Money на кармане. Как Сергею Шнурову удаётся постоянно переобуваться и преуспевать

Парадоксальная карьера одной из главных звёзд российского шоу-бизнеса
15 июля в 13:59

Эстрадная звезда в Партии роста, партнёр Тины Канделаки по съёмкам и генпродюсер RTVI в Нью-Йорке — карьера фронтмена группы «Ленинград» Сергея Шнурова резко переменилась в 2020 году. Кто-то решит, что скандальный шоумен пустился во все тяжкие, распустив провокационную группу «Ленинград» и соглашаясь на все предложения подряд. Но это лишь иллюзия: хотя Шнуров непоследователен и бросается из крайности в крайность, он точно чувствует время и явно хочет оседлать общемировой тренд на «камбэки мощных старцев».

Он сам говорит, что главное для него — коммерческая составляющая: начиная от рекламы препаратов от импотенции и выставки «Ретроспектива брендреализма» Сергея Шнурова, заканчивая внезапным выходом на должность генпродюсера русскоязычного телеканала в Нью-Йорке. Он ввязывался в разные бизнесы, но срослось далеко не везде: сейчас две из трёх компаний Шнурова едва сводят концы с концами.

«Секрет фирмы» разобрался, что происходит с бизнесом шоумена и как на его делах сказывается его противоречивая натура.

Главная статья его доходов — концерты «Ленинграда», но он берёт и распускает группу

Группировка «Ленинград» прошла долгий путь — от любительского ансамбля, начинавшего со смешных и матерных стилизаций под блатняк, до всеобщей узнаваемости и титула «символа эпохи застоя».

Изначально Шнуров был в «Ленинграде» на вторых ролях (играл на бас-гитаре), став фронтменом группы только в 1998 году, после выхода первого альбома «Пуля». Но знаковой пластинкой для музыканта стала «Для миллионов» (2003 год), которая подняла бренд Сергея Шнурова над «Ленинградом».

Последующие годы «Ленинград» был неукротим: группировка вовсю играла по подвалам, на корпоративах, отправлялась в затяжные зарубежные гастроли и даже покорила США. По мотивам успешного американского тура сняли документальный фильм и выпустили двойной диск под названием «Ленинград уделывает Америку».

Но спустя десять лет после выхода альбома «Пуля» Шнуров распустил «Ленинград». На тот момент оголтелому ска-панк-коллективу было 11 лет. Эпоха «Ленинграда» прошла, заявил шоумен: «машина» существует «не благодаря, а вопреки», поэтому должна быть уничтожена.

Вместо «Ленинграда» он создал новую группу «Рубль». Впрочем, о «Рубле» ничего не слышно с 2010 года, когда вышел видеоклип на песню «Я * (вдохновенно играю) на гитаре». Два дня он провисел в Сети, после чего YouTube запретил ролик — Шнуров в нём был совершенно голый. После этого казуса «Рубль» исчез из инфополя, а «Ленинград», по словам Шнура, воскрес ради заработков, чтобы снова уйти в небытие. На этот раз — в 2019-м.

Тогда Сергей Шнуров называл группу «Ленинград» не «машиной», а «символом эпохи застоя». «Я закрываю "Ленинград", потому что эпоха застоя, на мой взгляд, закончилась», — говорил музыкант в интервью РБК. Впрочем, куда более точное и хлёсткое определение он дал в 2020 году, назвав группировку «курицей, несущей золотые яйца».

Курица действительно была золотой. В 2018 году Сергей Шнуров занял вторую строчку рейтинга самых богатых звёзд с доходом почти $14 млн (около 920 млн рублей), и главной статьёй его доходов была именно концертная деятельность. Но это не помешало Шнурову разогнать музыкантов и ждать, когда курица обернётся птицей феникс и восстанет из пепла.

Но в «отставке» группа вновь пробыла недолго. Уже в июле 2020 года Шнуров созвал «Ленинград», чтобы выпустить клип на новый трек «Фотосессия».

Деньги вызывают у Шнурова экзистенциальную пустоту, но он берётся за кучу концертов и ловит хайп, чтобы заработать ещё больше

«Вот ты заработал, придумал себе миллион долларов. Кстати, группа Doors. Почему товарищ (Джим Моррисон. — Прим. "Секрета") у нас так в 27 скапустился? Потому что группа Doors организовалась с определённой целью. Они хотели заработать миллион долларов. Вот они заработали миллион долларов. А дальше что? Всё», — объяснял Шнуров в интервью Forbes.

Деньги Сергея Шнурова, по его же словам, не только не интересуют — напротив, вызывают «экзистенциальную пустоту». Впрочем, это не мешает ему относиться к своей группе во многом как к бизнес-проекту.

«Я являюсь его учредителем, гендиректором и одновременно продюсером. Во всех остальных проектах продюсер или генеральный директор группы находится за кадром. У нас получилось так, что я, условно, Стив Джобс, который представляет свой продукт своим же лицом, являясь и генеральным директором, и вдохновителем компании», — рассказывал он.

По данным за 2018 год Сергей Шнуров занял вторую строчку рейтинга самых богатых звёзд с доходом почти $14 млн (около 920 млн рублей).

Успех и большие деньги пришли к Сергею Шнурову в 2016 году — вместе с «Золотым граммофоном» за песню «Экспонат». Только за 2018 год музыкант заработал $13,9 млн и попал на вторую строчку рейтинга самых богатых российских знаменитостей от Forbes.

Доходы от бесконечных концертов и корпоративов группы распределялись так: половина уходит Шнурову, а всё остальное практически поровну делится между участниками (кроме Шнура в группе 19 человек, не считая писателя).

В начале 2019 года музыкант вновь решил распустить группу «Ленинград» — и почти что лишился большей части доходов. «Я вовремя окэшился, так сказать, выскочил из этой игры. Если бы я в этом году решился поехать по стадионам, как это сделал в прошлом году, тогда я сильно попал бы. Но мне просто повезло», — отметил Сергей в интервью в апреле 2020 года.

Впрочем, несмотря на роспуск, группа продолжала выступать как минимум на корпоративах: перед Новым, 2020 годом выступление «Ленинграда» стоило $100 000.

Сам музыкант говорил о корпоративах так: «Ты же сам придумываешь себе цену. Вот хочется тебе играть много корпоративов — объявляешь $100 000, $90 000. Хочется играть мало — говоришь $150 000. Хочется играть крайне редко — $200 000».

Бизнес на «Шнурках»

Все контракты о проведении концертов проходят через компанию «Шнурок». Ей же принадлежат права на товарные знаки «Ленинград», «Шнур», «Сергей Шнуров» и их производные. Активы «Шнурка» оцениваются почти в 17 млн рублей.

ЗАО «Шнурок» — компания, половиной которой владеет сам Шнуров, а второй — его бывшая жена Светлана Костицына. Компанию открыли в июле 2004 года, её нынешний руководитель — Екатерина Пиневич.

По данным СПАРК, выручка ЗАО «Шнурок» от продаж за 2019 год составила 23 млн рублей, а чистая прибыль — 13 млн рублей.

Под названием «Шнурок» зарегистрирована ещё одна компания — ООО, которая на 100% принадлежит гендиректору первого «Шнурка» Екатерине Пиневич. Её открыли в октябре 2003 года. До 2010 года компания целиком принадлежала Костицыной.

Тут финансовые результаты похуже: чистый убыток за 2019 год, по данным СПАРК, составил 144 000 рублей. Доходы компании начали падать ещё в 2018-м, тогда чистый убыток приближался к 900 000 рублей.

Он не считает ресторанное дело бизнесом и наезжает на Тимати за то, что тот считает себя бизнесменом. Но сам запустил несколько ресторанов и даже марку одежды.

«Кулинария и гастрономия — это всё-таки сомнительный бизнес. Притом что на планете Земля сейчас 7,8 млрд (жителей) уже, представьте оборот Тимати. Сколько он этих булок напечёт? Это смешно. По сравнению с той же самой Tesla или с iPhone. iPhone — это бизнес. (Михаил) Фридман — это бизнес. А Тимати — это не бизнес», — говорил Шнуров в интервью Forbes.

Тем ироничнее, что у Тимати и Шнура много общего: оба музыканты, оба увлеклись ресторанным делом, оба запустили собственную линейку одежды.

От «Синего Пушкина» до «Кококо»

В 2010 году Шнуров открыл бар «Синий Пушкин» в партнёрстве с другом Иваном Ушковым. В бизнес вложили 4 млн рублей (обоим принадлежало по 50% компании, в 2014-м доля Шнурова перешла ООО «СП»).

«Бар Сергея Шнурова, где устраивают отвязные рок-вечеринки, веселье и крепкие напитки льются рекой, а за барной стойкой можно встретить кого-нибудь из петербургской богемы. Об Александре Сергеевиче напоминает неизменная вишенка в бокале: поговаривают, как-то раз поэт зашёл в один из кабаков Северной столицы, попробовал заморский напиток, подавился вишенкой и посинел», — говорится на сайте петербургского заведения.

Имя Сергея Шнурова оказалось весьма эффективной рекламой: в день открытия в бар пришли 600 его поклонников. Сейчас Шнуров появляется в этом ресторане крайне редко. Юридическое лицо «Синий Пушкин», в числе учредителей которого был Шнуров, не действует с 2016 года и исключено из ЕГРЮЛ.

Для артиста 2010 год стал не только порой открытия первого бара и возрождения «Ленинграда», но и годом, когда он женился на Елене (Матильде) Мозговой, в браке ставшей Шнуровой. Спустя два года после женитьбы Шнуров поучаствовал в запуске ещё одного ресторана — «Кококо». К тому времени Матильда набралась опыта в ведении ресторанного бизнеса, поработав гендиректором «Синего Пушкина».

По словам Матильды, инвесторов было двое: она и её муж Сергей Шнуров. Сейчас рестораном управляет экс-супруга шоумена, а он сам отрицает свою причастность к бизнесу. «У меня же там нет акций, это мне не принадлежит, никакого отношения ко мне не имеет», — отметил Шнуров в интервью Forbes.

После развода с Шнуровым все компании достались Матильде — бизнес делить не стали. Кроме того, ей перешла недвижимость в Санкт-Петербурге на 140 млн рублей.

Одежда с фаллическими символами

Ещё одно начинание Шнура — собственная линия мужской одежды Shnurovs, которая появилась в 2014 году. Инвестиции в проект, по словам артиста, составили «несколько миллионов рублей» (точные цифры Шнуров не раскрывает).

«Марка ShnurovS появилась спонтанно: Серёжа выставил в своём инстаграме вещи с принтами собственного сочинения, и очень много людей начало интересоваться, где взять подобные. Бизнес-плана не было, мы просто изготовили тысячу экземпляров под нашим брендом на петербургском производстве. В этом проекте Сергей занимается креативом, я — менеджер, а ещё муза и лицо женской коллекции», — рассказывала Матильда. Про бизнес на шмотках сам Шнуров говорил просто: «Денег не просит, но и не приносит».

Самая дешёвая вещь в магазине — майка — стоила 1490 рублей, самая дорогая — брюки галифе — 4990 рублей.

«История с выпуском своей линии одежды является правильным способом монетизации известности, славы, популярности. Даже этот логотип его марки вызывает повышенный интерес. На мой взгляд, это не напоминание о каких-то фаллических символах, а просто симпатичный кактус из трёх отросточков», — объяснял представитель бюро стиля «Мужские решения» Владимир Гридин.

Впрочем, бизнес не выстрелил — от него пришлось отказаться в 2014 году. «Мы обожглись тогда на курсе. Скакнул курс, а ткань заказывали в Турции. В момент заказа это всё было золотым. А сейчас даже не понимаю, зачем мне этим заниматься», — сказал Шнуров.

Сейчас на сайте группы «Ленинград» можно заказать мерч. Женская футболка «Корона» обойдётся в 1999 рублей, мужская майка с фирменным логотипом группы, который разработала «Студия Артемия Лебедева», — 1699 рублей.

Коммерческой составляющей Шнура увлекло и ещё одно дело — живопись и инсталляции. 7 июня в Московском музее современного искусства (ММОМА) открылась выставка «Ретроспектива брендреализма» Сергея Шнурова. Среди работ — вязаный ковёр с изображением певицы Земфиры, банки из-под сгущёнки с нефтью и инсталляции в виде могильной плиты.

Reload
1 / 7

«Ретроспектива брендреализма» в Московском музее современного искусства

Фото: mskagency.ru/Сергей Киселев

У него много подписчиков в соцсетях, будь желание — может зарабатывать миллионы за один пост. Но он почти не делает этого

Весной 2019-го вокруг инстаграма Шнурова разгорелся скандал: музыкант рассказал, что ему поступает много рекламных предложений и шанс на сотрудничество есть лишь у тех, кто предлагает ему не меньше 4,5 млн рублей. По словам Шнурова, он не хочет, чтобы его лента в соцсети была забита рекламой, поэтому и установил высокие расценки на платные публикации.

Сейчас музыкант ведёт страничку только для повышения своей известности, публикуя стихи и рассказывая о своих новых начинаниях, объяснила «Секрету» Анастасия Вишнякова, маркетолог аналитической компании BloggerBase.

«Подписчики Сергея Шнурова растут каждый месяц на 0,6%, он привлекает в основном 25–44-летнюю аудиторию. К удивлению, певец не делает рекламы в своём аккаунте и даже не ставит хештегов, а значит, пользователи целенаправленно заходят и подписываются. Вовлечение пользователей в контент Instagram Шнурова составляет 4%, каждый пост набирает более 2000 комментариев, что является хорошим показателем. Охваты тоже впечатляют — около 1 млн (при 5,8 млн подписчиков)», — уточнила она.

C YouTube та же история: вовлечение видео за последние полгода составило в среднем 3,8%, отмечает эксперт. «Рекламы на его канале тоже нет. Можно сделать вывод, что в инстаграме аудиторию привлекает личность певца, а в ютубе — его творчество. Сергей специально не берёт рекламу в свой аккаунт, а только продвигает шоу, где он участвует», — пояснила Вишнякова.

Король рекламных роликов

«Это Сергей Шнуров, и тут он пил. Это тоже Сергей Шнуров, и тут он тоже пьёт, причём регулярно» — так начинается ТВ-реклама, в которой Шнуров рассказывает о своей любви к минералке «Святой источник». Селебрити-агент Вадим Кормилицын отметил, что только на этой рекламе Шнуров заработал 20 млн рублей.

Но так было не всегда: провокационный имидж Шнурова выбивался из представлений маркетологов об идеальном герое, способном продать продукт. Лёд начал таять в 2012-м, когда Шнурова пригласили рекламировать средство для потенции «Аликапс».

«Я поговорил с Сергеем, сказал ему: "Время тяжёлое, женщины и так постоянно унижают мужчин. А тут таблетку принял и хоть в кровати реабилитировался. Даже если тебе, Сергей, сейчас это не надо, это нужно многим мужикам"», — вспоминает Олег Меджитов, продюсер и режиссёр рекламного агентства Monsters Production. Шнуров сказал: «Да почему бы и нет — проявим мужскую солидарность!»

По данным источника РБК на рекламном рынке, за съёмки в первом сезоне рекламы «Аликапс» в 2012 году Шнуров получил более $200 000 (более 6 млн рублей по курсу на август 2012 года). За следующие семь лет доходы Шнурова от рекламы выросли в разы.

По словам самого Шнурова, сначала рекламные контракты составляли около 1% от всего дохода, сейчас — 20–30%. Сколько он получает за рекламу, неизвестно, но исходя из оценки 20% от годового дохода — около $3 млн (более 95 млн рублей).

Ещё один способ рекламы — сами клипы «Ленинграда». К примеру, ролик на песню «Цой» раскритиковали за большое количество рекламных интеграций. Позже Шнуров поиронизировал над собой в клипе «Ленинграда» и ST на песню «Балалайка» — персонажи показывают в камеру пиво под несуществующей маркой «Пиво» и сок под названием «Сок». Титр указывает, сколько авторы могли заработать на рекламе.

А вот клип «Экспонат» случайно сделал мощную рекламу выставки Ван Гога и лабутенов — туфель с красной подошвой. «Кажется, что всё это какая-то крупномасштабная кампания, но мы ничего для этого не делали», — уверяет продюсер клипа «Экспонат» Дмитрий Муравьёв.

Хотя, по словам представителя марки Christian Louboutin, продажи туфель в Москве не выросли, зато несколько месяцев на первом месте в интернете был запрос «лабутены фото и цена».

Организаторы выставки Ван Гога тоже не остались в накладе: на волне ажиотажа после выхода песни они предложили молодым людям с именем Сергей и их спутницам в туфлях на шпильках билеты за полцены.

Компания Fancy Shot, снявшая «Ленинграду» клип про лабутены, не раскрывает стоимость «Экспоната». Но бюджет предыдущего клипа «Плачу» был не более 800 000 рублей. Ролик принёс основателям Fancy Shot около 150 000 рублей.

Из обличителя политиков он вдруг превратился в «артиста при Госдуме» и удалил из соцсетей критические посты

Шнуров весь соткан из противоречий: он распускал «Ленинград» и собирал его, высмеивал телевидение и Первый канал, а потом там работал (об этом ниже). Не стала исключением и политика. В этом плане 2020 год стал водоразделом — временем, когда циничный и аполитичный исполнитель песенки про «кандидатов-***» вдруг вступил в Партию роста и стал её сопредседателем, превратившись, по словам экспертов, в типичного «артиста при Госдуме».

Музыканта тут же раскритиковали за то, что он удалил посты с критикой власти перед тем, как вступить в партию. Одно из удалённых стихотворений стало впоследствии песней «Путина, конечно, жалко», а после инаугурации президента в мае 2018 года Шнуров публиковал стихи «Вова как основа», которые заканчивались словами «Он вернулся! Слава богу! А точней — не уходил». Всё это было бесследно удалено из соцсетей артиста.

Сам шоумен и новоявленный политик прокомментировал это так: «Блин, я это сделал в 2018 году. Убил. Потому что Бэнкси самоуничтожил свою картину. Я, следуя Бэнкси и вообще этому настроению самоуничтожения, уничтожил все посты в 2018 году, давно. Потом начал вести. С тех пор ничего не редактировал».

Партия роста, какой мы её знали до сих пор, многим казалась вялой и трусливой, сказал «Секрету» социолог Дмитрий Алексеев: «Так что Шнуров будет к месту. Избиратели будут уверены, что такой парень захочет "расшевелить политическое болото", "задать жару бюрократам" и тому подобное. Собирается ли Шнуров на самом деле кому-нибудь "задавать жару"? В этом есть большие сомнения».

Но, по словам музыканта, в партию он вступил, потому что мыслит себя бизнесменом. «Всю жизнь я зарабатывал сам, занимался культурой на собственные деньги, в отличие от многих наших представителей современной российской эстрады. Никогда не вступал ни в какие договорённости с властями, не выступал на днях города, на днях Победы и подобных праздниках, на 1 Мая и так далее. Бюджетные средства я не ел, жил на свои. И до сих пор на них живу», — говорил он. Хотя по запросу «Шнур день города» YouTube выдаёт множество видеозаписей, среди которых, например, «Экспонат» и «Баба не моего масштаба» (День города на Дворцовой площади, 2017 год).

Бизнес во всём мире идёт в политику для того, чтобы защищать свои активы, сказал «Секрету» генпродюсер корпорации BigMedia Илья Садовский. «То же самое делает и Сергей, обладатель авторских прав на 400 музыкальных произведений. И очень правильно делает. От этого странного союза, который не может продлиться долго, лидер партии предпринимателей Борис Титов мало что выиграет, за исключением эффекта свежей крови, то есть появления в партии новых лиц. А вот лидер "Ленинграда" точно получит свои политические дивиденды», — объясняет он.

То, что Шнуров стал сопредседателем Партии роста, выглядит как логичный шаг перед тем, как он возглавит партийный список на выборах. «Во-первых, он возглавит партсписок, если такое решение примут кураторы из Управления внутренней политики администрации президента РФ, Титов и спонсоры партии. Но саму позицию Шнурова во главе списка вполне можно себе вообразить. Конечно, в этом случае электорат партии и отведённая ей делянка на партийной поляне страны сильно изменятся», — отмечает социолог Дмитрий Алексеев.

Впрочем, Алексеев считает, что, если Шнуров хочет стать политиком будущего, ему надо переродиться.

«Шнур никакой не панк, он селебрити, миллионер, баловень правительственных и олигархических корпоративов. Материться с эстрады и реально быть крутым политиком — далеко не одно и то же. Какова судьба селебрити в политике, хорошо видно на примере Святослава Вакарчука (лидер группы "Океан Ельзи". — Прим. "Секрета"), поп-идола Украины, который дважды приходил в большую политику и безвольно ушёл из неё. Так что всё в руках самого Сергея Шнурова», — говорит он.

Он всегда критиковал журналистов и высмеивал неоднозначные фильмы, а потом раз! — сам занялся журналистикой и снял хайповый сериал

Дело — «Чума!»

Ещё в январе 2020 года Шнуров высмеял в матерном стихотворении ажиотаж, поднятый в СМИ вокруг неоднозначно оценённых фильмов «Вторжение» и «Союз спасения», а уже спустя полгода сам спродюсировал комедийный сериал «Чума», хайпанув на пандемии коронавируса.

Шоумен стал совладельцем компании «Карбон продакшн», которая также принадлежит телеведущей Тине Канделаки. Фирма снимает сериалы. Последним, продюсерами которого стали Шнуров и Канделаки, стал комедийный сериал «Чума!». Он «о том, как люди Средневековья справляются с новыми карантинными реалиями, пока за стенами замка бушует чума». По сюжету жители вымышленного городка Нищбург оказываются заперты в замке на карантине, палачи казнят людей на удаленке, печенеги совершают набеги на город в масках, говорится в описании проекта.

Правда, и компания «Карбон продакшн» пока не слишком успешна: чистый убыток за 2019 год — больше 3,5 млн (по данным СПАРК), чистые активы — примерно столько же.

Совладельцы:

  • Тина Канделаки — 35%
  • «Иви.Ру» — 25%
  • Давид Кочаров — 20%
  • Сергей Шнуров — 20% (ему перешли 5% от Кочарова и 15% — от Канделаки)

Очевидно, что творческая избыточность должна найти свой выход и реализоваться, отмечает пиар-консультант Валентина Максимова. «Наиболее логичной точкой приложения этой энергии может быть продюсирование: совместный проект "Карбон продакшн" и выход сериала "Чума!" на платформе ivi — прекрасный пример такой трансформации», — говорит она,

Непоследовательная последовательность

«Я могу вбросить то, что мне нужно сейчас, обходя журналистов, то бишь я исключаю журналистику как профессию. Вот я написал пост про закон, по которому алкоголь надо продавать только людям с высшим образованием. Раньше мне нужно было бы позвонить в РИА "Новости" и сказать: "У меня есть такая (цензура) инициатива". Но тогда не было бы всего того шума, какой был сейчас», — говорил Шнуров в интервью РБК в 2015 году.

Тем неожиданнее стало назначение Шнура на пост генпродюсера RTVI — русскоязычного телеканала со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Сам он объяснил это так: «История не стоит на месте, и маятник, естественно, качается то влево, то вправо. Этой моей цитате, наверное, лет пять. На тот момент как раз я предвидел пиковое развитие блогеров, интернета, всех социальных коммуникаций, это всё осуществилось. Теперь я думаю, что будет обратный ход. Я хочу быть впереди этого тренда, я не хочу быть последователем, я хочу быть первым».

Впрочем, Шнуров лукавит: опыт работы в журналистике, на телевидении, у него появился уже через год после скандального заявления о журналистике. В 2016 году он вёл ток-шоу «Про любовь» на Первом канале, в 2017-м — «Главный котик страны», а в 2020-м канал анонсировал его участие в «Голосе-7».

«Шнуров — не новичок на ТВ. А теперь у него будет ещё и промо от Первого канала! ТВ-присутствие только улучшит положение, создавая новые инфоповоды для того же YouTube-канала: тут можно показывать бэкстейджи, раскрывать пикантные подробности, а если телепроекты закроются — рассказывать, почему так вышло».

Эксперт отметил, что Шнуров отлично понимает: мода на персонажей в интернете короткая, а на ТВ — долгая и стабильная. После программ на Первом канале наверняка возникнет что-то и на других, а это следующее «закрепление» в традиционных медиа с их бонусами: узнаваемостью, популярностью, репутацией и доходом. Сам Сергей Шнуров на вопрос о том, сколько ему платят на Первом канале, в 2016-м уклончиво отвечал, что речь идёт о цифре с шестью нулями.

Его назначение на должность генпродюсера RTVI — это ещё одна попытка «героя» изменить мир, говорит Валентина Максимова. «Несмотря на рост телесмотрения в период пандемии, доверие к ТВ как к основному источнику информации у нас уступает интернет-СМИ. Это может стать драйвером для выстраивания формата новой искренности (в этом мало кто может сравниться со Шнуровым), а также развития экосистемы канала (соцсети / YouTube) для привлечения новой аудитории, которая постепенно станет более лояльной и к основному ТВ-продукту», — объясняет она.

По её словам, действия Шнурова очень последовательны с точки зрения коммуникационной стратегии. «Сначала заявить проблематику (то, что делал Шнуров со сцены), а потом предложить в диалоге с общественностью / зрителем способы решения (ТВ- и политические площадки). Кстати, главный лозунг Партии роста — "Свобода, собственность, порядок!". Вероятнее всего, Сергей Владимирович как раз и начнёт с первой его части и вскоре заявит и о свободе творчества, и о свободе слова. Согласитесь, это не то же самое, что в нетрезвом концертном туре?» — говорит она.

Сам шоумен отреагировал на назначение в RTVI стихотворением:

Смотри в оба, не зевай,

В этой драке нету правил.

Пока кто-то что-то правил,

Шнуров влез в RTVI.

Жил канал такой тихонько,

Никого не телепонькал.

Жиденько текла струя,

Но теперь здесь главный я.

Шнуров точно чувствует время и знает, как «оседлать» общемировой тренд на «камбэки мощных старцев», объяснил «Секрету» Илья Калимулин, креативный директор агентства Triko: «Шнуров делает свой камбэк через телевизор (ведущий на Первом канале), онлайн-активности (пост в RTVI) и немного политики (вспомним его недавнее вступление в партию), и это кажется весьма разумным».

47-летний шоумен ловко использует разные каналы для продвижения личного бренда: для старшего поколения он свой в доску мужик, пьяница, поющий похабные песни, а молодёжь узнаёт его совсем с другой стороны. Шнуров выполнил в шоу-бизенесе свой план максимум, но не готов стать легендой «эпохи застоя». Теперь, как говорит сам Шнуров, пора сменить среду и навести там шороху.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com, mskagency.ru/Сергей Киселев, Игорь Иванко

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе