Отряд Стерлигова. Как и зачем православный бизнесмен создал новых русских крестьян

Женщинам с голыми пупками, геям и фермерам вход воспрещён
03 сентября в 20:39

«Когда я позвонил на склад Германа Стерлигова, трубку поднял Сергей. Он просил называть его Сергий, а на вопрос о режиме работы ответил «до заката солнца», — рассказывает один из поставщиков Стерлигова, пожелавший остаться анонимным. «Секрет фирмы» решил разобраться, как устроен многомиллионный православный бизнес известного предпринимателя и кто такие новые русские крестьяне.

Мир без электричества и колдуны-учёные

Православный крестьянин, монархист и бизнесмен Герман Стерлигов известен публике ещё с 1990-х. Он создал первую торговую биржу «Алиса» и стал миллионером. Когда биржа разорилась, молодой Стерлигов долго пытался найти себя. Он основал Дворянское собрание Москвы, вместе с Лужковым искал тайную библиотеку Ивана Грозного, продавал «душистые гробы из свежего кедра», баллотировался на пост мэра Москвы, активно боролся за искоренение геев и открыл несколько продуктовых магазинов по всей России (первый магазин открыли в декабре 2016-го).

Последние и принесли Герману Стерлигову популярность. Ярая гомофобия и опыт в бизнесе помогли создать образ праведного крестьянина-ремесленника и продавать хлеб от 550 до 1650 рублей за килограмм. Правда, в мае 2019 все его магазины закрылись. Хозяин видит причину в «проверках, нормативах этих дурацких, аренде».

Покупатели считают иначе: в отзывах люди жалуются на высокие цены, дискриминацию ЛГБТ и некачественные товары. Самая высокая оценка среди всех магазинов в Москве — 2,9 балла.

Купить крестьянские продукты Германа Стерлигова теперь можно только в его слободе. Каждую субботу там проходят ярмарки. Дресс-код особый: женщины должны быть в длинной юбке и с покрытой головой, с «голыми пупками и подмышками» вход запрещён; мужчины — с бородой и в рубахе.

Остальная территория обнесена забором с колючей проволокой.

Сам хозяин активно ведёт соцсети: во «ВКонтакте» у Германа Стерлигова 34 тысячи подписчиков и 9 тысяч друзей. В инстаграме посты выходят почти ежедневно.

В группе «Отряд Германа Стерлигова» во «ВКонтакте» больше 5 тысяч человек. Они называют себя крестьянами, борются «за мир без электричества» и хотят остановить «колдунов-учёных».

Сам Стерлигов хоть и призывает отказаться от благ цивилизации, но активно рекламирует себя в интернете и пользуется айфоном: некоторые посты опубликованы через приложение «ВКонтакте» для iPhone и iPad.

Собака съела товар

Слухи о том, что всё его хозяйство — «мыльный пузырь», стали появляться ещё в 2015 году.

«В Германе Стерлигове я разочаровался. Это жулик из 90-х», — рассказывает Тимофей Зайцев (имя и фамилия были изменены по просьбе героя), один из бывших поставщиков бизнесмена.

У Зайцева своё хозяйство в Тамбовской области. Он разводит кур, гусей, коз, овец и кроликов. Выращивает ягоды и продаёт чай. О Стерлигове он знал давно. Как только Зайцев решил выйти на столичный рынок, то загорелся идеей представить свою продукцию на полках магазинов Стерлигова.

Случайная встреча с владельцем магазина «Хлеб и соль» на Новом Арбате помогла осуществить планы. «Первый разговор со Стерлиговым был короткий. Он дал мне номер для связи, и я договорился о поставках. Меня долго спрашивали об условиях производства и технологиях выращивания. Стерлигов везде говорит, что они сами выезжают на проверку к поставщикам, но ко мне никто так и не приехал. Никаких договоров мы тоже не заключали. Всё было на честном слове».

Всего Зайцев отдал Стерлигову на продажу 100 кг продукции. По словам поставщика, владелец магазинов повысил цену в три раза. Когда пришло время расплачиваться за проданный товар, то сотрудники Стерлигова сказали, что «почти ничего не продали и денег нет».

После нескольких месяцев задержки с выплатами Зайцев узнал у знакомых, что в подобной ситуации оказался не он один. По его словам, многие поставщики долгое время не получали деньги от Стерлигова. После того как Зайцев более настойчиво потребовал оплатить по счетам, ему отправили только часть суммы. Как рассказывает мужчина, после этого желание сотрудничать с Германом Стерлиговым у него пропало.

12 друзей Стерлигова

Эдуард Шипков, в отличие от предпринимателя из Тамбова, благодарен Стерлигову за то, что в 2009 году, как и «православный бизнесмен», тоже завёл своё хозяйство.

В телефонном разговоре Шипков настоятельно просит называть его исключительно крестьянином, а не фермером, предпринимателем или бизнесменом.

«Откровенно говоря, у фермеров задача — нарубить бабла, — объясняет Эдуард. — Они удешевляют затраты и делают всё из дешевой химической параши. Мы — крестьяне. Как и 500 лет назад, делимся с людьми излишками того, что едим сами и чем кормим наших детей. Фермеры наши враги. Они портят наш имидж, и люди путают нас».

У Шипкова есть свой магазин в центре Краснодара. Он называется просто — «Крестьянин Шипков». Здесь он продаёт свой хлеб по 400 руб/кг (средняя цена за кг в Москве — 47 рублей).

Такую цену Эдуард объясняет затратами на производство. Для выпекания хлеба он использует горную воду, русскую печь, зерно, перемолотое в собственной мельнице, домашние яйца, а также оплачивает услуги пекаря (50 руб. с булки). По подсчётам Шипкова, себестоимость его хлеба — 217 руб./кг.

«Если нам не хватает собственной муки, то мы закупаем зерно в Ростовской области за 30 руб./кг. Для сравнения: в пекарню готовую муку привозят по 16 руб./кг с доставкой. Это белая пыль, в которую добавляют китайские порошки для клейкости. Из этого и получают низкую стоимость магазинного хлеба».

Как доказательство качества на прилавке Шипкова уже два года стоят булки домашнего хлеба. Месяц назад владелец размочил одну из буханок и съел. «Никакой плесени. Очень вкусный хлебушек», — говорит он.

Вместе с другими последователями Стерлигова Эдуард выступает за отказ от электричества. Шипков говорит, что расстрелял микроволновку из ружья, чтобы привлечь внимание людей к проблеме вреда электроприборов.

Также Шипков не планирует отдавать детей в школу. Он считает, что в этих заведениях зомбируют мозги и делают людей управляемыми. Крестьянин называет теорию Дарвина, которую преподают в школе, «мерзостной ложью».

«И генетика опровергла уже теорию Дарвина, и археология, и физика. Но её продолжают преподавать. Также, абсолютно непотребная вещь — биология. Про тычинки-пестики рассказывают и в Божьи дела вмешиваются. Это недопустимо», — заявляет он.

Фото: vk,com/Герман Стерлигов

Назвался груздем

Отряд Стерлигова всегда готов собраться и отстоять свои ценности. Во время летних митингов в центре Москвы Сергий Стерлигов (сын Германа Стерлигова) — предводитель Российского крестьянского собрания — призвал всех крестьян разогнать «Майдан, подготовленный западными спецслужбами». Позже он написал у себя на странице, что «власти сами справляются».

В Российском крестьянском собрании (РКС) довольно строгие правила. Хотя «члены собрания не обязаны беспрекословно подчиняться предводителю собрания, а предводитель не обязан долго терпеть лентяев и жадин в рядах собрания», конфликты всё же возникают.

Один из последователей Стерлигова — Павел Новиков. В одном из своих постов он рассказал покупателям, что его хлеб стоит 60 рублей. По подсчётам Павла, если приобрести собственную мельницу, то цена снизится до 25–30 рублей («это при закупке натурального дорогого зерна у крестьян!»). «А если из своего зерна — то вообще рублей 5–10, думаю, выйдет», — написал он.

Герман Стерлигов в ответном посте назвал подобных крестьян «дебилами и суками». По его словам, РКС всегда было нацелено на поднятие цен крестьянских товаров ради справедливой оплаты труда производителей. В итоге Стерлигов заявил, что «РКС поставлена задача выявлять таковых демпингующих негодяев и карать их со всей праведной крестьянской ненавистью».

Через несколько минут Новиков удалил свой пост из соцсети.

Разногласия со Стерлиговым по поводу высоких цен были не только у Павла. Одни из бывших поставщиков рассказали «Секрету фирмы», что цена продукта в магазинах Стерлигова стала расти без их согласия.

«Мы отдавали продукт по цене 250 рублей. В магазине он стоил уже 500», — пишет Наталья. «В какой-то момент цена стала расти довольно быстро. Продукт стал менее конкурентен. Упаковки стали раскрывать и продавать поштучно. Цена единицы достигла 650р. Плюс со стороны магазинов было условие, что мы обязаны везде (в том числе на своём сайте) продаваться по их цене. Это сковывало нас.

Также были идеологические расхождения. Агрессивно-навязчивые высказывания в сторону крестьян и народа (производителей и покупателей), а также Православной церкви, без купюр, лично и во всеуслышание. Общественные последствия этого не вызывают теперь нашего желания сотрудничать с Германом Стерлиговым».

Наталья, как и Зайцев, никаких договоров с продавцом не заключала.

Так и живём

В списке компаний Стерлигова есть благотворительный фонд «Общественный комитет по расселению мегаполисов». Его создали в 2023 году — основатель опирается на юлианский календарь, прибавляя недостающие, по его мнению, 8 лет.

Написанная Стерлиговым программа расселения городов предлагает:

Мы попросили прокомментировать программу Стерлигова вице-президента по стратегии и маркетингу АПХ «ЭКО-культура» Сергея Фоменкова.

Сергей Фоменков
Вице-президент по стратегии и маркетингу АПХ «ЭКО-культура»
«Благими намерениями устлана дорога в ад. Упростить выделение земли? Оно и сегодня не осложнено для всех желающих, тем более если речь идёт о бесхозных землях. Выделять стройматериалы и пособия? Кому, сколько, в каких лимитах, кто устанавливает размеры субсидий, как отчитываться о целевом использовании? Это тоже проходили в виде безвозвратных кредитов фермерам на развитие своего хозяйства. К сожалению, так устроен гражданин — если не надо возвращать, то и не факт, что следует использовать целевым способом то, что выдали. То же касается и пособий. Плодить иждивенцев на селе? Когда Стерлигов создал биржу „Алиса“, было много новаций и энтузиастов подобного рода. Помнится, офицеров из выводимой группы советских войск в Германии, подлежащих сокращению, хотели облагодетельствовать гектаром земли с целью создания поместья, как старт для вовлечения молодых военных пенсионеров в фермерскую жизнь. В Нижнем Новгороде даже создали Нижегородский земельный банк, через который деньги государства как раз и должны были пойти прямиком уволенным офицерам для создания хозяйств. Но, куда потекли денежные ручейки государевых средств, до сих пор неизвестно. Одни говорят, отмылись для выборов Ельцина в 1996 году, другие поговаривают, что их успешно освоили младореформаторы. Как бы то ни было, но в 2003 году банк был ликвидирован. На мой взгляд, при всем моём уважении к Стерлигову в целом программа экономически не продумана и, к сожалению, оторвана от реальности. Некоторые пункты, вроде выделения оружия самообороны, и вовсе потенциально опасны. Если резюмировать, то Герман Стерлигов в очередной раз сделал эпатажное заявление, однако либо не просчитал все нюансы своей программы, либо изначально этот шаг был сделан только для поднятия, как сейчас говорят, хайпа».

2017 год Стерлигов закончил с чистой прибылью 511 млн рублей (по данным СПАРК). В апреле 2019-го счета его ИП и фирмы «Стерлинг групп» заблокировала ФНС за неуплату долга в размере 1,9 млн рублей. С этим может быть связано и закрытие магазинов.

По данным на август 2019 года у компании «Стерлинг групп» неоплаченными остались 412 000 рублей. Но слобода продолжает жить и развиваться. Периодически хозяева ищут работников в хозяйство. Каждую субботу там проходят ярмарки, на которые посетители даже прилетают на вертолётах.

«Секрет фирмы» откликнулся на вакансию повара в хозяйстве Стерлигова. В телефонном разговоре выяснилось, что на территории слободы строго нельзя бриться и курить. Вероисповедание работодателей не интересовало, как и татуировки, санитарная книжка и умение готовить. Работать нужно было 6 дней в неделю, а готовить на двадцать человек. Жилье предоставлял хозяин — общую комнату на троих или четверых человек. Зарплата — от 40 000 рублей.

Самовар в Госдуме и фермерские улитки

Не только деньги заставляют людей заниматься сельским хозяйством. «Знаете, почему Гитлер во время войны приказывал уничтожать поля иван-чая?» — спрашивает в телефонном разговоре Александр (имя изменено по просьбе героя). Ему 40, и он фермер. Александр выращивает иван-чай и поставляет его в несколько московских ресторанов и магазины Стерлигова.

«Не уничтожали ведь лопухи или подорожник. В армии иван-чай выдавали солдатикам, чтобы организм быстрее восстанавливался. Не зря наши бабушки и дедушки его пили. Целебная сила у него есть», — продолжает он.

Александр выращивает иван-чай два года. Он хочет сделать так, чтобы самовар с русским напитком вместо французской воды стоял на столах Госдумы. Об этом он уже писал Жириновскому. Но ответа пока не получил. Говорит, что не сдастся и будет писать и звонить ещё.

С животноводством у Александра дела идут не так хорошо. Из-за летней засухи и резкого скачка цен на зерно содержать скот стало невыгодно. Сейчас он выставил на продажу своё хозяйство, но сохранил производство иван-чая. По словам Александра, собранная за один месяц тонна чая может продаваться около полугода и давать доход 100–150 тыс. рублей в месяц.

Фото: vk,com/Герман Стерлигов

Другие планы у семьи Малининых. Они решили заняться сельским хозяйством ради здорового питания своих детей. Первый урожай пшеницы привёл их к мысли о продаже органических каш из необработанного зерна. В 2015 году они открыли свой интернет-магазин «Хозяйство Олега Малинина и сыновей».

Сегодня семья продаёт мармелад и лаваш из ягод, халву, грильяж, варенье и другие сладости без сахара. Раньше они поставляли сладости в магазины Стерлигова, но сейчас прекратили сотрудничество с ним. Себестоимость товара складывается из стоимости сырья, упаковки, рекламных расходов, зарплат сотрудникам, трудозатрат. Цена упаковки сладостей без наценок — 150 рублей. В их магазине стоимость начинается от 300 рублей.

Самым сложным в производстве своей продукции Малинины считают поиск постоянного потребителя. «Сейчас фермерские товары не страдают однообразием: на севере Ярославской области выращивают уникальные сорта органического винограда, производят эксклюзивные мясные парфе из домашней птицы. Также редкие, почти коллекционные сыры и даже организовали ферму улиток для гурманов», — делятся они.

Поясни за органику

В 2019-м городские жители подустали от смузи-боулов, феминизма и арт-кластеров и хотят чего-то настоящего, русского, хтонического. На помощь приходят биотовары. Популярность продуктов с приставкой «эко» и «органик» растёт вместе с их ценами. А на волне фермерского тренда крестьяне всё больше походят на купцов.

Правила игры на крестьянском рынке пытается установить не только Стерлигов. С 1 января 2020 года в силу вступит закон, регламентирующий производство органической продукции. Если сегодня любой изготовитель может наклеить слова о натуральности и повысить цену в 1,5–2 раза, то принятый законопроект отсеет нечестных «маркетологов». В 80 странах мира уже действуют подобные законы.

Но Герман Стерлигов зарабатывает деньги не только благодаря органическим продуктам.

Во-первых, львиную долю популярности он получил после отказа пускать в свои магазины геев. В современном толерантном обществе подобные действия — табу, которое широко обсуждают российские и зарубежные СМИ.

Во-вторых, расположение и ценовая политика (хлеб от 550 рублей) сети магазинов заявляет о состоятельности покупателя. Новый Арбат, Тверская-Ямская, село Ильинское (несколько километров от Новой Риги).

В-третьих, сам Стерлигов. Эпатажное поведение, отрицание системы и показной аскетизм — люди любят одиозных персонажей.