Кризис и трагедии. Как Рунет узнал об онлайн-СМИ

Дефолт, военный конфликт, теракт, пожар и российская журналистика
27 декабря 2019 в 17:40

Российские интернет-издания как явление возникли немногим позже самого понятия «Рунет». Во второй половине 1990-х в российском интернете уже можно было дискутировать с Альфредом Кохом, Глебом Павловским, Сергеем Гуриевым о политике и экономике на «Полит.ру», читать ежедневные обозрения одного из отцов-основателей Рунета Антона Носика на «Вечернем интернете» и получать инсайдерскую информацию о финансах от Центрального банка РФ, заплатив за подписку на РБК. Но полноценными средствами массовой информации, которые могли бы конкурировать с прессой, их назвать было ещё нельзя.

Несчастье помогло

РБК: кризис 1998 года

Ситуация изменилась в августе 1998 года. В пятницу, 14 августа, Борис Ельцин во время своего отпуска прилетел в Новгород, чтобы пообщаться с местными жителями и объявить о том, что город всё-таки будет переименован — Новгород вновь станет Великим, как только у президента закончится отдых. По прошествии третьего часа экскурсий по заводам и достопримечательностям пока ещё не великого Новгорода Ельцин встретил журналистов, оживился и начал отвечать на их вопросы. Россиян волновал прежде всего один — грянет ли финансовый кризис в стране:

– Борис Николаевич, по поводу девальвации — будет?

– Не будет.

– Не будет — твёрдо и чётко?

– Твёрдо и чётко. И не просто я это придумываю или фантазии, нет — это каждые сутки работа проводится, и бесконтрольно она не пойдёт.

– Собираетесь ли вы прерывать свой отпуск?

– Ни в коем случае нельзя возвращаться! Скажут: «О! Значит, там катастрофа! Значит, там дело, понимаешь, валится совсем, раз президент вернулся». Нет, наоборот. Всё идёт как надо — президент отдыхает.

Президент планировал отдыхать ещё неделю, за это время сменить резиденцию с Валдая (на Валдайском озере рыбалка шла не очень хорошо: «Клюёт слабовато, уклейка какая-то мелкая») на Саратовскую область. Но уже через три дня наступил «чёрный понедельник» — 17 августа, — и об удочках и наживке пришлось забыть. В этот день Правительство и ЦБ РФ объявили о дефолте по внутреннему долгу, и в стране начался один из самых тяжёлых финансовых кризисов за всю её историю.

Кризис закончится через несколько месяцев, а через год российская экономика снова начнёт расти. Но ещё одно событие, произошедшее одновременно, изменило жизнь страны не меньше дефолта — 17 августа Рунет узнал об онлайн-СМИ, благодаря информагентству «Росбизнесконсалтинг» (РБК).

РБК к тому моменту не только находилось в интернете, но и успело перезапустить свой сайт. В ИА уже работало более 50 человек, а количество оформивших подписку людей было около 8000.

Его основали Герман Каплун и Александр Моргульчик в 1992 году. В то время Каплун был гендиректором ЗАО «Сибат», а Моргульчик работал в отделе валютных курсов только созданного Центробанка РФ. Его знакомые сотрудники из ЦБ поставляли им актуальную информацию о курсах валют, финансовые новости и аналитику. Полученные данные Каплун и Моргульчик печатали в ежедневном бюллетене «Росбизнесконсалтинг» и отправляли подписчикам — банкирам, владельцам обменников и сотрудникам внешнеторговых организаций — по факсу или курьерами. Стоимость месячной подписки составляла около $100 (по старому курсу — более 12 000 рублей). Полученную прибыль основатели РБК делили со своими инсайдерами в ЦБ.

17 августа 1998 РБК открыло часть своей ленты для бесплатного пользования, и за один день посещаемость сайта увеличилась в 100 раз.

«К моменту кризиса у нас был мощный сайт, мы единственные были готовы работать с массовой аудиторией, — вспоминал Герман Каплун. — В тот момент в Америке многие интернет-предприниматели начали отказываться от взимания платы за доступ к своим сайтам — они рассчитывали, что у общедоступной информации будет большая аудитория и можно будет заработать на демонстрации рекламы этим клиентам. Мы решили поступить так же».

Это был рискованный шаг — уже имеющаяся аудитория могла отвернуться после того, как платная информация стала доступна всем. Но, по словам бывшего заместителя главного редактора РБК Михаила Гуревича, у информагентства не было другого выхода — «или всех уволить, или открыть ленту».

«В тот момент Рунет был достаточно маленький, потому что в нём тупо не было пользователей, а следовательно, и денег. Очень много медийных проектов создавалось россиянами, которые вернулись в Россию, чтобы заняться интернетом. В частности, многие приехали из Израиля — я, Антон Носик, Демьян Кудрявцев. Так как основная часть пользователей были программистами, то и интересовали их или какие-то анекдоты, или форумы. Общественно-политическая повестка интересовала их крайне условно», — рассказал Гуревич.

Reload
1 / 6

2000 год

После «чёрного понедельника» на сайт РБК хлынул поток читателей, российские пользователи Сети внезапно поняли, что Интернет — это не только место, где можно общаться на форумах и читать анекдоты, а ещё способ получения актуальной и оперативной информации, которая в тот день была особенно нужна россиянам. В то же время государственные СМИ — газеты, телевидение, радио — создали в стране информационный вакуум. Пресса, выходившая в лучшем случае раз в день, не успевала публиковать новости, а телевидение старалось преподнести информацию максимально мягко.

«После кризиса 1998 года РБК стал самым популярным сайтом Рунета, мы обогнали (по посещаемости. — Прим. «Секрета») сайт «Анекдот.ру» Димы Вернера, который впоследствии и купили (с 2005 по 2014 год сайт принадлежал РБК, затем Вернер выкупил контрольный пакет акций обратно, тогда же 34% приобрёл Артемий Лебедев. — Прим. «Секрета»). Для того чтобы угодить массовой аудитории, нельзя было замыкаться только в рамках финансовой информации. Ну, и надо понимать, что бизнес так или иначе завязан на том, что происходит в политике», — поделился Гуревич, который тогда работал в РБК как политический корреспондент.

2018 год

Информагентство сразу начало продавать рекламу и поставило её продажу на поток. «Морда РБК ( главная страница, мы её всегда называли мордой) — это был такой клуб, где бизнесмены встречались друг с другом. Они размещали баннеры на главной РБК, тем самым давая понять остальным, что они инновационны, круты и находятся в тренде. В 2003 году начал работу РБК-ТВ, впервые в России сайт запустил телевидение. Потом были созданы газета и журнал — мы были практически на всех медианосителях, за исключением радио. По сути, мы первые на рынке предлагали такой полноценный медиамикс — когда реклама размещается и онлайн, и на телевидении, и в принте. На рынке аналогов этому не было. Но основу доходов РБК всегда составляла онлайн-реклама, онлайн-сервисы. Люди заходили на РБК, чтобы посмотреть новости и курсы, а также кто сегодня рекламируется, ведёт активную маркетинговую политику», — отметил Гуревич.

К 2004 году ежемесячная аудитория интернет-ресурсов РБК составляла более 5 млн человек. За год информацию на сайтах холдинга разместили более 1700 рекламодателей, что принесло компании $20 млн выручки.

«Газета.ру»: весна в Косове

«Я только что переговорил с президентом Франции Жаком Шираком. Был очень длительный разговор с президентом Соединённых Штатов Биллом Клинтоном. Речь шла о том, что через пару часов начнётся бомбардировка Косова силами НАТО», — произнес Борис Ельцин в во время своего телеобращения 24 марта 1999 года. Он призвал мировых политиков и общественность остановить действия Североатлантического альянса и начать переговоры с президентом Союзной Республики Югославия Слободаном Милошевичем.

Речь Ельцина не принесла результатов. Так, спустя семь месяцев после «чёрного понедельника» в России наступила «кровавая пятница» в Югославии. За восемь лет — с 1991 года до вечера 24 марта 1999 года — Россия уже успела развернуться на 180 градусов по отношению к Западу. В начале 1990-х российские власти отстранились от балканского конфликта, считая США своим естественным союзником. В середине десятилетия отношения двух стран начали охладевать — в 1995 году Россия уже не видела в США своего стратегического партнера. В 1999-м бомбардировка в Косове рассматривается российской стороной как агрессивный шаг, угрожающий безопасности страны. С этого момента действия НАТО в прессе и на федеральных каналах подвергались жёсткой критике.

2000 год

«В первые несколько недель балканской кампании начисто стёрлась грань между новостными выпусками ОРТ, РТР, НТВ и ТВЦ — по всем телеканалам зрителю с одинаковым пафосом рассказывали об агрессии американского империализма против наших славянских братьев, о героическом сопротивлении сербов, ежедневно сбивавших натовские самолёты, и о твёрдой, но принципиальной решимости российского руководства защитить режим Милошевича любыми доступными средствами. О резолюциях ООН, требовавших безоговорочного прекращения этнических чисток в Косове, об отказе Совета Безопасности ООН осудить действия НАТО и об операциях сербских карателей по зачистке албанского населения Косова в центральных российских СМИ узнать было невозможно», — отмечал Антон Носик.

2002 год

За три недели до бомбардировки, 1 марта 1999 года, Носик запустил проект под названием «Газета.ру». Этот сайт стал одним из немногих ресурсов, где впоследствии можно было прочитать альтернативную точку зрения о событиях в Югославии.

«В контролируемых правительством СМИ сообщения о жертвах сербских карательных акций среди гражданского населения Косова подвергаются жёсткой цензуре и замалчиванию. В официальных заявлениях российских властей неизменно говорится о борьбе сербских частей против «террористов» — в каковую категорию зачисляются, разумеется, женщины, дети и старики, истребляемые сербскими карателями. Трудно поверить, что российским властям не известны резолюции Совета Безопасности ООН, осуждающие карательные акции сербов против этнических албанцев в Косове», — говорилось в заметке на сайте «Газеты.ру» от 29 марта 1999 года.

Это не могло не привлечь внимание пользователей Сети. Уже летом 1999 года аудитория «Газеты.ру» превысила 150 000 человек, во многом благодаря освещению балканского конфликта.

Идея создания первой русской онлайн-газеты принадлежала главе Фонда эффективной политики (ФЭП) Глебу Павловскому, но делать её самостоятельно и на свои деньги он не рискнул. Поэтому Павловский пригласил Антона Носика — тот к тому времени уже запустил сайт ежевечерних обзоров «Вечерний интернет».

2004 год

«Носик обладал невероятным даром убеждения инвесторов, что деньги надо потратить на интернет. И Носик сумел убедить ЮКОС дать денег на "Газету.ру", собрать команду для "Газеты.ру" и застартапить "Газету.ру". Это были проекты, близкие СМИ, потому что он сам начинал с колоночного "Вечернего интернета". Он обладал талантом объяснить, что интернет нужен и важен, срубить на это денег и нанять правильных людей, которые дальше работали, а он шёл осеменять новый проект», — поделился с «Секретом фирмы» источник, пожелавший остаться анонимным.

2006 год

За финансированием Носик и Павловский обратились к Михаилу Ходорковскому, с которым последний был знаком на тот момент уже более десяти лет. «Ходорковскому интернет-вещи нравились, поэтому идея Павловского легла на благодатную почву», — рассказал «Секрету фирмы» Илья Пономарёв, бывший вице-президент дочерней компании ЮКОСа «Сибинтек».

Как утверждал Носик, на создание «Газеты.ру» компания выделила $100 000. Пономарёв уверен, что сумма была большей. «То, что было сделано по линии ФЭПа, было сделано очень дорого, — поделился он. — Потому что это делал Артемий Лебедев, который уже тогда был очень дорогим. Мы ему заказывали сайт ЮКОСа за $80 000, что по тем временам были н*е (огромные. — Прим. "Секрета") деньги. 1999 год — $80 000 — это просто невообразимо. Gazeta.ru образца ФЭПа должна была обойтиcь явно не меньше, потому что там помимо сильно недешёвого Тёмы Лебедева был сильно недешёвый Глеб Павловский и сильно недешёвый Антон Носик».

К работе приступили в декабре 1998 года. Антон Носик собрал команду, которая поселилась в здании РИА «Новости» (в настоящее время — РИА «Россия сегодня») на Зубовском бульваре, недалеко от офиса ФЭПа. Весь коллектив умещался тогда в комнате четыре на три метра, команда состояла из семи-восьми человек: Дмитрия Белинского (Линкси), Алексея Андреева (Мерси Шелли), Николая Данилова (Норвежский Лесной), Юлии Миндер, Бориса Бойчевского и др. «И вот помимо основной работы — производства "Газеты.ру" — Линкси и Бойчевский через всю комнату спорили: хуже тот сквозняк, который устраивает Бойчевский своим вентилятором, или тот, который Линкси устраивает открытым окном. Эта полемика была дополнительной нагрузкой к производству», — отмечал Носик.

С самого начала материалы онлайн-газеты делились на два типа — авторские лонгриды, которые писали блогеры Саша Гагин, Норвежский Лесной и Алексей Андреев, критики Слава Курицын и Сергей Кузнецов, писатель-фантаст Макс Фрай, и анонимные новостные заметки. Предполагалось, что читатели будут заходить на сайт за оригинальными колонками, репортажами, аналитикой, но в интернете спрос был на прежде всего на короткие, сухие и оперативные новости. В «Газете.ру» это быстро поняли и начали использовать.

2008 год

«Идея была довольно абстрактная — хотелось иметь лидирующее СМИ в интернете, попробовать принципиально новый формат, поскольку это было сравнительно недорого (для ЮКОСа точно)», — рассказал Пономарёв. Но Павловский, Носик и Ходорковский делали вместе «Газету.ру» недолго. Первая версия (Носика, Павловского и Лебедева), по словам Пономарёва, Ходорковского не устроила: «Его интересовала не хипстерская аудитория, а возможность влиять через интернет. Поэтому то, что сделал Носик, ему не понравилось — там молодёжь какая-то тусуется, но серьёзные люди это не читают. Он решил не продолжать финансирование, а чтобы не ссориться, предложил Павловскому и Носику забрать всё, что они наработали».

У Носика была другая версия событий: «Люди из ЮКОСа (в книге "Дорогая редакция" он писал, что это был Илья Пономарёв. — Прим. "Секрета") предложили мне со всей моей командой делать "Газету.ру" в ЮКОСе без помощи подрядчика в лице Глеба Павловского. Я сказал ему об этом предложении. Глеб Павловский подумал минуту и сказал мне: "Мое встречное предложение состоит в том, что пусть они забирают "Газету", а ты делай, что хочешь. Бюджет предоставляю"».

Расстаться с ФЭПом, по мнению Носика, в ЮКОСе решили в мае 1999 года из-за политических причин: «Фонд эффективной политики обслуживал команду Ельцина. Тогда это была команда Ельцина, а не команда Путина, Путина в неё назначили практически под занавес. По состоянию на осень 1999 года победа Ельцина и его преемника вызывала сильные сомнения. Блок Лужкова и Примакова выглядел очень уверенно. Поэтому люди в ЮКОСе подумали, что крупный совместный проект с Фондом эффективной политики может им навредить».

Reload
1 / 3

2010 год

Так или иначе, фэповская версия «Газеты.ру» проработала около полугода. «Было решено, что Павловский с Носиком оставляют себе движок и могут делать с ним, что хотят. Ходорковский сказал, что хочет сделать "онлайн-Коммерсант" и взял новую команду из "Коммерсанта"», — рассказал Пономарёв. Делать новый движок стали его люди из «Сибинтека», за контентную часть отвечал бывший главный редактор газеты «Коммерсант-Власть» Владислав Бородулин.

«"Газета.ру" была наилюбимейшим детищем Ходорковского, — отметил Пономарев. — Он ею не просто гордился, он её обожал. Когда мы делали движок и дизайн, он провёл какое-то бесчисленное количество времени, оттачивая всё до совершенства. Бородулин не знает этого, но мне Ходорковский весь мозг выел: "Давай вот этот цвет чуть-чуть потемнее, давай вот этот шрифт чуть-чуть побольше, тут давай на два сантиметра вправо, на два сантиметра влево. Ну это был п***ц (ужас. — Прим. "Секрета") просто, он был очень психованный как заказчик, потому что относился к этой теме реально очень-очень серьёзно.

Можно было отследить, в каких отелях останавливался Ходорковский. Он нам заказал написать скрипт, который делал страницу стартовой. И на всех компьютерах во всех бизнес-центрах, которые он посещал по всему миру, он обязательно запускал "Газету.ру" и делал её стартовой страницей. Я мог видеть, где был Ходорковский — приезжаю, включаю компьютер, на стартовой странице "Газета ру". Значит, Михаил Борисович тут был. Он ни в коей мере не вмешивался в редакционную политику. Мог высказать свои пожелания, что ему было бы интересно как читателю. Как оружие для борьбы в медиапространстве он никогда "Газету" не рассматривал, это просто не его стиль, не его подход».

Вторая, бородулинская версия была запущена 13 сентября 1999 года.

«Лента.ру»: теракт на Каширке

Этот день, 13 сентября 1999 года, для Носика начался рано. В 5 утра его разбудил новостник только созданной «Ленты.ру»:

– Я во сне упал с кровати!

– Мои соболезнования… Тебе нужно в травмпункт?

– Да нет, б***ь (блин. — Прим. «Секрета»), дом напротив взорвался!

– Какой адрес?

– Каширское шоссе, кажется, дом девять.

– Сколько этажей?

– То ли 12, то ли 14.

– Пиши срочно…

– Так интернета дома нет.

– Тогда диктуй мне сюда. Потом сделай фотографии и вези их в редакцию.

С 4 по 16 сентября в трёх российских городах — Буйнакске (4 сентября), Москве (8 и 13 сентября) и Волгодонске (16 сентября) — произошли теракты. Третий по счёту прогремел в московской многоэтажке по адресу Каширское шоссе, дом № 6, корпус 3. Тогда, 13 сентября, погибло 124 человека, семеро получили ранения. Меньше чем через час после произошедшего на сайте Дмитрия Вернера «Анекдоты из России» появилась надпись: «Анекдотов сегодня не будет. Читайте http://lenta.ru/russia/1999/09/13/teract/».

1999 год

В сентябре 1999 года сайт anekdot.ru посетило более 411 000 пользователей Сети. На тот момент это был второй по величине ресурс Рунета. 13 сентября, не увидев привычного контента на сайте, аудитория «Анекдотов из России» хлынула по ссылке на «Ленту.ру». Там была расположена новость о теракте, наспех написанная Носиком. «Как у нас после такого не обрушился сервер, я до сих пор не понимаю. Но свой первый месяц, сентябрь 1999 года, "Лента.ру" закончила с аудиторией в 150 тысяч уникальных посетителей», — писал он.

С тех пор «Газета.ру» начала видеть в «Ленте.ру» конкурента. «У них была одна большая метрика — быть более посещаемыми, чем "Лента.ру", — отметил Пономарев. — Потому что они очень ревновали, что вот Носик пошёл на этом движке запустил "Ленту.ру"».

Сразу после того, как в мае 1999 года ФЭП и ЮКОС решили расстаться, оставив бренд «Газета.ру» Ходорковскому, а команду и движок Павловскому, Носик зарегистрировал домен Lenta.ru. «Я прямо как сейчас помню: мы стоим в коридоре у моего кабинета в ФЭПе — Павловский, я и Носик — и обсуждаем название для домена, — рассказала бывшая сотрудница ФЭПа Марина Литвинович. — И Носик говорит: "Вот будет "Лента.ру"", я говорю: "Какое странное название". А мне очень нравилось название "Страна.ру", которое потом, собственно, и появилось, когда мы его сделали. Носик настоял: "Нет, "Лента" — это круто"».

Название и определило всю дальнейшую политику издания. Уже понимая, что интернет-пользователям нужно получать оперативную информацию, Носик сделал упор на ленту новостей. Для этого он переманил к себе бывших сотрудников «Коммерсанта», которые уже знали, как работать с новостным потоком, — Галину Тимченко, Вячеслава Варванина, Юлию Котцову и Галину Серегину.

2000 год

«Мы с Галей Тимченко работали в "Коммерсанте" обычными редакторами в новостном отделе — развешивали заголовки по отделам, — рассказал Варванин. — Носик затеял "Ленту.ру", и у него была совершенно прекрасная идея — писателям текстов нужны были резвые ребята, которые придумывали бы заголовки и отбирали нужную информацию. Ему нужны были новостники, которых тогда не существовало.

А в "Коммерсанте" был прекрасный информационный отдел. Там собирался весь новостной мусор из Reuters, ТАСС, "Интерфакса" и других информагентств, который надо было сортировать, добавлять заголовок, отбирать то, что имеет какое-то значение и отправлять по другим отделам — политика, экономика и т. д. И этот входящий поток был огромный — несколько тысяч сообщений. Всего два процента из них могли стать зародышами завтрашних заметок. Я уже не помню, кто свёл Борисовича (Антона Борисовича Носика. — Прим. "Секрета") с Галей Тимченко, но на следующий день Галя за ручку взяла меня с собой».

Первоначально в «Ленте» работало 8–12 человек — часть из «Газеты.ру», часть из «Коммерсанта». Редакция была «информационным фильтром», которая отбирала новости, ориентируясь на читательский интерес. «По поводу политических взглядов — всегда был полный спектр, — говорит Варванин. — Тогда это было не так остро — не было деления на хороших и плохих. Нам было всё равно, потому что мы давали беспозиционно, просто то, что интересно». Это несмотря на то, что изначально «Лента» делалась на деньги администрации президента.

Ещё в мае 1999 года Павловский предложил Носику создать «Ленту.ру» при поддержке администрации Ельцина, с которой тогда активно сотрудничал ФЭП. Носик согласился, но с условием: «Скажете своему Волошину (Александр Волошин, в 1999 году руководитель АП. — Прим. "Секрета"), что это инфраструктурный проект. А отсутствие кремлёвской заказухи — необходимое условие его успешного роста».

2004 год

Деньги Носик взял, а взамен с него потребовали немногого. «У нас было такое неявное обязательство поддерживать кампанию Владимира Владимировича (Путина. — Прим. "Секрета") в 2000 году. Но это выражалось в одной заметке в неделю, и никто этого не замечал — ни читатели, ни писатели, — поделился Варванин. — Нам было наплевать, кем она ("Лента.ру". — Прим. "Секрета") и зачем создавалась. Мы сидели в "Коммерсанте", это был посткризисный год, зарплата сократилась почти в два раза — с $800 до $450. И нам просто надо было куда-то пойти. Никаких там не было специальных соображений. Павловский, деньги на первую путинскую кампанию… Этим всем занимался Антон Носик и немного Юля Миндер, а мы просто новости писали».

«За без малого 15 лет существования старой редакции коллеги и читатели не уставали называть "Ленту.ру" дайджестом или агрегатором новостей, а её сотрудников — обидным словом "копипастеры", в лучшем случае — "рерайтеры". Считалось, что это несерьёзная журналистика, эксплуатирующая труд тех, кто добывает "эксклюзив", трудится "в поле" — в коридорах Госдумы, чиновничьих кабинетах, на улицах Москвы, в горах Кавказа, на месте терактов, катастроф, преступлений, происшествий и т. п.», — писал Дмитрий Иванов, бывший заместитель главного редактора «Ленты.ру».

Тем не менее аудитория издания с «несерьёзной журналистикой» стремительно росла и уже в 2000 году достигла 650 000 человек. Помимо теракта на Каширке этому способствовали и другие трагичные события — гибель подводной лодки «Курск» и пожар на Останкинской телебашне.

Reload
1 / 5

2008 год

Newsru.com: Останкино в огне

27 августа 2000 года в 15:08 по московскому времени в здании Останскинской телебашни сработала пожарная сигнализация и началась эвакуация. Через две минуты диспетчер пожарной части получил соответствующее сообщение, в 15:20 к башне на улице Академика Королева подъехало 40 пожарных машин, спасатели Мосгорспаса и бригада экстренной медицинской помощи. В 15:30 прекратили своё вещание каналы ТВЦ, НТВ, «Культура», ТВ-6, в 18:15 замолчали ОРТ и РТР. В этот день на высоте 460 метров загорелись кабельные коллекторы Останкинской телебашни. Справиться с огнём удалось только спустя сутки, восстановить работу телеканалов через неделю — 4 сентября.

Для того чтобы компенсировать телевещание в этот период, 28 сентября НТВ вместе с компанией «Мемонет», которая также входила в медиаимперию Гусинского, запустил новостной сайт ntv.ru, релиз которого был назначен на начало сентября. «Продолжавшаяся в течение месяца в закрытом режиме пилотная работа сервера была прервана досрочно <...> в связи с пожаром на Останкинской телебашне, — сообщалось в пресс-релизе. — Основным достоинством нового сайта является наличие собственной информационной базы — в работе используется вся корреспондентская сеть телекомпании НТВ и её другие уникальные возможности».

В 1999 году Гусинский опередил своё время — он создал филиал «Медиа-Моста» в Сети под названием «Мемонет». Это был интернет-холдинг полного цикла. В него входила провайдерская компания «НТВ-интернет», которая предоставляла услуги высокоскоростного спутникового интернета, а также ЗАО «Нетскейт» (сеть «Реклама.ру», сервер «Анекдоты из России», информационная служба «MSNBC.Ru», журнал «Интернет» и т. д.).

После того как тарелки НТВ сменили dial-up и скорость интернета возросла, перед командой «Мемонета» встал вопрос: «Что показывать-то? Контента же нет». Тогда появилась идея создать интернет-версии программ телеканала, а также новостной сайт ntv.ru. Для этих задач на должность главного редактора сетевых изданий холдинга позвали Антона Носика. По словам одного из источников «Секрета», потому что тогда никто ничего не запускал, не наняв Носика.

«Мы были хуже отдела писем, — рассказал Олег Смирнов (имя изменено. — Прим. "Секрета"), работавший с первого дня на NTV.ru. — Сайт представлял собой новостной блок телеканала НТВ. Энтэвэшники противились этому, не пускали на свой этаж, они не считали нужным общаться с редакцией сайта, которая занимается выпуском их же новостей».

NTV.ru. 2001 год

Несмотря на то что ntv.ru был сайтом телеканала НТВ, он работал автономно как отдельный проект — со своей командой, редакционной политикой, методом отбора и освещения событий. Редакция брала из вещания только те новости, которые считала интересными для своей аудитории. Иногда, наоборот, публиковала материалы, не вышедшие в эфир по ряду причин. У телекомпании не было никаких рычагов влияния на сайт. Кроме того, «НТВ.ру» стало первым российским СМИ, сделавшим ставку на мультимедийность — в 2000 году у аудитории Сети уже был запрос на получение иллюстрированных новостей. В нулевом году скорость интернета позволяла их прогружать, несмотря на то что ещё год назад, в 1999-м, это было редкостью.

Так, уже в первом квартале 2001 года ежемесячная аудитория ntv.ru составляла около 400 000 человек.

Конец империям

7 мая 2000 года состоялась инаугурация Владимира Путина. Сразу после этого у медиаимперии Гусинского начались проблемы, которые прервали процесс строительства интернет-холдинга на самом интересном месте.

11 июня 2000 года в офисе «Медиа-Моста» прошли обыски. Спустя два дня около 17:00 Гусинского вызвали на допрос в Генпрокуратуру для дачи показаний, а уже к 18:00 он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Его обвиняли в хищении $10 млн при приватизации компании «Русское видео».

«Я смотрел в потолок и всё ещё не мог поверить, что такое возможно. Ко мне ещё не пустили адвоката, я был полностью изолирован и не мог даже предполагать, что там происходит, за стеной. К утру я понял, что это очень даже возможно — вот так просто могут вызвать в прокуратуру и сказать: "Вы арестованы"», — говорил он.

Во время трёхдневного пребывания в заключении с Гусинским связался Михаил Лесин, на тот момент министр печати. Лесин предлагал бизнесмену продать «Медиа-Мост» «Газпрому», а взамен обещал прекратить все уголовные процессы, начатые против него. На тот момент в холдинг входили Мост-Банк, телекомпании НТВ, ТНТ и НТВ+, радиостанция «Эхо Москвы», газета «Сегодня», еженедельники «Итоги» и «7 дней», журнал «Караван историй» и авиакомпания «Мост-авиа» и т. д.

Медиамагнат согласился. 16 июня Гусинский вышел на свободу, а 20 июля было подписано «Июльское соглашение», подтверждающее договорённости. Документ включал приложение № 6, в котором говорилось о том, что Владимир Александрович будет проходить по уголовному делу от 13 июня в качестве свидетеля, а также сможет беспрепятственно покинуть Россию.

Телеканал НТВ перешёл к «Газпрому» в апреле 2001 года и таким образом отделился от своего новостного сайта, который остался в «Мемонете». Редакция ntv.ru сбежала из Останкино, буквально выдернув провода, и решила выпускать новости самостоятельно. Гусинский на тот момент уже был в бегах и хотел закрыть сайт, но сотрудники редакции уговорили его подождать три месяца. За это время произошел всплеск аудитории, пользователям было интересно наблюдать за тем, как на сайте «НТВ.ру» ругали новое руководство телеканала НТВ. «Люди сначала не поняли, почему сайт НТВ ругает Йордана, Путина, Коха. Так мы просуществовали почти год», — рассказал Смирнов.

В 2002 году руководство телеканала решило отобрать доменное имя ntv.ru и обратилось в суд. «Гусинский им запарил домен за какие-то не очень большие деньги. И он гордится до сих пор — что у него отобрали всё, а домен он продал», — рассказали «Секрету» работавшие на тот момент в ntv.ru журналисты. Сайт переехал на домен newsru.com и взял одноимённое название, под которым существует до сих пор.

Спустя год, 21 апреля 2003 года, под фортепианные композиции Мишеля Леграна, греческие песни Демиса Руссоса и шампанское Moet et Chandon сотрудники ЮКОСа отмечали десятилетие компании. А вместе с ними руководитель администрации президента Александр Волошин, министр энергетики Игорь Юсуфов, министр образования Владимир Филиппов, президент компании «Транснефть» Семен Вайншток, первый зампред РАО «ЕЭС России» Леонид Меламед и губернаторы разных областей.

2004 год

На следующий день произошло слияние ЮКОСа и «Сибнефти» в четвёртую по объёмам добычи в мире «Юкос Сибнефть». В планах была продажа 40% компании Exxon Mobil за $25 млрд. 26 мая 2003 года был опубликован доклад совета по национальной стратегии (СНС) «Государство и олигархия». В нём шла речь о сценарии, при котором в Россия станет президентско-парламентской республикой, где правительство формировалось бы парламентом, а премьер-министром был Михаил Ходорковский. В СМИ началось обсуждение готовящегося олигархического переворота, а бизнесмен объявил о своём финансировании оппозиционных партий СПС, «Яблоко» и КПРФ.

«Кремлю не нравится политическая активность Ходорковского. В последнее время он активно стал готовиться к выборам и планировал создать мощное лобби в парламенте. Для этого вёл переговоры с коммунистами. Он идёт по пути Гусинского и Березовского: как только они начинали вмешиваться в политику, в ход пускали уголовные дела», — говорил в 2003 году генпрокурор РФ Юрий Скуратов.

Уже в июне 2003 года в ЮКОСе начались проблемы: арест сотрудника службы безопасности компании Алексея Пичугина по делу об убийстве двух человек, объявление в розыск бывшего руководителя одного из подразделений ЮКОСа — ОАО «Восточная нефтяная компания»(ВНК) — Рамиля Бурганова за хищение акций ВНК на сумму более 1 млрд рублей, задержание совладельца ЮКОСА Платона Лебедева по подозрению в хищении 20% акций АО «Апатит».

Газета.ру, 2005 год

После ареста Лебедева на допрос вызвали Ходорковского, но задерживать не стали. Обвинение ему предъявили только 25 октября после волны октябрьских обысков в ЮКОСе. По версии следствия, он завладел бюджетными средствами и уклонялся от уплаты налогов, ущерб от его действий оценивался в $1 млрд. Ему было предъявлено обвинение по семи статьям, ни по одной из них он вину не признал. 31 мая 2005 года его приговорили к тюремному заключению, вышел из тюрьмы он только спустя восемь лет.

После этих событий входящая в ЮКОС «Газета.ру» перемещалась от одного владельца к другому — из ЮКОСа в ИД «Секрет фирмы», затем в ИД «Коммерсант», а в 2008 году была выкуплена SUP Media. В 2013 году SUP Media объединилась с холдингом «Рамблер-Афиша», в котором с 2000 года находилась «Лента.ру». В настоящее время оба издания принадлежат Rambler & Co.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе