«Трагедия стала решающим моментом». Как российский стартап намерен улучшить рынок клинических исследований

24 ноября 2020 в 16:33
История пользователя

Wirano — это цифровая платформа для организации клинических исследований. Идея создать её пришла мне чуть больше года назад, когда смертельно больной жене моего друга не смогли вовремя найти актуальное клиническое исследование, участие в котором могло бы стать шансом на спасение.

Статью прислал наш читатель
Андрей Тараканов
сооснователь Wirano
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

В чём суть проекта

В половине проводимых сегодня клинических исследований вовремя не набирается необходимое количество пациентов. В среднем по миру от момента подачи заявления на проведение исследования до включения в него первого пациента проходит шесть-десять месяцев.

Другая проблема связана с планированием: сейчас клинические исследования обычно проводятся сразу в нескольких государствах, самые крупные — в 10–20 одновременно. И в каждом случае необходимо грамотно подобрать не только страну, но и исполнителей. Сегодня такое планирование в большинстве случаев делается в ручном режиме, а схема выбора достаточно примитивна, субъективна и основана на предположениях исследователя по набору пациентов.

Обе проблемы приводят к тому, что исследования зачастую очень сильно затягиваются по времени. А каждый день простоя — это десятки и сотни тысяч долларов упущенной прибыли. Поэтому и стоимость современных препаратов, особенно если речь идёт о лечении тяжёлых и редких заболеваний, неподъёмна для абсолютного большинства людей.

Но стоимость — это только часть проблемы. Медицина по-прежнему бессильна перед огромным количеством болезней. Для множества пациентов с неизлечимыми и тяжёлыми заболеваниями участие в клиническом исследовании — это порой один из немногих шансов на поддержание здоровья и улучшение качества жизни. Мы захотели изменить ситуацию в этой сфере.

С чего начинали

Проблема быстрого и качественного подбора пациентов всегда остро стояла перед нашей командой в компании Cromos Pharma, где я был сооснователем. Тогда я первый раз задумался над тем, как можно было бы оптимизировать процесс. Это было около двух лет назад.

Потом, как это часто бывает, к дальнейшим действиям подтолкнула личная история. У жены моего давнего товарища была диагностирована меланома слизистой оболочки полости рта, которая является очень редким заболеванием и отличается особенно агрессивным течением. На тот момент лекарственных препаратов, способных победить опухоль, не существовало. Хирургические операции эффекта не дали. Болезнь продолжала прогрессировать.

И тогда мы поняли, что единственный возможный шанс — это поиск препарата, который проходит клинические испытания. Мы искали подходящее исследование в разных странах и очень долго не могли найти. И это притом, что мы в этой сфере уже работали не один год. В итоге у нас получилось найти центр во Франции, который занимался исследованиями в данной области и был заинтересован в пациентах. К сожалению, на поиски ушло фатально много времени...

Собственно, этот момент стал решающим. Тогда я рассказал об этой идее своим коллегам. В этот момент у нас собрался костяк команды: я, Сергей Котов, который имеет огромный опыт в разработке различных IT-решений, и Владимир Кречиков, непосредственно занимающийся организацией клинических исследований.

Вначале у нас были сомнения, так как казалось, что такие стартапы уже должны активно разрабатываться. Мы изучили рынок и поняли, что существующие проекты концентрируются на отдельных узких аудиториях и далеки от полностью автоматизированного процесса.

Далее мы протестировали идею в Ирландии на встрече с экспертами из фармацевтической отрасли, организованной с помощью местной организации поддержки бизнеса Enterprise Ireland. Они подтвердили наши гипотезы, после чего мы перешли к разработке MVP.

Those, who started our project back in 2006 in Moscow, most probably remember this plate, which hung on the wall of our...

Posted by Cromos Pharma on Friday, January 20, 2017

Как преодолевали трудности

В течение года мы доукомплектовали команду техническими специалистами, определились с планами и этапами работ, написали базовый код и начали тестировать гипотезы.

Сейчас у нас полностью проработана архитектура системы, тестируем различные модули. В частности, отрабатываем модуль для пациентов. Уже начали формировать базу пациентов. В следующем году планируем подключить первых заказчиков и исследовательские команды и начать уже пилотные проекты.

Особое внимание мы уделяем защите интеллектуальной собственности. В течение этого года мы уже получили два международных патента на свои инновационные решения по интерфейсу продукта. Ещё девять патентов планируем получить в течение следующего года.

Это технически очень непростой проект, но самое сложное — проработка пользовательских сценариев под разные целевые аудитории и механика работы в целом.

Вот, например, одна из проблем: как напрямую эффективно связать пациента с врачом? Мы прекрасно понимаем, насколько загружены врачи. А если мы напрямую связываем их с больным, можно представить, сколько времени у них уйдёт на коммуникацию. Но такая связь необходима. И над этой проблемой мы бились очень долго, теперь будем тестировать наши гипотезы на практике. Речь идёт о механике взаимодействия, которая позволяет максимально разгрузить врача и автоматизировать подбор.

Cromos Pharma CEO highlights opportunities and challenges for small sponsors at MAGI Clinical Research Conference ...

Posted by Cromos Pharma on Tuesday, November 5, 2019

О финансировании

Сейчас мы подошли к этапу, когда требуется привлечение внешнего финансирования. Мы уже вложили более €120 000 собственных средств — этого было достаточно для отработки прототипов и сборки MVP.

Но сейчас, когда проект необходимо масштабировать и переводить уже в полноценный «боевой режим», требуются совершенно иные деньги. Именно поэтому мы активно ищем инвесторов в России и за рубежом, чтобы выйти на новый уровень.

К слову, в прошлом месяце представили наш проект японским компаниям при поддержке местной организации по развитию внешней торговли Jetro. Летом стали полуфиналистом сколковского конкурса стартапов Startup Village.

Кроме того, мы продолжаем взаимодействовать с экспертами ирландских институтов поддержки — Enterprise Ireland и IDA. И, конечно, очень надеемся на дальнейшую поддержку со стороны «Сколково».

О монетизации

Для нас сейчас в первую очередь важно отработать все наши гипотезы, чтобы найти наиболее оптимальные схемы взаимодействия. Поэтому в первое время сервис будет бесплатным. Потом монетизация будет идти за счёт фармкомпаний. Мы планируем сократить время на проведение клинических исследований и вывод новых препаратов на рынок на 10–20%. Поэтому, если у нас получится сделать качественный продукт, проблем с монетизацией не будет.

О планах

В следующем году мы намерены запустить все основные модули и начать отработку пилотных проектов. Далее начнём масштабирование проекта и вывод на разные рынки. Стартовыми будут Россия, Украина, ряд стран СНГ и Восточной Европы. Это обусловлено тем, что здесь у нас уже есть выстроенные связи с фармкомпаниями, CRO и исследовательскими центрами.

Следующий этап — выход в Западную Европу, а затем уже на самый лакомый рынок — США. Но во многом всё зависит от инвестиций, которые получится привлечь, и от темпов развития самого продукта. Надеемся, что удастся двигаться быстрее.

Фото: depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе