IT-стартап, который решил проанализировать все отзывы о российском бизнесе
Их попросили «выйти и зайти нормально». Но они не опустили руки— Наш сервис Toweco в режиме реального времени будет собирать отзывы с различных интернет-ресурсов, с картографических сервисов Google Maps, «Яндекс.Карт», 2GIS, с «отзовиков» и социальных сетей.
_Задача искусственного интеллекта — определить, о чём в отзыве идёт речь и указать бизнесу на его сильные и слабые стороны. _
С чего начался проект
Идея, с которой всё началось, — создать умный агрегатор, который будет собирать отзывы о компаниях со всего интернета, сохранять на платформе и при помощи искусственного интеллекта определять их достоверность. Сохраняться отзывы в системе будут при помощи технологии блокчейн.
Это было лето 2018 года. Рынок криптовалюты был на спаде. Интерес со стороны инвесторов к стартапам, которые хотели развиваться с помощью технологии блокчейн, был не слишком большим.
С какими сложностями столкнулись и как их преодолели
Мы реализовали MVP (minimum viable product, в пер. с англ. «минимально жизнеспособный продукт», позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей. — Прим. «СФ»), и с ним я пошёл общаться с инвесторами и фондами. Но увы.
Привлечь инвестиции под идею у меня не получилось не только потому, что биткоин каждый день падал в цене, но и потому, что, как я считаю, в России практически нет фондов, которые готовы инвестировать в стартапы на pre-seed-стадии.
Самый частый ответ, который я слышал: «Ребята, сделайте продукт, выйдите на рынок, запустите продажи, выйдите на оборот хотя бы в 20 000 долларов в месяц, и тогда приходите».
Может, я не нашёл нужных людей или фонды, и это вопрос ко мне, но с чем я столкнулся в процессе переговоров — идея без реализации ничего не стоит.
Увы.
Раз инвесторы сказали приходить с продуктом и выпиской с банковского счёта, мы пошли дальше «пилить» продукт.
Технически реализовать основную идею мы могли, но привлечь аудиторию и рекламодателей без серьёзных финансовых ресурсов… в это верилось с трудом. В этой связи приняли решение создать продукт, который будет помогать бизнесу работать с отзывами.
Концепция была проста: давайте соберём отзывы с различных интернет-ресурсов, а доступ к этой информации будем продавать.
На рынке подобных сервисов мы не нашли, прикинули сроки реализации и стали разрабатывать.
Основная сложность, с которой мы столкнулись: команда, и я в том числе, не реализовывала до этого стартапы в сфере IT. Моя специализация — это продажи. У команды разработчиков опыт работы в различных по масштабу успешных компаниях.
Никто из нас на рынок успешный IT-продукт не выводил. Из-за этого у нас сместились сроки. А сроки увеличили стоимость реализации и затянули срок выхода на рынок.
Про деньги
Сумма инвестиций составила 10 млн рублей, это личные средства учредителей.
Как обстоят дела с проектом сейчас
Сегодня у нас уже есть клиенты. Все они из ресторанного бизнеса.
Мы активно готовимся к запуску продаж. За 2–3 месяца планируем выйти на рынок, отладить процессы, заключить договоры, привлечь инвестиции.
Наш сервис рынок воспринял по-разному, и это интересно.
Одна часть рынка — те, кто регулярно взаимодействуют с отзывами, — согласилась работать с нами даже на стадии тестирования. Готовое решение им даже не нужно.
Другая часть рынка хочет работать с отзывами, но не знает, как это делать, а времени и сил на ручной поиск у этих компаний нет.
Наконец, третьи говорят, что не хотят тратить на это время и у них всё хорошо. На самом деле рейтинги у них скверные, отзывы разные, но с перекосом в негатив. Приходится объяснять, что работа с отзывами и рейтинги влияют на выручку в бизнесе. (По данным исследований Гарвардской школы бизнеса, увеличение рейтинга на одну звезду увеличивает выручку на 5–9%.) Процесс идёт, но со скрипом.
Есть ещё одна группа игроков, их я называю «Bosco Cafe на Красной площади». Локация у бизнеса хорошая, клиенты есть всегда. На работу с отзывами заходить не готовы.
Работать есть с кем, продукт востребован, будем развиваться