Опубликовано 15 февраля 2019, 15:03

«Не ожидали никаких гарантий от государства». Задержанный основатель Baring Vostok о бизнесе в России

Майкла Калви подозревают в мошенничестве. Ему грозит 10 лет лишения свободы
«Не ожидали никаких гарантий от государства». Задержанный основатель Baring Vostok о бизнесе в России

19 февраля в Москве задержали 51-летнего основателя инвестиционной компании Baring Vostok, гражданина США Майкла Калви. Одного из самых успешных венчурных инвесторов на российском рынке подозревают в мошенничестве в особо крупном размере. Вместе с ним задержаны другие топ-менеджеры Baring Vostok. По данным следствия, Калви и его коллеги похитили более 2,5 млрд рублей.

Калви родился 3 октября 1967 года в Висконсине (США). После учёбы в Университете Оклахомы получил степень магистра финансов в Лондонской школе экономики. Карьеру начал в инвесткомпании Solomon Brothers, занимался сделками M&A в нефтегазовой отрасли. Затем перешёл в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В 1994 году основал Baring Vostok.

Шесть фондов Baring Vostok за 25 лет инвестировали в десятки российских компаний, среди которых «Яндекс» (в 2000 году 35,7% акций были куплены за смешные $5 млн), 1С, Тинькофф-банк, Ozon, Avito, Skyeng, Ivi, «Вкусвилл».

В 2012 году Baring Vostok запустил пятый фонд Baring Vostok Private Equity Fund LP V на $1,5 млрд. Одной из его первых инвестиций стала доля в сибирском банке «Восточный экспресс». «Многие инвесторы относятся к России главным образом через призму того, что они видели или читали в новостях, — говорил тогда Калви. — Инвесторы, готовые зайти дальше и посетить страну, могут увидеть здесь динамично развивающуюся бизнес-среду и предпринимателей высокого качества».

Именно конфликт с другим акционером «Восточного» привёл к задержанию Калви. Показания на него дал миноритарный акционер банка Шерзод Юсупов. Он получил акции, когда «Восточный» объединился с «Юниаструмом» бизнесмена Артёма Аветисяна. О том, что Baring Vostok конфликтует с Аветисяном за контрольный пакет «Восточного», СМИ начали писать осенью прошлого года.

Будущее Калви прояснится не скоро, он арестован до 13 апреля. Пока что мы собрали для вас несколько его высказываний о плюсах и минусах ведения дел в России. Некоторые из них он, очевидно, уже пересмотрел.

Как всё начиналось

Первой моей инвестицией был пакет в «Вымпелкоме». Нам повезло вложиться в эту компанию, она очень быстро выросла. Это была первая российская компания, которая провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но одновременно мы осуществили много неудачных инвестиций, особенно на фоне кризиса 1998 года, когда каждый четвёртый наш проект получил сильный удар. <…> С 1999 по 2001 год мы были, по сути, единственным фондом прямых инвестиций, который продолжал инвестировать в Россию. Другие западные фонды просто ушли с рынка.

Источник

О самых успешных инвестициях

У нас было три проекта, где мы заработали в 20 раз больше, чем вложили: «СТС Медиа», «Яндекс» и Burren Energy. Все они стали публичными компаниями.

Источник

О бизнесе в условиях санкций

Санкции прямо не влияют на фонд или наши портфельные компании. Основным следствием санкций является возросшее чувство риска у многих иностранных инвесторов для вложений в России. Из-за этого нашему фонду сложнее выходить из портфельных компаний через IPO или собирать капитал для фондов. Но плюсом для нас является то, что конкурентов при новых инвестициях меньше. Я думаю, что ситуация немного стабилизировалась и появится интерес к российскому рынку, особенно на фоне рекордно низких ставок в мире.

Источник

Об отношениях с российским государством

Мы никогда не просили и не ожидали никаких гарантий от государства, и такие гарантии нигде в мире не дают. Инвестиции в капитал — это всегда риск. Разумное управление платёжным балансом в стране — минимальное, что мы можем ждать от правительства, а в России это управление лучше, чем даже во многих странах Европы. В России никто не мешает иностранным инвесторам работать. Так, после введения санкций российское правительство могло бы ограничить рыночные операции, запретить иностранные инвестиции, ввести валютный контроль, сделать так, чтобы никто не мог получать дивиденды из прибыли компаний. Но ничего этого не произошло.

Источник

О российской экономике

Судьба России до сих пор очень зависит от мировых цен на нефть, это влияет на курс валюты, на потребительские возможности населения. К счастью, фонды Baring Vostok — долларовые инвесторы. Хорошо, что у них есть капитал в долларах, но и плохо, что активы в основном в рублёвом бизнесе.

Источник

О будущем

Сложные моменты дают нам возможность по справедливой цене войти в уникальные компании, в которые в обычные времена просто невозможно инвестировать. Но для нас вопрос покупки — это не спекулятивный интерес, для нас это участие в компании, которой бы хотелось владеть всегда. История повторяется, и потом будет новый цикл, и отношение к России в мире тоже поменяется, а новые российские игроки смогут успешно выйти на IPO.

Источник

Фотография на обложке: Пётр Ковалёв / ТАСС

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!