Отлить в бронзе. Кто и зачем делает колокола на Руси

Богоугодный бизнес
03 февраля в 22:54

Каждый день Русская православная церковь строит «в среднем по три храма», а за последние десять лет их количество увеличилось на 30 000, заявил в мае 2019 года патриарх Кирилл. Вместе со строительством церквей растёт спрос на колокола. Стоимость набора этих музыкальных инструментов может превышать 10 млн рублей. Рассказываем, кто отливает колокола и во сколько обходится богоугодный звон.

Колокольный бум

«Если раньше колокола производили постепенно, храмы укомплектовывали сотни лет, то в 90-х потребовалось произвести много колоколов», — говорит Илья Дроздихин, руководитель мастерской колокольного звона и московской школой звонарей. По его словам, весь объём, который накопили за 500 лет и впоследствии практически уничтожили, современные колокололитейщики изготовили за 30 лет.

До 1917 года в стране было около 80 000 храмов, монастырей и духовных семинарий. Во время советской власти большинство зданий* разрушили или переделали под другие нужды: спецтюрьмы, склады и пр. Например, храм Христа Спасителя взорвали в 1931 году. Оставшиеся после взрыва строительные материалы использовали для отделки московского метро и здания Совета труда и обороны. На месте храма изначально планировали построить Дворец Советов, но власти отказались от этой идеи и в итоге открыли бассейн «Москва».


*Точное количество разрушенных церквей, храмов и монастырей до сих пор неизвестно. По некоторым данным, из 78 000 церквей и 1200 монастырей (в 1917 году) к распаду СССР сохранилось только 7500 церквей и 16 монастырей.


Колокола и кресты изымали и переплавляли под предлогом «для нужд народного хозяйства». Зачастую колокольную бронзу использовали для производства мелкой разменной монеты, тракторов и котлов для столовых.

Ситуация изменилась с распадом СССР. За прошедшие 30 лет общее количество церквей и храмов РПЦ, а также других помещений, в которых совершают богослужения, увеличилось до 38 000 — по данным самой РПЦ. В связи с этим колокольный рынок в России переживает второе рождение.

Фото: mskagency.ru

На грани благотворительности

В России колокола в основном изготавливают из меди и олова. Последнее в дефиците. Производителям приходится закупать олово за границей и платить в долларах. После резкого скачка курса в 2014 году металл подорожал в два раза. При этом цены на колокола остались прежними.

По словам опрошенных «Секретом» экспертов, рентабельность бизнеса по производству колоколов колеблется в пределах 15–20%: товар довольно специфичен, производство штучное, а стоимость колоколов почти не растёт. Предприниматели объясняют низкую рентабельность особенностью рынка, который находится «на грани бизнеса и благотворительности». Чтобы быть на плаву в колокололитейном бизнесе, нужно увеличивать объём производства, «ведь чем ты меньше, тем сильнее чувствуешь экономические проблемы», считает Илья. Он отметил, что обороты его мастерской от 10 до 20 тонн в год, кризис 2014-го года производство пережило «с божьей помощью» и почти не заметило трудностей.

Одно из самых крупных колокололитейных производств в России — завод Валерия Анисимова. Колоколами Анисимов занимается с 1989 года.

«В 1990-м я подал заявку на патент. Ровно через год, в июле, я получил его, а уже в августе СССР развалился. Получается, я как Горбачёв. Он — последний руководитель СССР, а я — последний человек в СССР, который получил патент на колокольное производство», — рассказывает Валерий.

Среди крупных производителей колоколов в России, кроме завода Анисимова, колокольный завод братьев Шуваловых, московский колокольный завод «Литэкс».

В середине 2000-х завод Анисимова отливал 200 тонн колоколов в год. Общий объём производства в России, по его словам, составлял 400 тонн.

В последние пару лет Анисимовы ежегодно производят по 100–120 тонн, а колокололитейный рынок, по оценкам Анисимова, сократился до 200–300 тонн.

Гендиректор колокололитейного завода «Литэкс» Олег Грицаенко оценивает рынок в 400-500 тонн в год. По его словам, динамика рынка нестабильная и меняется в зависимости от экономической ситуации в стране. Тяжёлым он называет 2015 год, первый после введения санкций. Потом постепенно рынок восстанавливался.

«Деньги, которые люди жертвуют на колокола, — это хвост денежного потока. И люди делают это охотнее, когда представляют, какое у них будет будущее », — отметил Олег Грицаенко.

Сегодняшнее производство на заводе Анисимова использует как высокие технологии (компьютерное моделирование, цифровую акустическую лабораторию), так и множество традиционных ручных операций

Фото: kampan.ru

Родился сын — куплю колокол

Цена колокола зависит от веса, размера и требований к его оформлению и звучанию. Обычно церковные музыкальные инструменты покупают наборами. Стандартный набор называется «малая звонница». В него входят пять-семь колоколов. Чаще всего у производителей заказывают именно этот комплект. Средняя стоимость — от 200 000 до 500 000 рублей* при цене от 1000 рублей за 1 кг колокола. Стоимость среднего набора может превышать 2 млн рублей. Цена на самые большие и тяжёлые комплекты может превышать 10 млн рублей. Например, в 2018 году большой набор (из 18 колоколов) для собора Александра Невского в Волгограде обошёлся в 30 миллионов рублей.

Средние цены на колокола

От сувенирных колоколов церковные отличаются размером, звучанием, материалами и стоимостью. Игорь Лукьянов, генеральный директор мастерской «Вольгинский колоколец», рассказывает, что сувенирную продукцию изготавливают из латуни или «совсем непонятно чего», а церковные колокола отливаются из качественного металла и хорошо звучат.

«Малый вылитый из бронзы колоколец в 200–250 г на нашем производстве стоит 15 000 рублей. А штампованный у других производителей можно купить и за 300 рублей», — говорит Лукьянов.

«Сувенирные колокола можно отнести к категории VIP-подарков. Их покупают для кабинетных интерьеров. Такой колокол массой 20 кг стоит у нас в среднем около 75 000 рублей. Но все же мы сосредоточены на производстве главным образом церковных колоколов», — рассказал Олег Грицаенко.

Колокола обычно покупают на пожертвования. Собранных с прихожан средств часто не хватает, поэтому какой-либо меценат добавляет необходимую часть или оплачивает заказ полностью. Это может быть целевое пожертвование благотворителя (он переводит деньги храму, а церковь выступает в качестве заказчика), либо благотворитель самостоятельно приобретает колокола и дарит их церкви.

«Часто такие покупки связаны с обетом человека, — рассказывает Илья Дроздихин. — "Сын родится — и подарю храму колокол". Или подарок связан с печальным событием — в память о почившем родственнике. Чтобы каждый удар в колокол приносил молитву богу. Покупок колоколов домой в разы меньше. Чаще это подарочные изделия».

При этом бизнес сезонный: колокола в основном приобретают к праздникам — к Рождеству или Пасхе. За неделю до пасхи производители могут продать по 12–15 малых наборов и получить до 5 млн выручки.

По словам бизнесменов, меньше половины заказов им даёт реклама в интернете, на радио и в специализированных изданиях. Остальных заказчиков производства получают благодаря сарафанному радио.

Reload
1 / 5

Звон хорош, а грешника приводит в дрожь

Царь-колокол после отлива ещё три года шлифовали кирпичом. Сегодня металлургия шагнула вперёд, и скорость изготовления увеличилась в разы. Для того чтобы сделать большой колокол (около тонны) потребуется полтора-два месяца работы. Небольшой (5–10 кг) — два дня.

Процесс изготовления достаточно прост: создают форму, заливают в неё металл, дают время остыть, а потом освобождают колокол от формы, чистят, шлифуют, прикрепляют язык. К работе над большим колоколом подключаются художники. Они оформляют надписи, иконы и узоры для будущего музыкального инструмента.

Reload
1 / 5

Московский колокольный завод «Литэкс»

Фото: mskagency.ru

Одно из главных требований к колоколам — красивое звучание. На больших производствах есть свой инженер-акустик, который контролирует качество звука каждого колокола.

Звучание колокола зависит от его формы и размера. Маленькие колокола более звонкие, «голос» больших колоколов богаче и ниже. При этом тембр у каждого колокола индивидуальный, даже если форма и материалы схожи. Поэтому для наборов колокола приходится подбирать, говорит Грицаенко.

Многие производства стараются работать под ключ. Они не только изготавливают и подбирают колокола по звучанию, но и доставляют, монтируют, настраивают систему управления звоном и обучают звонарей.

Важный момент — оформление. В русской традиции принято отливать колокола с пышным убранством. Заказчик может выбрать изображения.

«На одном из колоколов для заказчика из Белоруссии мы отлили 12 икон Богородицы. Часть элементов мы выполнили с помощью компьютерного моделирования, но важные фрагменты изготовили скульпторы. Здесь важен тактильный контакт с ликами святых — таков наш подход», — поделился Олег Грицаенко.

Московский колокольный завод «Литэкс»

Фото: mskagency.ru

Россия вспрянет ото сна

В колокололитейной сфере нет случайных людей. По словам предпринимателей, на рынке остались только верующие люди. Кроме веры важное условие производства церковных колоколов, по словам производителей, — благословение.

Обычно процесс проходит так: батюшка приезжает к изготовителю и читает молитву. «Полтора года назад к нам на производство приезжал местный батюшка, благословлял, а две недели назад — митрополит по Владимирской области», — говорит Игорь Лукьянов. По его словам, одного благословения достаточно, но чем больше, тем лучше.

Кто-то благословляет не только завод, но и колокола — при литье в незастывший металл бросают свечные огарки из церквей. «Каждая свеча — это молитва. Мы заключаем молитву в колокол», — говорил в интервью ТАСС Олег Грицаенко, гендиректор завода «Литэкс».

Reload
1 / 8

Фото: mskagency.ru

Мест нет

Опрошенные «Секретом» эксперты уверены, что заказов на производство колоколов с каждым годом будет всё меньше. «Насыщение в России произойдёт через пять-десять лет. Потом всё пойдёт на спад. Заказы, конечно, не остановятся совсем. Например, те храмы, которые заказывали маленькие наборы, обратятся уже за большими», — отметил Дроздихин.

Долю храмов, которые нуждаются в колоколах, невозможно оценить, говорит Олег Грицаенко. Каждый год в стране открывают новые церкви и реконструируют старые. «Потенциал для рынка есть. В предстоящем десятилетии мы точно будем востребованы», — уверен он, но отмечает, что спрос этот может быть отложенным. Зачастую из-за нехватки денег колокольни годами стоят без колоколов или недоукомплектованными. «В нашей базе сотни храмов», — отмечает гендиректор «Литэкса».

В разговоре производители признаются, что, несмотря на невысокую рентабельность бизнеса, отказываться от своего дела не планируют. «Я сам звонарь. Это стало частью моей жизни» — делится Дроздихин.

Одна из главных целей Анисимова на 2020 год — отлить самый большой в мире колокол. Не ради признания, а по мистическому поверью. «Старцы говорили: когда в России будет отлит самый большой колокол, то страна пойдёт на поправку и жить станет лучше», — поясняет Валерий.

Справка. Семейное дело

До 1917 года в стране было три главных колокололитейных династии: Оловянишниковы, Финляндские и Самгины.

Оловянишниковы отливали колокола с XVIII века. Они автоматизировали производство, продавали товар за границу, а также «в знак признания исключительных заслуг перед Россией» единственные из изготовителей могли размещать на своих изделиях герб Российской империи.

Reload
1 / 2

Фото: Оловянишниковы

Ещё один крупный производитель колоколов в царской России — завод Финляндского. Ему приписывают изготовление Царь-колокола (202 тонны), Большого Успенского колокола (65 тонн, в него добавили металл с трофейных французских пушек — в память о войне 1812 года). В 1899 году в России ввели льготный тариф на перевозку колоколов. Это способствовало развитию завода. Отправляя товар по всей России, уже к началу XX века Финляндские отливали до 500 тонн в год.

Reload
1 / 2

Фото из рекламного проспекта завода Финляндского

Династия Самгиных начала активно делать колокола после войны 1812 года, так как во время сражений колокола переплавляли на военные нужды. Первым отлили колокол для Новоспасского монастыря, в котором находилась усыпальница Романовых. После этого при поддержке русских князей они отливали колокола для многих городов Европы и получили признание на международных промышленных выставках и от академий в Париже, Чикаго, Лондоне и Неаполе.

После Октябрьской революции все колокололитейные заводы прекратили своё существование.

Обновление от 04.02.2020: добавлены комментарии, в материале была допущена и позднее исправлена фактологическая ошибка. Редакция приносит извинения читателям.

Фото: mskagency.ru/Сергей Ведяшкин

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе