergej-zhukov-zarabotal-million-dollarov-na-prohodnoj-pesne) этой суммы: остальное ушло авторскому обществу и соавтору Алексею Потехину (сооснователю «Руки вверх!), а также на уплату налогов.

Жуков писал песни не только для себя, но и для других исполнителей 1990-х — 2000-х, а также взял на себя роль продюсера. В 1999 году он открыл собственный музыкальный лейбл B-Funky Productions («Пляшущие человечки»). Кроме «Руки вверх» там выпускали песни молодых перспективных исполнителей. Подопечными Жукова были «Фактор-2», «Акула», «Турбомода» и несколько других, менее известных коллективов.

B-Funky просуществовал недолго — в 2005 году его закрыли. А через год группа «Руки вверх!» перестала существовать в том виде, в котором пришла к успеху: из коллектива в свободное плавание ушёл Потехин.

Однако в отличие от большинства популярных исполнителей 1990-х — начала 2000-х на этом карьера Сергея не закончилась. Хотя на какое-то время он ушёл в тень российской эстрады.

Сначала Сергей записывал сольные треки, но потом всё же вернулся к проекту, принёсшему славу, — он сохранил за собой права на бренд «Руки вверх!» и написанные ранее песни.

В 2016 году в честь двадцатилетнего юбилея «Руки вверх!» Жуков устроил большой гастрольный тур и концерты в «Крокус Сити Холле». С тех пор его активная гастрольная деятельность возобновилась. Прервала её лишь пандемия.

Именно в 2016 году проект «Руки вверх!» вернулся в число актуальных исполнителей, считает работающий с Жуковым руководитель «Больше чем агентство» Петро Шекшеев. Сейчас Жуков не только исполняет старые песни, но и экспериментирует с форматами, записывая хиты с другими исполнителями. Так, весной 2021 года он записал совместный трек с Клавой Кокой «Нокаут», а в июне вышел клип на него.

«Мне кажется, залог актуальности любого артиста — это поддержание своего имиджа через коллаборации с молодёжью. Например, Киркоров с Давой, Тимати с Моргенштерном, Басков с Даней Милохиным и Сергей Жуков с Клавой Кокой», — говорит основатель агентства Social-Stars Максим Петренчук.

В 2019 году Жуков вернулся к продюсерской деятельности, открыв продюсерский центр «Руки вверх». В соцсетях певец написал, что будет помогать начинающим музыкантам покорять музыкальный Олимп. Пока единственный коллектив, о сотрудничестве с которым есть официальная информация, — екатеринбургская группа «Пиджаков». В 2020 году чистая прибыль центра, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила всего 417 000 рублей.

«Моё отношение к шоу-бизнесу изменилось, когда стал развиваться интернет и ушла потребность заискивать перед программными директорами радиостанций и музканалов, чтобы продвигать свою музыку, — рассказал Жуков «Секрету». — Сейчас для группы фактически неважно, звучат ли её песни на радио и ТВ. Доходы от стриминга и собираемость концертных залов от этого не зависят».

В целом музыка приносит не так много, утверждал Жуков в 2020 году, когда оказался на 11-й строчке рейтинга самых успешных звёзд. Дело в том, что рейтинг Forbes не учитывает расходы, указал музыкант. Значительная часть гонораров от концертов уходит на оплату аппаратуры и зарплату команды. Комментируя попадание в рейтинг, Жуков рассказал, что квартиру они с женой купили только в 2019 году, причём в ипотеку, а до этого 23 года снимали жильё.

Согласно Forbes, за год доход Жукова снизился с $5 млн до $4,3 млн. «Ковидный год серьёзнейшим образом сказался на доходах гастролёров. Фактически с середины марта прошлого года все концерты были отменены. В том числе и стадионный тур "Руки вверх!" Традиционно основной доход составляют билетные концерты. В доковидное время их было большинство в структуре концертов. В ковидный год почти все выступления начиная с марта были закрытыми корпоративными ивентами, которые менее доходны для группы. Так, у меня в 2020-м серьёзно выросли доходы от рекламы и стриминга, но они не перекрыли потерю гастролей», — сказал «Секрету» Сергей Жуков.

Прокормит не музыка, а общепит

«Не все музыканты и звёзды шоу-бизнеса зарабатывают на себе так много, как хотелось бы. Если мы посмотрим список Forbes по доходам звёзд, то у них не такие фантастические деньги, как у среднего предпринимателя, — рассуждает Максим Петренчук. — Наверное, понимая этот факт, Жукову хотелось в какой-то момент осознать, что он не просто артист. Что он даже в старости прокормит себя, не выходя на концерты».

На протяжении всей карьеры Жуков пытался запустить множество бизнесов. По открытым данным, Сергей числится среди учредителей 20 фирм, 14 из них уже не существуют.

Самый известный бизнес-проект, связанный с музыкантом — сеть «Любовь и сладости». В 2014 году он вместе с супругой Региной Бурд открыл кондитерскую Cupcake Story. В 2017 году её переименовали в «Любовь и сладости».

Сначала бизнес был скромным: всю выпечку делали в домашних условиях. На покупку оборудования и сырьё супруги потратили 420 000 рублей. Первыми покупателями стали подписчики певца в Instagram: первый заказ [пришёл] (https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/348379-sladkaya-istoriya-solist-ruki-vverh-sozdal-konditerskuyu-s-vyruchkoy-87) уже через 40 секунд после того, как Жуков выложил пост с фотографией капкейка.

Вскоре стало понятно, что производство надо расширять. В итоге в начале 2015 года они арендовали помещение площадью 120 кв. м на территории бывшего винно-водочного завода. На старте только покупка оборудования вышла в 2,7 млн рублей, а за следующие три года супруги вложили в оборудование 18 млн рублей. Сейчас у сети пять точек в Москве.

Юридически Жуков никак не связан с компанией — не числится ни учредителем, ни бенефициаром сети, а проектом руководит его жена. При этом финотчётность компании недоступна, но, по словам Сергея, «бизнес успешен». «"Любовь и сладости" уже более трёх лет доходный бизнес, но для его роста и развития требуются дополнительные инвестиции», — рассказал «Секрету» Сергей.

В целом Сергей плотно зашёл в общепит. Ещё один проект в этой сфере, с которым он связан, — сеть баров «Руки вверх», оформленных в атрибутике 1990-х. Её музыкант развивает с 2011 года. Бары работают в 14 городах, готовятся к открытию в Нижнем Новгороде и Калининграде. Большая часть из них работают по франшизе. Она, к слову, не из из самых дешёвых. На сайте франшизы указано, что инвестиции в открытие точки составят 8 млн рублей, роялти — 50 000 рублей в месяц, а паушальный взнос 2,5 млн рублей.

Сетью управляет компания ФСБ («Феодальная сеть баров»). В её учредителях Сергей тоже не значится. Сколько он получает с проекта, не разглашается.

Другой пока действующий проект — фуд-траки с шаурмой «Папа жарит мясо» (в нём Сергей выступает бенефициаром). По данным сайта проекта, пока их три: в Совхозе им. Ленина (Подмосковье), на московском «Хлебозаводе» и в сочинской Красной Поляне. Чистая прибыль за 2020 год — всего 34 000 рублей, а выручка от продажи — 302 000 рублей. При этом чистые активы компании в глубоком минусе.

Эксперты отмечают, что все эти проекты продвигаются за счёт личного бренда певца: в айдентике обеих сетей непременно присутствует изображение Жукова. Он сам [рассказывает] (https://realnoevremya.ru/articles/90902-biznes-neshou-kak-zarabatyvaet-sergey-zhukov-iz-ruki-vverh), что лично погружается во все процессы и контролирует их.

Жуков часто мелькает в рекламе. При этом сценаристы нередко используют популярные песни Сергея. Так, для съёмок рекламы телефона BQ и сети магазинов «Пятёрочка» певец перепел свой хит «18 мне уже», а в рекламе обуви Zenden, лицом которой он стал в 2019 году, — хит «Крошка моя». Кроме этого, Жуков снимался в рекламах «Мегафона» и сервиса CarPrice.

По оценкам экспертов, годовой контракт со звездой обходится рекламодателям минимум в 5 млн рублей.

Последние на данный момент коллаборации — реклама матраса Blue Sleep Concept и ролик для рекламы карты Visa и сети магазинов DNS.

Кладбище закрытых проектов

В других же сферах доля более-менее удачных проектов, в которых участвовал Жуков, заметно ниже.

Одной из первых попыток заработать деньги на чём-то, кроме музыки, стала компания IT Territory, которую Сергей основал в 2004 году. Началось всё с того, что у владельцев онлайн-игры «Бойцовский клуб» возник конфликт с Жуковым и другими игроками. В результате аккаунты, в которые игроки вложили большие деньги, удалили из системы. Тогда Жуков предложил соратникам по несчастью, с которыми он к тому же до этого играл за один клан, встретиться офлайн. Так родилась идея создать альтернативную версию игры.

Деньги в проект вложили сам Жуков, мурманский предприниматель Игорь Маценюк и москвич Сергей Доброхвалов. На старте основатели внесли примерно по $300 000. Жукову и Маценюку досталось по 35% компании. Кроме того, Сергей взял на себя вопросы продвижения и пиара, а также работу офиса. Но из-за частых гастролей он не мог полноценно заниматься бизнесом, поэтому Маценюк вскоре перебрался в Москву и взял управление на себя.

Бизнес приносил доход, но все деньги вкладывались в дальнейшее развитие. Вскоре остальные миноритарии передали Сергею и Игорю свои доли, и Жукову стало принадлежать 49% акций, а чистая прибыль компании за тот период составила 7,5 млн рублей. В 2005 долю Жукова выкупила компания Mail.ru. По некоторым данным, сумма сделки составила примерно $1,8–2 млн. Певец не скрывал, что проект для него был скорее развлечением и отчасти — инвестицией.

В 2005 году Сергей решил создать платный каталог легальной музыки mp3.ru. За два с половиной года он вложил в «железо» 15 млн рублей, заключал авторские права с артистами — отдельно на песни и альбомы. За первый месяц удалось заработать всего 15 000 рублей. Несмотря на все усилия по продвижению идеи платного легального контента, проект не раскрутили и в 2012 году продали за символическую сумму.

Леонид Хромов
продюсер, режиссёр, сценарист, основатель продюсерской компании Leonid Khromov Production

Неуспех с проектом mp3.ru — это закономерный исход такого вида бизнеса. В России нет культуры цивилизованного потребления интеллектуальной собственности, и дело не только в пробелах в законе. Многие люди не готовы платить за лицензионный контент. Наш менталитет такой, плюс экономика страны оставляет желать лучшего. Люди привыкли экономить, во многом благодаря низким зарплатам. В США же есть культура потребления лицензионного контента, в том числе благодаря строгим законам и высокому уровню жизни.


В 2008 году Сергей и Регина основали компанию Friend For Sale, которая занималась доставкой в Россию собак дизайнерских пород — мальтипу, шихпу, мальтицу и других. Выводят таких собак только в Америке, процесс очень сложный, поэтому стоят они очень дорого.

Помимо дизайнерских собак, компания [предлагала] (https://doseng.org/stars/28692-sergejj-zhukov-prodaet-druzejj.html) покупателям чистопородных животных редких для России пород: котон-де-тулеар, бивер-йорк, керн-терьер, кавалер-кинг-чарльз-спаниель. Сейчас сайт компании не функционирует.

Ещё один проект, в котором Жуков принял участие как инвестор, — интернет-магазин «Товары из прошлого». В 2012 году певец вложил в него 3 млн рублей, за что получил долю 50%. На эти деньги закупили самые разные товары, символы 1980-х — 1990-х: вафли «Кукуруку», игру «Ну, погоди!», пионерскую атрибутику. Ежемесячный оборот магазина был около 200 000 рублей, а за полгода суммарный объём продаж составил 3 млн рублей.

Однако вскоре предприниматели столкнулись с проблемой масштабирования: закупать все позиции в нужном объёме было либо невозможно, либо дорого. Жуков не стал погружаться в эти вопросы и вкладывать серьёзные средства и отошёл от дел. Осенью 2020 года юрлицо ликвидировали.

В том же 2012 году Сергей вместе с вратарём ЦСКА и сборной России по футболу Игорем Акинфеевым основал интернет-сервис подарков «БериДари». Автором идеи был Жуков, а Акинфеев стал инвестором.

Сам Жуков считал проект «БериДари» удобным решением проблемы выбора подарка. Пользователь заходил на сайт, оплачивал сертификат и указывал имя и электронную почту получателя. Тому оставалось лишь ввести специальный код и выбрать подарок на сумму сертификата. При этом стоимость подарка не отображалась, были видны лишь товары, стоимость которых была меньше или равна сертификату. Если выбранный подарок был дешевле внесённой суммы, «сдача» возвращалась дарителю. Планы были амбициозными: создатели рассчитывали, что со временем сайтом будут пользоваться не только по всей России, но и в странах СНГ. Однако этого не произошло и сервис закрыли.

Другой онлайн-проект, в котором принял участие Жуков, — сервис по поиску жилья без посредников «Тут Найдут» — тоже оказался неудачным. Хотя ниша была свободна, а логотип и фирменный стиль заказывали в студии Артемия Лебедева, популярным сервис так и не стал. В 2017-м сайт закрылся.

В декабре 2016 года певец открыл мясную компанию «Митмитмит». Компания поставляла охлаждённое мясо собственного производства (ягнёнка, баранину и мраморную говядину) в рестораны и отели HoReCa. Певец рассказывал, что на открытие дела его подтолкнул собственный опыт: он столкнулся с недостатком качественного мясного сырья в ресторанном бизнесе. Однако эксперты, к которым обратился РБК, [усомнились] (https://www.rbc.ru/business/16/02/2017/58a47b5e9a79476dcc25f9ee), что дело будет успешным: по их мнению, реального дефицита на рынке нет и потребности рестораторов успешно закрывают действующие игроки: «Мираторг» и «Заречное».

Вложения в бизнес Жуков не раскрывал, отмечая, что обходится собственными средствами, без привлечения инвесторов. По данным СПАРК, в первый год существования компания оказалась нерентабельной: несмотря на прибыль 5,5 млн рублей, убытки составили 1,5 млн. В мае 2020 года компания закрылась.


По словам Татьяны Зайцевой, партнёра коммуникационного агентства PR Perfect, несмотря на бешеную популярность в прошлом, Жуков не похоронил репутацию скандалами, в отличие от коллег по эстраде нулевых. «По сей день Сергей поддерживает репутацию на должном уровне», — отметила она.

Во всём остальном история Жукова во многом повторяет траекторию других звёзд шоу-бизнеса его поколения: заработав имя в музыке, они пытаются потратить этот капитал для раскрутки немузыкальных проектов (кто в каких горазд) и иногда возвращаются в настоящее, пытаясь заработать на волне молодёжного хайпа, мелькая то в коллабах, то в рекламе.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com, pngwing.com, facebook.com