13 октября в 14:48
7 мин.
История пользователя

«Я искал инвестора для сети пельменных 20 лет». История одного российского предпринимателя

Из 30 лет, которые я нахожусь в ресторанной отрасли, 20 лет я хожу по Москве в надежде найти инвестора на проект сети пельменных. С кем только я не встречался за эти годы: с банкирами и девелоперами, с олигархами и их представителями, с рестораторами и бандитами — всех не упомнишь. Но две истории были особенно яркими, хоть и провальными. После них я убедился, что в поиске инвестора не бывает достаточной подготовки.
«Я искал инвестора для сети пельменных 20 лет». История одного российского предпринимателя
Статью прислал наш читатель
Андрей Сураев
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Я закончил РЭА им. Плеханова по специальности «Организация и технология общественного питания» и уже 30 лет работаю в ресторанном бизнесе. Прошёл по служебной лестнице от повара и бармена до управляющего ресторанного комплекса с количеством подчинённых в 300 человек: на этой позиции нахожусь 25 лет. Я досконально знаю все процессы, связанные с ведением ресторанного бизнеса в предприятиях различной ценовой категории: рестораны, кафе, фастфуд, стритфуд. И последние 20 лет я хочу делать своё — не просто быть директором, а полноценно строить бизнес в уже знакомой сфере.

Общепит — тот вид бизнеса, где легче и быстрее всего достучаться до потребителя. Цепочка «бизнесмен — продукт — потребитель» здесь будет наиболее короткой и персонализированной. А шансы, что клиент запомнит и полюбит именно условного предпринимателя Иванова, выше всего. Потому что именно через еду легче понравиться человеку, пробиться к его сознанию. Это естественная потребность, которую никакому кризису не убить: всем нужна еда. Поэтому потребитель лучше всего запоминает и ценит того, кто его вкусно кормит. Да, клиент в ресторане заметит и удобный стул, и хороший современный телевизор, но в первую очередь он оценит качество еды и вернётся за ней. Поэтому дайте человеку качественное блюдо по разумной цене, и он ваш.

При этом еда должна быть ещё и доступной. Многим хочется чёрную икру и фуа-гра, но не такой большой процент населения может себе её позволить. Поэтому хочешь успешный ресторан с большой прибылью — делай массовый продукт. В мире самой распространённой будет пицца, в России с ней соперничают пельмени. Достаточно зайти в супермаркет и подойти к витрине с «заморозкой»: по величине секций с условными котлетами, пельменями и прочими продуктами будет понятно, на что самый большой спрос.

Поэтому я решил делать свой проект. Цель — накормить среднестатистического мужчину за 300 рублей, а женщину или подростка — за 200 рублей. При этом еда должна быть вкусной, русской, отпускаться быстро (то есть быть фастфудом).

Слишком мелко для инвестиций

В 2000 году я сотрудничал с «Никойлом» (сегодня это «Уралсиб»): делал заключение независимого специалиста о работе их ресторана. Тогда это называлось «анализ текущего состояния дел», позже я перешёл на более распространённую формулировку — «консалтинг». Это была первая моя отдельно оплачиваемая работа, связанная с консультацией: до этого работал исключительно директором, выше которого только учредители. И чем их больше, чем сложнее, потому что каждый советует своё, а управлять тебе.

Рестораном то, что было у «Никойла», назвать сложно: скорее, большая корпоративная столовая в стеклянном здании у станции метро «Фрунзенская». Пока я готовил свой анализ и писал рекомендации, познакомился с женщиной из отдела персонала и в неформальной беседе рассказал про свою мечту открыть сеть пельменных. Новая знакомая пообещала свести меня с кем-то из руководства «Никойла», чтобы я обсудил вопрос сотрудничества и инвестиций.

В последний день моей работы, когда я написал отчёт и «защитился» перед комиссией, моя знакомая устроила мне встречу с этим руководителем. Мужчина оказался интересным и вежливым, внимательно выслушал, спросил, сколько нужно денег на пельменную. Я заторопился с ответом, засуетился и, как сказал бы Остап Бендер, «потерял лицо». У меня не было четкого понимания, поэтому как-то неуверенно обрисовал, что это пилотный проект, он потребует $500 000. Но я лишнего цента не потрачу, готов работать через доверенного человека от инвестора, все расходы будут согласованы.

Ответ я получил неожиданный: «Нас интересуют проекты с вложениями от $30 млн». Никакой сделки, соответственно, у нас не случилось. Мы распрощались, но я перед уходом всё же спросил, может, кто заинтересуется. Хотя смысла не было — очевидно, что нет. Я сделал вывод, что никогда не поймёшь, какие цифры хочет видеть инвестор, если вы встречаетесь без подготовки и в первый раз. Соответственно, шансов на положительный исход мало.

Ни ответа, ни совета

Примерно через полгода, летом 2001, в Marriott проходила выставка индустрии гостеприимства для рестораторов. Там можно было познакомиться с разными игроками рынка: кто продукты предлагал на своих стендах, кто оборудование, кто инвентарь. Я заинтересовался стендом кадрового агентства «МаксПро». Здесь важное уточнение: на выставку я пришёл с похмелья, поэтому явно не производил впечатления серьёзного человека, настроенного на деловые переговоры.

Подошёл к сидящей у стенда «МаксПро» женщине, представился и не очень внятно сказал, что у меня есть проект пельменной. Спросил, может, кому-то в их агентстве это будет интересно, и могу ли я пообщаться с руководством. Женщина пригласила руководителя, его звали Максим. Я ему рассказал про идею, оставил бизнес-план, посетил фуршет и ушёл.

Максим мне устроил встречу с банкирами, которые меня выслушали, но, как я узнал потом, вписались в другой ресторанный проект. И после этой встречи долгое время у меня не случалось реальных коммуникаций с потенциальными инвесторами.

Потом был длительный период тишины, за время которого бизнес-план обрастал подробностями, а я предлагал проект владельцам некоторых ресторанов, где работал управляющим, — тем, кто потенциально мог им заинтересоваться. В 2010 я управлял рестораном «Москва» в Зеленограде и познакомился с Алексеем Немерюком. Ему тоже попытался пропихнуть свой пельменный проект: он меня выслушал и бизнес-план забрал с собой. Но, видимо, как-то не так я предлагал или во мне что-то не то, но развития эти попытки не получали.

Хотя пельменные в России открывались каждый год, и не по одной. Первое время я даже в каждое новое заведение ходил смотреть и пробовать, убеждался, что «всё не то», и успокаивался. Последнее время уже не пробовал, просто смотрел на цену — этого оказывалось достаточно, чтобы понять, что из проекта ничего не получится. Ни один из этих пельменных проектов во что-то стоящее не развился.

Высококлассная экспертиза

С 2012 года я уже не носил печатный бизнес-план — я его рассылал по найденным в интернете инвесторам. За десять лет отправил около тысячи писем. Ответ получал от одного из 50: «пришлите подробности» или «неинтересно». Остальные вообще не отвечали. Отправлял информацию с бизнес-планом рестораторам, чьи контакты находил. Ответил и пригласил на встречу всего один.

Несколько раз в поисках инвесторов я попадал на деньги, самая крупная история — на $4000. Нашёл в интернете инвестора, который был готов вложиться в стартап на любой стадии в обмен на участие в управлении. Любые сферы бизнеса, кроме ИТ. Также указаны предпочтительные сферы. Объем инвестиций — от 5 млн, окупаемость от 60 месяцев.

Я написал на почту инвестору, приложил бизнес-план. В ответ получил длинное и обстоятельное письмо с желанием инвестировать в мой проект. Но сначала я за свой счёт должен провести стороннюю экспертизу. И упомянул, что можно сделать это в РКИПП (Российский комитет по инвестициям и поддержке предпринимательства). Я посмотрел цены на сайте, позвонил: мне обозначили 126 000 рублей, шесть экспертов проверяют. После я изучил цены у других организаций, получается чуть дешевле, но дольше. Поэтому выбрал РКИПП.

Когда пришли результаты, скинул их инвестору и получил в ответ, что проект ему не подходит. После он не отвечал на письма.

Конец у истории, правда, хороший. Два года назад я нашёл инвестора из Краснодара, в конце октября 2019 года мы зарегистрировали юрлицо «Пельменная "Проще простого"» для запуска пилотного заведения в Краснодаре и последующего построения сети. У нас с инвестором равные доли в проекте.

Чек-лист: рекомендации для предпринимателей в поиске инвесторов: 1. Используйте все каналы поиска и знакомства — не исключено, что полезными окажутся совсем посторонние люди, на которых вы не ставили. 2. Примите мысль, что поиск будет долгим: это не история про месяц или даже полгода. 3. Будьте готовы многократно переделывать бизнес-план и презентацию под каждого инвестора и по мере переосмысления проекта. 4. Старайтесь как можно больше узнать об инвесторе заранее — поможет и от мошенников уберечься, и лучше понять, как подступиться к конкретному человеку. 5. Ищите человека, с которым совпадаете по мировоззрению и ценностям, — больше шансов на продуктивную работу и меньше рисков конфликтных ситуаций.

Фото: depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе