20 августа в 18:32
11 мин.

Кассовый разрыв. Самые большие провалы российского кино за последние пять лет

Снять успешный фильм в России, как и вложить в него деньги, — игра азартная и экстремальная. Никто наверняка не знает, какая из отечественных картин окупит миллиардные бюджеты. В 2019-м лишь восемь из 68 картин, получивших господдержку, смогли окупиться. В 2021 году Фонд кино выделил 1,6 млрд рублей на производство фильмов, несмотря на прошлые неудачи. Что из этой суммы окупится — покажет время. А пока «Секрет» решил собрать самые дорогие отечественные фильмы за пять лет, которые проиграли в русскую рулетку.
Кассовый разрыв. Самые большие провалы российского кино за последние пять лет

Прокатчики получают примерно половину кассовых сборов, вторая часть достаётся кинотеатрам. Соответственно, чтобы определить, какой фильм провалился в прокате, можно использовать простую формулу: кассовые сборы ÷ 2 – бюджет. В итоге мы получаем примерную сумму, доставшуюся компании, которая занималась производством фильма. Если результат меньше нуля — миссия «получить прибыль» провалилась. Есть и более простая формула: сборы должны быть минимум в два раза больше бюджета.

Конечно, компания может отбить часть трат за счёт неявной рекламы в картине — продакт-плейсмента. Но подсчитать это не представляется возможным.

«Девятаев»

  • Год: 2021
  • Бюджет: 625,3 млн рублей
  • Сборы: 316,5 млн рублей

«Девятаев» — картина о лётчике Михаиле Девятаеве, который во время Великой Отечественной войны сбежал из концлагеря. Идея экранизировать эту личную историю пришла Тимуру Бекмамбетову. Он и сел в режиссёрское кресло. Сорежиссёром стал Сергей Трофимов, который до этого был оператором всех фильмов Бекмамбетова. Сценарий к фильму создавали на основе автобиографической книги Девятаева и архивных материалов. В главной роли выступил Павел Прилучный.

Основной производственной компанией стала «Базелевс» Бекмамбетова. Также в создании фильма участвовали студия «Военфильм», «МТС-Медиа» и телеканал «Россия-1». ​​

При заявленном производственном бюджете почти в 625,3 млн рублей, 350 млн фильм получил от Фонда кино (ФК) на безвозмездной основе. Ещё 50 млн рублей составила возвратная субсидия.

Бекмамбетов рассказывал , что никогда раньше не делал фильмов с таким количество экшена. Репетиции воздушных боёв проходили в военном онлайн-симуляторе. Ранее такой приём использовали только в Голливуде, например в последних картинах о супергероях вселенной Marvel.

Прокат

Промокампания у картины была масштабная. Продюсер Игорь Мишин рассказывал , что «Девятаев» — первый крупный кинопроект, в который вложилась компания «МТС Медиа». Это позволило использовать все мощности холдинга для продвижения. Прокатом картины занималась «тяжёлая артиллерия» — компания Sony Pictures при поддержке «России 1».

22 апреля в Youtube состоялась премьера кавер-клипа Тилля Линдеманна на песню «Любимый город». Песня вошла в саундтрек «Девятаева». В рамках продвижения фильма также запускали флешмобы в Instagram и TikTok.

29 апреля «Девятаев» вышел в прокат. Картину изначально представляли как военный блокбастер, который ежегодно выходит под майские праздники и собирает всю кассу. Но что-то пошло не так, и самым популярным фильмом в российских кинотеатрах 9 мая стала комедия «Прабабушка лёгкого поведения. Начало» с Александром Реввой в главной роли. В День Победы «Прабабушка...» собрала 30,75 млн рублей, в то время как «Девятаев» — 29,27 млн рублей.

Причины провала

Сборы фильма составили 316 млн рублей, хотя с имеющимися ресурсами цифра должна была быть заметно больше

Критики отмечали, что причиной провала могла стать неверная дата. Если фильм стоит очень дорого, для него лучше выбрать новогодние каникулы, как это было с фильмом «Т-34». Более того, военная тематика тяжела для аудитории любого возраста, поэтому зрители, скорее, предпочтут комедию, особенно в майские праздники.

Кассовый разрыв. Самые большие провалы российского кино за последние пять лет

«Матильда»

  • Год: 2017
  • Бюджет: 1,5 млрд рублей
  • Сборы: 537 млн рублей

Работа над этой исторической мелодрамой об отношениях императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской началась в 2010 году. Режиссёром стал Алексей Учитель. Над сценарием трудились более десяти человек, в том числе из США и Франции. Из предложенных вариантов режиссёр остановился на тексте Александра Терехова, лауреата российских литературных премий.

Генеральными продюсерами изначально выступили сам Учитель и ещё два партнёра.

В 2013 году «Матильда» получила финансирование от Фонда Кино. Из затраченных на фильм средств субсидии от государства составили 280 млн рублей.

Съёмки стартовали с 2014 года. Производством занималась студия Алексея Учителя. Главные роли в фильме исполнили иностранные актёры. Изначально роль Матильды понравилась даже Кире Найтли, однако из-за беременности актрисы Кшесинскую сыграла Михалина Ольшанская, которая прилетела из Польши. Николая II сыграл немецкий актёр Ларс Айдингер. В фильме снялись также Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Съёмочными площадками стали не павильоны, а интерьеры дворцов и соборов Санкт-Петербурга и Москвы. Для фильма изготовили 7000 костюмов. По словам Учителя, на съёмках присутствовали научный и исторический консультанты, а также консультант по церковным таинствам.

7 апреля 2016 года появился первый трейлер «Матильды». Сообщалось, что сам фильм выйдет на экраны в начале 2017 года, а осенью 2017 года на «Первом канале» состоится премьера телевизионной версии.

Но после выхода трейлера разразился скандал. В ноябре 2016 года депутат Госдумы Наталья Поклонская направила запрос генпрокурору России с просьбой проверить «Матильду» на предмет оскорбления чувств верующих. Уже тогда на сайте Change.org появилась онлайн-петиция, которая требовала отмены картины.

В течение 2017 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах прошёл ряд акций против «Матильды». 31 августа злоумышленники бросили две бутылки с зажигательной смесью в офис студии «Рок» Учителя в Санкт-Петербурге.

После начавшегося конфликта Министерство культуры сообщило, что рекламный ролик фильма — не основание для принятия решения. Президент России Владимир Путин во время ежегодной «Прямой линии» в июне 2017 года, отвечая на вопрос о попытках запретить фильм, отметил, что никаких подобных решений относительно фильма принято не было. По его словам, фильмы о царской семье затрагивали более спорные моменты, а диалог вокруг картины должен вестись в рамках закона.

Прокат

Премьера в Москве состоялась 24 октября. В первый уик-энд, который, как правило, делает основные сборы любому фильму, «Матильда» собрала 241 млн рублей, несмотря на прогноз в 300–400 млн. А ведь картину крутили практически в каждом кинотеатре страны по 10–12 сеансов в день.

Причины провала

Кинокритик Сергей Шолохов объяснил низкие сборы скандалом, который создал «неприятное информационное поле» и отказом телеканалов рекламировать картину. По мнению критика Максима Сухагузова, «в других обстоятельствах новая работа Учителя спокойно заняла бы свою нишу между каким-нибудь "Адмиралом" и новогодними блокбастерами». Но скандал попутал все карты. С этим согласился и сам Учитель.

Кассовый разрыв. Самые большие провалы российского кино за последние пять лет

«Тайна печати дракона»

  • Год: 2019
  • Бюджет: 2,8 млрд рублей
  • Сборы: 862 млн рублей

«Тайны печати дракона» — один из самых дорогих фильмов в истории российского кинематографа. Российско-китайский проект стал сиквелом ранее успешной картины «Вий» (2014 год). В фильме снялись Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер, Рутгер Хауэр и Джеймсон Флеминг, а компанию им составили Юрий Колокольников, Павел Воля и Никита Тарасов. Сюжет фильма совместил в себе культурные мифы двух народов — в нём русские воины летают, как китайские герои приключенческих фильмах жанра уся.

Режиссёром стал Олег Степченко, который работал над «Вием». С российской стороны производством занимались РФГ («Русская фильм группа») Алексея Петрухина, «Фетисов Иллюзион» Глеба Фетисова и СТВ Сергея Сельянова. С китайской — государственная China Film Group.

За сценарий взялись сам Степченко, Алексей Петрухин и Дмитрий Пальцев — команда, что работала над первой частью франшизы. Cъёмки проходили в России, Чехии, но большая часть фильма снималась в огромном павильоне China Film Group в Китае.

Фонд кино вложил в производство 200 млн рублей, из которых 90 необходимо было вернуть.

Прокат

Основную ставку при продвижении фильма сделали на голливудские фамилии. На всех постерах были изображены Шварценеггер и Чан — второстепенные герои фильма. В рамках промокампании сеть кафе Prime выпустила брендированные стаканчики с постером фильма. Создатели заявляли о своём желании собрать фильмом в России больше 2 млрд рублей, картина даже вошла в десятку самых ожидаемых российских премьер.

19 сентября 2019 года «Тайна печати дракона» вышла на больших экранах. Спустя три недели проката сборы составили лишь 321 млн рублей. Фильм не спас даже международный прокат.

То, что могло принести создателям денег и немного отбить затраты, — продакт-плейсмент. Например, в фильме фигурирует майонез «Махеева». Он стоит на царском застолье, купцы везут бочки соуса этой фирмы продавать в Англию, а когда герой фильма въезжает в Москву XVIII века, неоновая вывеска марки светится на стене купеческого дома.

Причины провала

Кинокритики отметили, что создатели фильма не смогли рассчитать свои силы. Евгений Ткачёв писал, что «приключенческое кино, несмотря на всю его несерьёзность, один из самых сложных жанров на свете». «Тайны» же вышли очень утомительными.

Создатели же не были согласны с тем, что причина провала — слабый сюжет. По словам сценариста Александра Петрухина, одна из основных причин недобора — задержка выхода проекта на два года, которая была вызвана разногласиями между продюсерами и компаниями, финансировавшими проект. Средства на съёмки от китайской компании сначала поступали нерегулярно, а потом финансирование и вовсе прекратилось.

Ещё одной причиной он назвал взаимное непонимание с партнёрами — компаниями «Фетисов Иллюзион» и «Форсети». Желание Глеба Фетисова взять контроль над проектом и китайским прокатом привели к огромному сбою и удорожанию процесса.

Также в 2017 году суд признал РФГ и Алексея Петрухина банкротами. После компания хотела привлечь к субсидиарной ответственности зарубежных актёров, а также китайскую киностудию-партнёра. По словам Петрухина, споры, судебные иски с упоминанием Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера привели к тому, что те и вовсе не приехали на премьеру картины в Россию, что тоже навредило фильму.

В августе 2020 года Фонд кино потребовал с компании РФГ и Петрухина 222 млн рублей. В марте 2021-го суд взыскал эти средства в пользу ФК.

Кассовый разрыв. Самые большие провалы российского кино за последние пять лет

«Пришелец»

  • Год: 2018
  • Бюджет: 350 млн рублей
  • Сборы: 14 млн рублей

«Пришелец» был самой дорогой кинофантастикой 2018 года в России. Фильм рассказывает историю космонавта, чей корабль потерпел крушение на Марсе. Герою нужно выжить на чужой планете и попытаться вернуться на Землю. Почти как в «Марсианине» Ридли Скотта.

Режиссёром фильма стал Александр Куликов, ранее работавший над созданием фильма «Вий 3D». Он же исполнил одну из главных ролей. Идея фильма возникла у сценариста Михаила Расходникова в 2007 году, по его же словам, сценарий он написал год спустя, раньше выхода «Марсианина». Он отправил текст многочисленным компаниям, среди которых был и «Двадцатый век Фокс СНГ», но ответ получил только от компании «Семь Арт». В 2012 году фильм запустили в производство, он должен был выйти в конце 2015 года, но на больших экранах его показали спустя три года из-за «Марсианина».

Расходников обвинил авторов американского фильма в плагиате, но иск был отклонён.

Чтобы избежать повторов с «Марсианином», сценарий российского фильма переработали, а часть сцен пересняли. Но и на этом трудности не закончились. В 2016 году Александр Куликов погиб. Фильм доделывали уже без него.

Прокат

Прокатчиком фильма стала компания «Люксор». Общий рекламный бюджет фильма составил 60 млн рублей. ТВ-рекламу запустили на Первом канале, ТВ-3, ТНТ и «Пятнице». Реклама фильма была на билбордах, в транспорте, в отелях. Даже запустили акции с призами.

Премьера фильма состоялась 8 ноября 2018 года. За время проката фильм не окупился и на 5%, получив лишь 14,4 млн рублей сборов.

Причины провала

В первую очередь, причина провала — слабая работа маркетологов. У картины критично мало рецензий и обзоров. Оценки фильма оказались нейтральные и ниже среднего. В редких рецензиях картину не в лучшую сторону сравнивали с «Марсианином». Проблемы, по мнению критиков, были и у сценария с его логическими дырами. Долгое пребывание фильма в режиме постоянных корректировок, попытки сделать картину хоть немного оригинальнее не пошли «Пришельцу» на пользу. Потенциально это могла быть интересная работа, но вышла она слишком поздно.

Кассовый разрыв. Самые большие провалы российского кино за последние пять лет

«Вратарь галактики»

  • Год: 2020
  • Бюджет: 960 млн рублей
  • Сборы: 108 млн рублей

Почти миллиард ушёл на семь лет производства фильма про то, как главный герой играет в космобол — для спасения Земли от пришельцев. За режиссёрское кресло сел Джаник Файзиев (снял «Турецкий гамбит»). Во «Вратарях» снялись глыбы российского кино Евгений Миронов, Михаил Ефремов и Елена Яковлева.

Сценарий к фильму написали Файзиев, Андрей Рубанов, Дрю Роу и Твистер Мерчинсон — один из продюсеров успешного «Утреннего шоу».

Продюсером фильма стал гендиректор компании СТВ Сергей Сельянов. Также свои силы для продвижения использовали «Россия 1», СТС и Первый канал.

Файзиев обещал снять фантастический блокбастер, вдохновленный вселенной Marvel и другими фильмами о супергероях. Создатели обещали огромное количество спецэффектов мирового уровня. «То, что делали в “Аватаре”, — вот этот подвиг повторил я» — говорил Миронов про технологию motion capture — анимацию путем оцифровки движений реального человека, с помощью которой он сыграл своего героя.

Постпродакшен всего этого лёг на плечи студии визуальных эффектов Main Road Post. Среди их работ — «Сталинград», «Притяжение» и другие. Руководитель компании Арман Яхин рассказывал, что с точки зрения компьютерной графики съёмки этого фильма были самыми сложными для их студии — на работу с ней ушло два года.

Государство несколько раз финансово поддерживало реализацию этого фильма. Шесть лет подряд Файзиев и его студия «Бонанза» просили у ФК средств, объясняя это затратами на сложную компьютерную графику. В итоге бюджет фильма разросся почти до 1 млрд рублей, больше половины субсидировал Фонд кино, при условии, что 200 млн рублей продюсеры всё-таки вернут.

Прокат

Во время одной из пресс-конференций Константин Эрнст рассказал, что холдинги решили объединиться, чтобы поддержать картину в пандемию. В итоге трейлер «Вратаря» крутили на «Первом», на «России» и СТС.

«Вратарь галактики» вышел в прокат 27 августа 2020 года, с такими новинками, как комедия «Билл и Тед» и боевик «Сила стихии» — не с теми фильмами, которые могут отобрать всю кассу.

Причины провала

Провал картины сценарист Андрей Рубанов связал с пандемией коронавируса (хотя спустя неделю «Довод» Нолана лишь за три дня заработал 185 млн рублей и стал лидером проката).

Евгений Баженов, он же BadComedian, в своём обзоре разгромил фильм, где отметил непоследовательность и слабость сюжета и попытку снять кино по устоявшимся в мировых блокбастерах клише. Об этом же писали один критик за другим.

В апреле 2021 года Фонд кино подал к Файзиеву и его студии «Бонанза» иск на 191 млн рублей. Уже в июне суд обязал их эти деньги вернуть и перечислять каждые три месяца по 21 265 159 рублей. Первый платёж необходимо произвести не позднее 30 сентября 2021 года, а последний — не позднее 29 сентября 2023 года. Ответчики признали долг перед Фондом кино.

Коллаж: «Секрет фирмы», www.pexels.com, кадры из фильмов «Дама Пик», «Вратарь галактики», «Майор Гром», kinopoisk.ru

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе