Что такое маржа. Объясняем простыми словами
Маржа — разница между выручкой и переменными расходами.
Например, у вас есть сервис доставки продуктов онлайн. Здесь переменными расходами будут закупочная цена продуктов, стоимость упаковки заказа и доставки, а также банковская комиссия за онлайн-оплату. В этом случае формула будет выглядеть так:
Маржа = стоимость заказа — (цена продуктов + цена упаковки + цена доставки + банковская комиссия в рублях)
Если наш магазин продал товаров в июне на 100 000 рублей, а переменные расходы составили 60 000 рублей, то маржа составит 40 000 рублей. В июле выручка выросла и составила уже 120 000 рублей, выросли и переменные расходы, они составили 75 000 рублей. Маржа в этом случае будет уже 45 000 рублей — на 5000 больше, чем месяцем ранее.
Чтобы сравнить маржу за разные месяцы, считают маржинальность, то есть переводят показатель из абсолютных цифр в проценты.
Маржинальность = маржа/выручку × 100%
В нашем примере получается, что маржинальность сервиса онлайн-доставки в июне составила 40% (40 000/100 000 × 100%), а в июле — 37,5% (45 000/12 000 × 100%).
Пример употребления на «Секрете»
«Маржа дилера учитывается в рекомендованной дистрибьютором цене, которую покупатели видят на сайте производителя. Она складывается из двух частей. Первая часть для российских машин составляет 3%, для иномарок — около 6% (в премиум-сегменте — 6–10%). Этот процент дилер закладывает сразу и ещё 2–6% — потом, в качестве годового бонуса».
(Гендиректор онлайн-аукциона новых автомобилей GoodCar.ru Игорь Кравченко — о структуре маржи автодилеров.)
Ошибки в использовании
Часто маржу путают с рентабельностью. Это показатель экономической эффективности компании; отражает, с какой отдачей используются ресурсы компании, и показывает отношение между прибылью и ресурсами, вложенными для её получения.
Также не стоит путать маржу с наценкой — разницей между себестоимостью и конечной ценой товара. В идеале она должна покрыть затраты на производство, доставку, хранение и реализацию. Для расчёта наценки берут разницу между себестоимостью и ценой закупки. Для маржи — разницу между выручкой фирмы после реализации и расходами.
У наценки нет ограничений по размеру. Она может быть и 100%, и 200%, а маржа — в пределах 100%.
Нюансы
В некоторых сегментах экономики понятие маржи используют по-своему. Например, банковская маржа — разница между процентными ставками по кредитам и депозитам.
А в биржевой торговле используют термин «вариационная маржа». Это разница между текущей ценой договора (фьючерса) о поставке базового актива (например, нефти, леса, газа) и его расчётной ценой на момент последнего безналичного расчёта (клиринга). Она может быть как положительной (когда участник торгов получает доход), так и отрицательной (когда участник торгов несёт убытки).
Факт
Термин «маржа» произошёл от французского слова marge, которое переводится как «наценка», «доход».