Контейнер дойдёт быстрее. В РЖД рассказали о масштабной модернизации путей на восток

31 марта в 13:06

К 2024 году по Транссибу поедет в четыре раза больше контейнеров, а составы от восточной до западной границы страны будут добираться быстрее — всего за семь дней. Такую цель поставили перед собой «Российские железные дороги» (РЖД). Чтобы достичь её, за пять лет компания инвестирует 200 млрд собственных средств. Усилия РЖД могут помочь России закрепиться на позиции ведущего игрока международной логистики. Рассказываем, как железнодорожники справятся с амбициозной задачей и что это даст экономике России.

В ближайшие пять лет «Российские железные дороги» планируют обновить парк локомотивов, которые перевозят грузы на БАМе и Транссибе. К 2025 году на Восточном полигоне (транспортный коридор, который обеспечивает взаимодействие экономик Европы и Азии) будут курсировать современные машины, способные тянуть составы массой более 7000 тонн.

В результате средняя скорость доставки вырастет более чем на 20%, до 500 километров в сутки.

И это только одна из мер, которые РЖД предусмотрели в общем плане увеличения объёма грузоперевозок в восточном направлении.

Развитие грузоперевозок на Восточном полигоне — одна из главных задач на пути исполнения «майских указов» президента Владимира Путина и национальных проектов. От её решения будет зависеть не только успех реализации инвестпроектов в Сибири и на Дальнем Востоке, но и развитие экономики всей страны. Усилия перевозчика в этом направлении также позволят России закрепиться на позиции ведущего игрока международной логистики.

Именно поэтому в РЖД уделяют особое внимание контейнерным перевозкам по схеме от склада до склада, на которые приходится весомая доля перевозки товаров с высокой добавленной стоимостью.

Скорость и объёмы

Масштабная программа РЖД рассчитана на пять лет. Проект стартовал в 2019 году. Уже к 2024 году компания планирует увеличить объём контейнерных грузоперевозок по Транссибу в четыре раза, а доставку груза с Дальнего Востока до западных границ России сократить до семи дней.

Всего на реализацию амбициозного проекта РЖД намерены потратить 200 млрд рублей собственных средств.

Сейчас программа находится на этапе проектно-изыскательских работ, которые предполагают проведение 60 мероприятий, в том числе по строительству вторых путей, реконструкции станций, а также обходу станции «Тайшет» и подготовке технико-экономического обоснования для создания обхода Читинского железнодорожного узла.

По словам экспертов, проект позволит РЖД увеличить объём и скорость контейнерных перевозок железнодорожным транспортом и, как следствие, повысить их долю в общей структуре грузоперевозок компании.

Этот тренд уже обозначился. Так, в 2019 году, по сравнению с 2018-м, совокупный объём контейнерных перевозок по сети РЖД вырос на 12,6% и составил 5 млн ДФЭ (TEU), в том числе транзит вырос на 11,1%, до 615 тыс. ДФЭ.

«Главное, чтобы РЖД не сворачивали с этого пути, — говорит генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Компания постепенно всё правильно делает, поскольку невозможно изменить всё моментально».

По его словам, рынку хорошо известны технические механизмы увеличения грузопотока, и перевозчик их эффективно использует «для стабилизации и изменения ситуации к лучшему».

Фото: Sorovas / CC BY-SA

Держим курс на восток

Увеличение объёма контейнерных перевозок говорит о двух вещах. Во-первых, о большой роли транспортной системы России в обеспечении транзита грузов из Азии в Европу. Во-вторых, о росте объёмов экспорта в сторону Дальнего Востока. В последнем также заинтересованы поставщики угля. Из-за падения цен в Европе их основные рынки сбыта сейчас переместились в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Только в 2020 году, согласно подписанному договору между РЖД и правительством Кузбасса, перевозчик обеспечит транспортировку в порты Дальнего Востока не менее 53 млн тонн каменного угля.

С 2012 года РЖД сконцентрированы на модернизации основных магистралей Восточного полигона — БАМа и Транссиба. Их развитие и даст необходимый логистический и экономический эффект. С 2012 года компания реконструировала более 5 тыс. км путей, построила и обновила десятки станций и инженерных сооружений, в том числе второй Байкальский тоннель и несколько мостов через большие реки.

В результате объём экспортных грузоперевозок в восточном направлении, по сравнению с 2012 годом, удвоился и составил 114 млн тонн. После завершения всего проекта объём перевозок по БАМу и Транссибу возрастёт до 180 млн тонн. РЖД обещают, что закончат свою программу с опережением сроков.

Сервис и кадры

Чтобы нарастить объёмы контейнерных перевозок, РЖД планирует также совершенствовать сервис. Так, по словам директора по продажам компании «РЖД логистика» Ивана Мостяева, в декабре прошлого года компания тестировала новую возможность для отправителей: платформы с контейнерами прицепляли к транзитным составам, следующим из Европы в Китай.

Еще один инструмент, который будет развивать РЖД, — iSales. Этот онлайн-инструмент позволяет минимизировать время оформления заказа на перевозку грузов по Транссибу.

В целом, сервисы компании уже сейчас позволяют отправителям заранее рассчитать стоимость услуг, отслеживать исполнение заказа и дислокацию контейнера и т.д.

По словам Алексея Безбородова, в будущем основным фактором роста объёмов контейнерных грузоперевозок станет достаточное количество профессионалов, способных работать со сложными логистическими операторами. «Пока таких кадров на нашем рынке явно не хватает, — посетовал директор InfraNews. — Но со временем люди, которые решают "боевые вопросы" и ведут переговоры в Китае и в Европе, появятся, и ситуация улучшится».

Аналитики рынка отмечают, что тренд на контейнеризацию перевозок имеет целый ряд очевидных технологических преимуществ. Компании, которые воспользуются ими, в среднесрочной перспективе укрепят свою конкурентоспособность. И, судя по проделанной РЖД работе в этом сегменте и заявленным планам, компания настроена на серьёзный прорыв.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе