10:40, 13 октября 2022
8 мин.
Реклама

Не только про бензин. Как сеть АЗС «Нефтьмагистраль» сделала ставку на кулинарию (и не прогадала)

Нестандартная история создания и продвижения бренда «Гурманика»

Автозаправочные станции (АЗС) давно уже превратились из просто бензоколонок в полноценные пит-стопы, где в любое время можно купить нужные в пути вещи, поесть и воспользоваться другими благами. Доход с нетопливных продаж нередко сравним с прибылью от продажи топлива. Но лишь некоторые крупные сети идут дальше и развивают из своих кафе и кулинарий полноценный бизнес. По такому пути пошёл и торговый дом «Нефтьмагистраль» который с 2001 года внедряет на своих АЗС массу дополнительных сервисов.

Не только про бензин. Как сеть АЗС «Нефтьмагистраль» сделала ставку на кулинарию (и не прогадала)

Одни из самых узнаваемых — бургерная «МагБургер» и гастрономический бренд «Гурманика». Готовая еда от «Гурманики» уже уверенно перешагнула границы заправочной сети и появилась на полках обычных магазинов. Почему продавцы топлива взялись за кулинарную тему, как развивается это направление и чего ждать от него в будущем — рассказывает «Секрет».

Магистральное развитие

ТД «Нефтьмагистраль» — крупная топливная компания, основанная в 2001 году и работающая в Москве и Московской области. Сейчас она владеет нефтебазой во Внуково и управляет сетью из более чем 100 современных автозаправочных комплексов, качество топлива на которых контролируется в её собственной лаборатории. И речь идёт действительно о комплексах, а не просто автозаправках: помимо бензоколонки, там можно найти магазины, аптеки (на 15 точках), мойки (на 36 точках) и кафе.

Жителям Москвы известна фастфуд-сеть «МагБургер», вывески которой часто мелькают на заправках «Нефтьмагистраль». Это бренд топливной компании, изначально заточенный именно под формат АЗС. Вполне логично: спешащие по делам водители не будут долго ждать заказ в ресторане и обычно делают выбор в пользу фастфуда, даже если в будничной жизни предпочитают другую еду.

Но с недавнего времени на АЗС «Нефтьмагистраль» появилось решение и для тех, кто не готов ждать заказ вовсе, а хочет забрать и съесть готовую еду сразу или взять её с собой. Речь о бренде «Гурманика», предлагающем свежие готовые блюда в порционной упаковке. Такой формат пришёлся по душе не только водителям, но и обычным москвичам, которые не готовы тратить время на готовку. Довольно скоро «Гурманика» стала полноценным брендом, под которым уже открылось несколько стильных кафе-кулинарий.

Не только про бензин. Как сеть АЗС «Нефтьмагистраль» сделала ставку на кулинарию (и не прогадала)

Еда как новая нефть

Собственный гастрономический бренд «Гурманика» появился у топливной компании в 2019 году. Как рассказывал генеральный директор ТД «Нефтьмагистраль» Александр Ерастов, в компании далеко не всегда были довольны качеством еды сторонних поставщиков. И клиенты разделяли это мнение: прежде чем начать активно развивать новый бизнес, сеть провела исследование и выяснила, что около 90% респондентов считают еду на АЗС несъедобной.

«Нефтьмагистраль» решила исправить это и заняться вопросом еды самостоятельно — благо эта ниша на рынке в тот момент оказалась никем не занята и конкурентов, способных выдерживать высокий уровень качества, просто не было. Решением стало собственное производство, которое создало отменный и вкусный продукт, доступный большинству.

При этом в компании не забывали и о других направлениях в стремлении создать единое комфортное пространство, рассказала заместитель гендиректора по направлению HoReCa ТД «Нефтемагистраль» Елена Соловьёва. Задумка предполагала, что посетители заправок сети смогут не только заправить автомобиль, но и пообедать, купить продукты для семьи и отдохнуть.

«Гурманика» прошла серьёзный путь от идеи и налаживания контроля качества до полноценного продукта, который вскоре появился на большинстве открытых АЗС сети. Производством занимаются на специальной фабрике-кухне, откуда еду в порционной упаковке развозят по магазинам. Ассортимент часто обновляется: в нём есть завтраки, перекусы, полноценные первые и вторые блюда и даже суши. При этом сроки годности у такой продукции невелики: на производстве не используют консерванты, делая ставку на короткий путь от кухни до прилавка.

Новый гастрономический бренд первым опробовал формат готовой еды в порционной упаковке, задав тренд на российском рынке. Он оказался хорошо принят аудиторией: сейчас такую еду покупает каждый третий клиент АЗС, а в месяц «Гурманика» производит 900 000 порций. В Европе этот показатель, впрочем, ещё выше, так что ТД «Нефтьмагистраль» есть куда расти.

А в мае 2021 года «Гурманика» представила собственную линию кулинарии, которая сейчас уже работает на четырёх флагманских точках сети. Это авторские блюда и еда ресторанного качества, которую готовят зачастую прямо в кафе и продают в тот же день. Такой формат быстро стал пользоваться популярностью у покупателей независимо от их предпочтений: в меню представлены десятки блюд, от борща и селёдки под шубой до чего-то более замысловатого, например лосося-терияки или брускетты с яйцом пашот.

Не забывает компания и о «МагБургере»: на фабрике-кухне «Гурманика» производится не только готовая еда, но и котлеты, сосиски и булочки для бургеров и хот-догов. Хлеб, выпечку и сладости под брендом «Гурманика» поставляют и на АЗС, и в сетевой ретейл.

Не только про бензин. Как сеть АЗС «Нефтьмагистраль» сделала ставку на кулинарию (и не прогадала)

Как «Гурманика» стала находкой для дорожных гурманов (и не только)

Ещё недавно казалось, что вкусная качественная свежая еда и автозаправки — вещи несовместимые. В большинстве случаев это действительно так: редкие точки оборудованы чем-то большим, чем микроволновка и кофемашина. Поэтому максимум, что могли предложить заправки своим клиентам, — это кофе, привозная выпечка и разогреваемые полуфабрикаты, неизвестно сколько пролежавшие в холодильнике. Человек, отправившийся в дорогу или спешащий по делам, уже привычно обменивал свой комфорт и пищевые пристрастия на компромиссные сэндвичи и заветренные салаты, принимая одновременно средства от изжоги и несварения.

Но в последние годы ситуация на этом рынке начала меняться. Одним из флагманов этого процесса стала «Гурманика». Компания сделала ставку на качество: по концепции бренда в магазинах и на АЗС должна продаваться только свежая еда из качественных ингредиентов, которую производят на передовом производстве с привлечением профессионалов — технологов, поваров, шефов. Высокие стандарты достигаются в том числе за счёт уникального технологического процесса и профессионального оборудования европейских марок.

Команда экспертов, отвечающая за вкус, включает шеф-поваров как из России, так и из-за границы. Например:

  • за выпечку вместе с российским профессионалом отвечает шеф-пекарь из Франции, постоянный участник выставки Modern Bakery Moscow;
  • на мясном производстве под руководством россиянина работает шеф мясного цеха из Германии с её уникальными традициями производства колбасных деликатесов;
  • разработкой меню занимается шеф R&D из Италии с 30-летним опытом подобной работы в ведущих мировых компаниях;
  • а шеф-бариста — наш соотечественник, который за время своей работы в кофейной индустрии обжарил более 3 млн т кофе.

Всё это позволило вывести продукт «Гурманики» на такой уровень, что его стали активно закупать и сторонние ретейл-сети. Да и заправки в городах уже давно превратились в магазины шаговой доступности. Одной из задач бренда было создать продукт не только для удовлетворения сиюминутного голода, но такой, который хочется забрать с собой и накормить им близких. В итоге выбранный формат оказался настоящей находкой для множества спешащих москвичей — не только автопутешественников, но и, к примеру, работающих женщин, которые не успевают готовить дома и ищут альтернативу в кулинариях.

Кроме того, распространённость точек АЗС «Нефтьмагистраль» сыграла на руку любителям доставки на дом: уже сейчас еду от «Гурманики» можно заказать через собственное приложение бренда (6+) или через агрегаторы, и в большинстве случаев её привезут в течение 30 минут. Компания планирует пойти дальше и до конца 2022 года запустить собственный маркетплейс, где будут продаваться различные товары с доставкой, в том числе кулинария.

А те, кто никуда не спешит, а просто предпочитает обедать в кафе, оценили ещё и интерьер с атмосферой ресторанов «Гурманика», которые начали появляться в Москве в 2021 году. На отзовиках именно эти пункты чаще всего выделяют посетители, помимо качественной и разнообразной еды.

Не только про бензин. Как сеть АЗС «Нефтьмагистраль» сделала ставку на кулинарию (и не прогадала)

Что будет дальше?

За последние 20 лет «Нефтьмагистраль» прошла путь от сети заправок к настоящей экосистеме, в которой есть место для самых разных продуктов и брендов. Компания сделала ставку на универсальность и современные технологии, которые могут привлечь не только автомобилиста.

Например, в мае компания открыла крупнейший автозаправочный комплекс в России — АЗС 060 на 12-м километре МКАД, ставший 101-й точкой этой сети. На площади свыше 1500 кв. м могут одновременно заправляться до 40 автомобилей. Есть там инфраструктура и для электрокаров — две станции скоростной зарядки на четыре поста позволяют зарядить аккумулятор такой машины за 15–30 минут. Кроме того, там можно бесплатно подкачать шины, пропылесосить салон или недорого помыть своего железного коня на мойке самообслуживания.

А если автовладельцы не спешат, после заправки они могут припарковаться на отдельной просторной парковке и полноценно пообедать или сделать покупки в круглосуточном супермаркете. В этом комплексе представлены оба гастрономических бренда сети — вместе кафе-кулинария «Гурманика» и «МагБургер» могут обеспечить 84 посадочных места.

Сейчас именно масштабирование кафе «Гурманика» и вывод этого бренда за пределы АЗС — одна из основных задач в стратегии развития компании. Помимо этого, команда активно думает над альтернативными продуктами, которые не были бы связаны с топливом.

Сейчас компания немало внимания уделяет вопросам экологии и планирует расширять инфраструктуру для электромобилей и автомобилей, работающих на газе. На большинстве новых заправок в той или иной форме будут представлены и другие сервисы экосистемы. Параллельно компания ведёт работу в направлении импортозамещения оборудования, которое используется в технологических процессах.

По сути, «Нефтьмагистраль» вместе с топливом и едой научилась продавать ещё один важнейший ресурс для любого человека — время. Выходит так, что оно обходится клиентам сети условно бесплатно, в то время как такая диверсифицированная бизнес-модель сама по себе приносит неплохую прибыль компании. Сухие факты: при том что 80% выручки АЗС приносит топливо, а сопутствующие товары и услуги — лишь 20%, общая маржинальность у этих категорий делится пополам — по 50%. Так что доля сопутствующих товаров будет только увеличиваться, а заправки начнут всё больше напоминать универсальные торговые комплексы.

В ТД «Нефтьмагистраль» уверены: потребности клиентов изменились — им уже неинтересен монопродукт. В приоритете — качество сервиса, возможность получить что-то дополнительно, испытать положительные эмоции. Как говорит Александр Ерастов, глобально компания планирует создать «экономику впечатлений», и, кажется, именно такая экономика вскоре может прийти на смену сырьевой.

По крайней мере, это справедливо в рамках отдельно взятой экосистемы.


Рекламодатель

ОГРН: 1067746809998

117105, город Москва, Варшавское шоссе, дом 35 строение 1, этаж / часть офиса 6/п606

Общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом Нефтьмагистраль

Фото: ТД «Нефтьмагистраль»

Новости партнеров