Сосны, реки и лопнувшие трубы. Как мы запускали глэмпинг в России и с какими проблемами столкнулись
Глэмпинг — относительно новая ниша в туристическом бизнесе, которая быстро набирает популярность. Первый такой проект в России появился в 2016 году, а уже в 2021 году в стране насчитывается 178 подобных «баз отдыха». О том, сколько пришлось вложить в проект Best Glamp «Лесная Поляна» и с какими сложностями столкнулись, открывая глэмпинг, рассказал основатель компании Ильшат Газизов.
От идеи до строительства
Я всегда хотел иметь уютный домик на берегу реки, где можно рыбачить и отдыхать от темпа жизни города-миллионника. Однажды мой знакомый, который посетил множество глэмпингов в Европе, рассказал про эту нишу в туризме, которая связала предпринимательство и моё давнее желание в идею для бизнеса.
И это оказалось перспективным направлением. Большинство турбаз остались неизменны с советского периода и находятся в удручающем состоянии, но даже при этом в летний период они забиты. Рынок отдыха голоден до качественного предложения. Люди хотят отдыхать на природе, но не хотят оставлять городской комфорт. Зачастую проекты глэмпингов нацелены на летний период работы, а также не предоставляют полностью оборудованных кухонь, душевых комнат и санузлов внутри гостевого домика, что открывает возможности для новых проектов.
В 2020 году на казанском рынке недвижимости появилось предложение купить право аренды земли в 8 га на 49 лет за 200 000 рублей в квартал, которая полностью подходила под наше видение расположения глэмпинга. Так мы нашли землю и запустили разработку проекта и строительство.
Нам было важно создать гармонию между природой и нашими сооружениями, поэтому мы подбирали максимально экологичные материалы. Для строительства использовались дерево, металл, стекло и ПВХ, который соответствует международным экостандартам.
Строительство мы начали в сентябре 2020 года, а первых посетителей приняли в апреле 2021 года. Изначально мы закладывали 10 млн рублей, но в процессе строительства возникали дополнительные идеи для расширения инфраструктуры проекта, поэтому на сегодняшний день общие инвестиции на реализацию проекта составили 110 млн рублей.
Деньги брали из собственного кармана: я вложил 70 млн рублей, а несколько моих партнёров — остальную сумму. Эти деньги пошли на закупку строительных материалов (77 млн рублей), на зарплату строителям (33 млн рублей) и на внутреннюю отделку, мебель, технику и прочее оснащение.
Менялись в моменте
Мы вкладывали деньги, пока результат нас не стал удовлетворять. Количество планируемых гостевых домов постоянно росло. Изначально мы планировали построить 10 домов, но в процессе строительства поняли, что делаем коммуникации на большее количество объектов. И приняли решение расширить их количество до 20 шт. К тому же с таким количеством бизнес-модель будет работать лучше.
Также в планы изначально не входила баня с подогреваемым бассейном и подвесная дорога для прогулок. Мы постоянно анализировали то, чего нет у конкурентов на российском рынке или что у них пользуется спросом, и расширяли инфраструктуру глэмпинга.
Мы считаем, что современный человек привык к формату all inclusive, и мы стараемся ему это дать. Поэтому мы оборудовали гостевые дома всем, что необходимо для комфорта и летом и зимой. В помещении есть душ, санузел, кухня, камин, телевизор, Wi-Fi, кровать, диван, рабочие место, кондиционер. В некоторых домах есть навесная сетка над потолком, как гамак. Также в стоимость проживания включено трёхразовое питание, бани, бассейн, фиточан. Из развлечений в летнее время — рыбалка, водные прогулки на катерах, sup-бордах, лодках, гидроциклах. В зимнее время — езда на снегоходах, багах, мотосноубордах, лыжах и коньках.
Глэмпинг меняется и до сих пор, к весеннему сезону мы закончим работы над рестораном на воде, который рассчитан на 100 человек.
Досадные ошибки и сложности
При создании проекта мы столкнулись с рядом сложностей. Первая из них заключалась в том, что в России не было ещё проектов, которые гармонично объединяли бы в себе несколько форматов домов, в том числе и зеркального дома на дереве. Поэтому нам пришлось разрабатывать проект без референса, протестированного в реалиях российского региона. Идеи, которые мы воплотили в проекте, собрали с глэмпингов разных стран, которые посетил партнёр по бизнесу. И это привело к тому, что первоначальная смета выросла в разы.
Вторая сложность заключалась в непонимании ценообразования аудиторией. Мы хотели создать уникальный продукт в премиум-сегменте. Поэтому сознательно поставили цены в 17 000–20 000 рублей за сутки, что превышает среднерыночную цену в регионе. Эту проблему приходится решать объяснением аудитории, как цена формируется и что в неё входит. Это принесло плоды — с момента открытия по декабрь нас посетило 4500 человек. Однако мы всё ещё разрабатываем маркетинговую стратегию по привлечению большего количества клиентов.
Третья сложность связана со строительством. В апреле 2021 года наш глэмпинг посетили первые клиенты, которым пришлось застать строительные работы. Зимой вода замерзала в трубах и они лопались. Это привело к тому, что в гостевых домах пришлось менять коммуникации, а это небыстрый процесс.
С четвёртой сложностью сталкиваются многие предприниматели, которые занимаются строительством в природных зонах, — это экоактивисты. Наш глэмпинг расположен в роще у реки, и, когда о строительстве стало известно общественности, мы столкнулись с защитниками природы. Претензии заключались в том, что при строительстве могли пострадать деревья. Мы нашли компромисс — разработали проект, при котором не пострадало ни единое дерево на территории рощи. Поэтому через некоторые гостевые дома у нас растут сосны, что стало нашей особенностью.
Также на пилотном объекте мы поняли, что на обслуживание такого глэмпинга нам необходимо много сотрудников. У нас работает 40 человек посменно на 20 домов, а ФОТ составляет 1,5 млн в месяц. В штат входят клинеры, повара, администраторы, банщики и т. д. Сейчас перед нами стоит задача спланировать автоматизацию процессов на дальнейших объектах, чтобы сократить количество сотрудников, тем самым уменьшив наши расходы.
Советы предпринимателям
1. Вкладывайте миссию в проект. Когда предприниматель, помимо обогащения, использует свой бизнес для решения какой-либо проблемы, к нему относятся лояльнее как клиенты, так и партнёры и представители власти. Ниши, которые «полезны» для общества, всегда будут востребованными, будь то частные детские сады, которые компенсируют острую нехватку государственных объектов, или глэмпинги, которые помогают развить внутренний туризм и обеспечивать гражданам качественный отдых на природе.
2. Сотрудничайте с властями. Я убеждён, что государство — это сильный партнёр, от помощи которого отказываться не стоит. Представителей власти можно пригласить на объект, рассказать про планы, перспективы и пользу. На моей практике если бизнес отвечает инфраструктурной и экономической стратегии региона, то государство заинтересовано в его поддержке. Например, мы ведём переговоры с местными властями о совместном строительстве новой дороги до глэмпинга.
3. Совершенствуйте до тех пор, пока результат не будет удовлетворять вас. Даже создавая MVP, стоит делать не прототип со словами «дышит, и ладно», а продукт, который уже готов к масштабированию и интересен аудитории.
Фото: depositphotos.com