13 сентября в 12:24
7 мин.
Партнёрский материал

Хорошо сидим, ещё лучше — стоим. Кто и как делает необычную мебель для российских школьников

Летом 2021 года россияне решили массово обновить столы и стулья — продажи этих предметов интерьера резко выросли, зафиксировали аналитики «Авито». Это действительно так: перед началом нового учебного года был всплеск спроса, подтвердили «Секрету» представители мебельного рынка. Предложение на этом рынке тоже увеличилось, в том числе по нестандартным позициям, таким как коленные стулья и конторки, за которыми ученик занимается стоя.
Хорошо сидим, ещё лучше — стоим. Кто и как делает необычную мебель для российских школьников

«Секрет фирмы» поговорил с производителями таких товаров и узнал, как им удалось создать необычный продукт на довольно консервативном рынке и почему бешеный рост цен на сырьё не может их остановить:

Хорошо сидим, ещё лучше — стоим. Кто и как делает необычную мебель для российских школьников

Все на колени

Долго работать сидя — вредно для позвоночника. Но есть ортопедические стулья, которые снижают риск заработать проблемы со спиной. Из-за того, что сидящий на нём упирается коленями в специальную планку, нагрузка на организм перераспределяется: загружаются мышцы спины и бедер, а позвоночник — разгружается.

Для здоровых людей это снижает риск сколиоза и грыж, для имеющих проблемы со спиной даёт возможность поправить осанку.

1 / 3

Магазин коленных стульев «Богатырь»

Фото: Скриншот

Долгое время в России коленные стулья никто не производил. Пока однажды собственник питерской компании «Еврокомплект» Евгений Кингисепп не заработал себе грыжу, постоянно сидя за компьютером. Лечащий врач посоветовал ему найти такой стул. До этого Евгений видел ортостулья всего лишь раз — в поликлинике. Врач тогда сказал ему, что их выпускали в советское время, но потом прекратили.

Не найдя ортостульев в продаже, Евгений решил, что будет производить их сам. Тем более, что производственный опыт и мощности у него уже были: «Еврокомплект» с 1997 года делает стальные металлоконструкции. Месяцы консультаций с экспертами медицинских центров — и в 2016 году на рынок вышел коленный стул «Богатырь».

Евгений признаёт: к этому стулу нужно привыкать. Первое время с непривычки через каждые 40–50 минут приходится разминаться. Зато эффект — как после тренировки в спортзале.

«Богатырь», к слову, внешне чем-то даже напоминает тренажёр. И это Евгению не нравится. Сейчас его команда готовит обновлённую линейку «Богатырей», которая должна быть эстетичнее и функциональнее первой. Для этого производитель привлекает к проектированию нового стула медиков и специалистов по эргономике. С запуском не спешат — новинка появится в продаже не раньше 2022 года.

А пока над выпуском стула текущего поколения работают около 20 человек. В месяц изготавливают более 1000 экземпляров. Помогла пандемия: после локдауна весны 2020 года число заказов удвоилось. «Люди поняли, что работать дома на обычных стульях, даже не на офисных, — самоубийственно», — комментирует Евгений.

Две трети продукции компания продаёт через дилеров. География продаж — вся Россия, на Санкт-Петербург приходится не более 10% заказов, рассказывает предприниматель.

Зато последствия пандемии в виде роста цен на сырьё больно ударили по экономике предприятия — рентабельность составляет сейчас не более 15%, по оценке основателя. При этом компания за всю свою историю ни разу не поднимала цены на свои стулья, утверждает Кингисепп.

Хорошо сидим, ещё лучше — стоим. Кто и как делает необычную мебель для российских школьников

Другая сложность — потребитель в массе своей не знаком с продуктом. Поэтому приходится усиленно вкладывать в продвижение. Реклама на ТВ, например, в передачах «Фазенда» и «Дачный ответ» дала неплохой эффект, но разовый.

Важную часть маркетинговой стратегии составляет работа с «Авито». Евгений даже нанял бывшую сотрудницу сервиса, чтобы она помогла сделать присутствие на этой площадке более эффективным. Предприниматель видит в этом перспективу: на «Авито» заходят 50 млн человек ежемесячно, и им можно показать товар лицом онлайн (есть видеообзоры и возможность скинуть информацию в чат).

Компания уже оформила на «Авито» свой магазин и пользуется платным продвижением. «По металлоконструкциям мы получаем на каждый вложенный в продвижение на "Авито" рубль 3–5 рублей чистой прибыли. По стульям мы ещё не вышли на такие цифры, но работаем над этим», — добавил Евгений.

Мечта Евгения — чтобы ортопедические коленные стулья вскоре стояли в каждом медцентре и мебельном магазине страны. А в идеале — и в каждой школе.

Конторка пишет

Экономические кризисы сильно отразились на судьбе петербуржца Дмитрия Смирнова: в 2008 году он потерял высокооплачиваемую работу в банке, а после девальвации 2014 года ему пришлось продать за бесценок свой автосалон и обанкротиться.

Тогда он пересмотрел свой образ жизни: стал заниматься спортом и много читать. Так он узнал про работы учёного Владимира Базарного. Тот обратил внимание, что до конца XIX века большинство рабочих мест были стоячие — и люди в целом были здоровее.

Чтобы минимизировать вред от сидячего образа жизни, Базарный предложил заменить школьные парты на конторки — высокие письменные столы с наклонной поверхностью. В нулевые идею опробовали в нескольких школах, но дальше этого дело не пошло.

В 2017 году Дмитрий решил, что может превратить конторки в коммерчески успешный продукт. И ему это удалось — с самого основания его фирма «Живи стоя» ежегодно удваивается, и по итогам 2021 года оборот компании должен превысить 120 млн рублей. В ассортименте «Живи стоя» — десятки позиций.

1 / 2

Фирма «Живи стоя»

Фото: Скриншот

Первые несколько лет Смирнов заказывал конторки у сторонних производителей. Но когда не сработался с несколькими, а его идеи начали воровать — понял, что нужно запускать своё производство. Что он и сделал: нашёл инвестора и в начале 2020 года открыл цех, где теперь трудятся около 40 человек.

«Своё производство позволяет нам оптимизировать издержки, чтобы оставаться лидером в своей нише», — говорит Дмитрий. А это, по его словам, даётся всё труднее: во-первых, конторки стали копировать другие производители. Во-вторых, маркетплейсы сталкивают производителей лбами, а потребители там смотрят в первую очередь на цену, а не на качество. В-третьих, в 2021 году сильно увеличились издержки мебельного бизнеса.

Последнее — основная трудность, которую приходится преодолевать компании, отмечает Дмитрий. Так, с начала года стоимость фанеры увеличилась втрое, цены на упаковку и фурнитуру — вдвое. «Живи стоя» пришлось из-за этого повысить цену на свою продукцию на 20%.

«Бизнес растёт, но денег я зарабатываю меньше, — сетует Смирнов. — Когда я заказывал производство на стороне, у меня была стопроцентная маржа. Сейчас, например, по растущим стульчикам для детей она около 10%».

Хорошо сидим, ещё лучше — стоим. Кто и как делает необычную мебель для российских школьников

Выход Дмитрий видит в наращивании экспортных продаж. У «Живи стоя» уже есть дилер в Германии, который продаёт сделанные в Петербурге конторки по всей Европе. Вместе они готовы наращивать поставки.

В России же компания использует почти все доступные каналы — соцсети, маркетплейсы, свой сайт и «Авито».

«Моя мечта — чтобы конторки стояли в каждой семье и в каждой школе. Мы занимаемся просвещением, рассказывает, что такое здоровьесберегающие технологии. Но пока достучаться удаётся только до частных школ, — рассказывает Дмитрий Смирнов. — Я иллюзий не строю, но мне хотелось бы, чтобы дети росли здоровыми. Я это не из коммерческого интереса говорю: просто хочется сделать что-то полезное для своих».

Парты в стиле лофт

Когда тот или иной маркетинговый инструмент даёт импульс развития бизнесу — это понятная и привычная история. Но бывает, когда само наличие такого инструмента вдохновляет предпринимателей на запуск своего дела.

Именно так чуть меньше года назад на востоке Москвы появилась мебельная мастерская LappiLoft. Здесь делают столы и стеллажи в стиле лофт.

1 / 3

Мебельная мастерская LappiLoft

Фото: Скриншот

«Мы — группа товарищей, у нас несколько пунктов выдачи товаров одной известной курьерской службы. Но этот бизнес плохо масштабируется, поэтому мы искали варианты для новых направлений, — рассказывает сооснователь мастерской Егор Савчук. — Осенью 2020 года наш мажоритарий заказывал себе стол и познакомился с мастером. И он подумал, что можно создать с ним бизнес и вместе выстрелить на «Авито» — это самый легкий канал продвижения для новичков».

Ставка на мастера не сыграла: хороший специалист не всегда оказывается успешным управленцем. Поэтому через 5 месяцев партнёры с ним расстались и сами стали управлять операционными процессами. Из-за этого старт получился несколько скомканным. Но организационные трудности позади, и компания готова к росту.

Вторая же ставка — на «Авито» — полностью себя оправдала. До 95% заказов мастерская получает именно через этот сервис. «Это удобно: не нужно создавать сайт или рубиться в контекстной рекламе, а также заморачиваться с SEO-продвижением. — говорит Савчук. — При платном продвижении каждый клиент обходится нам в 500–1000 рублей, и мы получаем с него в несколько раз больше».

Хорошо сидим, ещё лучше — стоим. Кто и как делает необычную мебель для российских школьников

И хотя рынок суперконкурентный, пока владельцев LappiLoft больше беспокоит не это, а сюрпризы рынка дерева и металла. Из-за роста цен на сырьё компании уже пришлось с начала года поднять цены на 30–40%.

«Удивляет, насколько большие зазоры по цене между продавцами первой руки и второй руки — разница бывает в 20%, — рассказывает Егор Савчук. — На этом рынке важно уметь найти поставщика и поддерживать с ним отношения. Рынок этот ещё диковатый: сюда не добралась электронная коммерция, где цены известны заранее, а условия открытые. Здесь всё немного по-старому».

Владельцы LappiLoft намерены организовать кооператив из нескольких подобных мастерских, чтобы вместе закупать металл и дерево с оптовой скидкой.

Также в их планах — расти в течение полугода и за это время определиться со стратегией дальнейшего масштабирования. Егор допускает, что здесь им тоже может помочь «Авито»: с его помощью удобно изучать рынок — анализировать действия конкурентов и формулировать гипотезы, чтобы потом проверить их на практике.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе