«Русский Robinhood». Как стартап помогает банкам и брокерам быть проще
Наш проект Simple Invest начинался как мобильное приложение для управления частными инвестициями. Сегодня мы помогаем банкам всего за три месяца запустить собственный инвестиционный сервис.
С чего всё началось
Для меня лично — с биржи Forex и детской мечты об инвестиционной компании. Для сооснователя Ярослава Грапова — с потери пары миллионов рублей на фондовом рынке.
В 2006 году нам обоим хотелось иметь возможность легко инвестировать в акции с мобильного телефона, но тогда таких приложений ещё не было.
Чтобы продукт не стал «инвестициями для хипстеров», мы провели исследование потенциальной клиентуры и выяснили, что широкая аудитория действительно сталкивается с трудностями, когда пытается инвестировать в ценные бумаги. Большинство опрошенных высказались о сложности процедуры открытия счёта, да и в многообразии инвестиционных программ разобраться не так-то просто.
Однако такие люди, как правило, уже имели депозит, они хотели зарабатывать больше и быть причастными к крупным брендам (Google, Apple и т. д.). Другие говорили об отсутствии денег, а замыкал тройку проблем, связанных со сферой инвестирования, недостаток знаний. В итоге мы сделали ставку на тех, кто уже интересовался финансовыми рынками, и начали работу.
Прототип первой версии приложения мы собрали на хакатоне Высшей школы экономики (ВШЭ). Код писал программист Сергей Куприн, сегодня он технический директор проекта. Вот только эксперты сразу разнесли нашу идею в пух и прах, сославшись на то, что в России инвестировать некому. Если верить статистике, на тот момент в стране инвестициями занимались 1–2% населения, тогда как в США — более половины. Да и в более консервативной Европе гораздо больше людей покупали акции и облигации.
Одним словом, существовал серьёзный риск, что у нас ничего не получится. Но, с другой стороны, могло быть и так, что мы открыли крайне перспективную нишу. Неслучайно родители, для чьих детей мы в своё время сделали мобильный банк Panda Money, просили нас дать им возможность размещать деньги так, чтобы те приносили более высокую доходность, чем простой депозит. К тому же мы увидели взлёт сервиса для инвестиций Robinhood в США и в итоге всё-таки решили попробовать запустить свой проект.
Как привлекали инвестиции
Поскольку личные средства мы потратили на исследование рынка и создание прототипа, без инвестора мы бы не обошлись. К тому же требовалась интеграция с брокером — недешёвый процесс. Такое партнёрство — возможность быстро запуститься, не получая собственных брокерских лицензий.
Мы прошли акселерационную программу Generation S Fintech Startups, попали в топ-10 финтех-стартапов по версии форума Finopolis 2018 и в итоге смогли привлечь более $1 млн инвестиций от Qiwi Venture и ряда частных партнёров.
Какие проблемы преодолевали
Проблем и препятствий было немало, но, на мой взгляд, нам почти всегда удавалось найти удачное решение.
Начнём с того, что Qiwi Venture, как и эксперты ВШЭ, сперва не поверила в наш проект. Тогда мы сделали мобильную игру Invest Battle и провели в ней конкурс с ценными призами. Статистика привлечения аудитории по запросу «попробуй себя в роли инвестора» оказалась хорошей, и нам удалось успешно закрыть раунд. А игра, кстати, существует до сих пор, и любой человек с её помощью может попробовать себя в роли инвестора с миллионом долларов на счету.
В брокерском бизнесе важно иметь имя, в том числе чтобы завоевать доверие первых пользователей, а у нас его не было. Наше решение — использовать имя американского сервиса Robinhood, добавив слово Russian, и, таким образом, забрать соответствующий поисковый трафик. Теперь торговая марка Simple Invest: Russian Robinhood принадлежит нам.
При запуске проекта у нас не было бюджета, чтобы сделать яркую, качественную презентацию. Но нам удалось договориться с брендом BMW и презентовать своё приложение в рамках показа новой модели автомобиля пятой серии: его концепция объединяла спорт с бизнесом, и за последний отвечали в том числе мы.
В августе 2019 года мы потеряли основного на тот момент брокера, вдобавок не получив причитавшегося вознаграждения. Пришлось судиться с ним и искать нового партнёра.
На рынке инвестиций для частных пользователей стали доминировать крупные банки со своей огромной клиентской базой. Соревноваться с ними практически бесполезно. Поэтому в какой-то момент мы перестали разрабатывать B2С-продукт и переключились на концепцию B2B.
В каком состоянии проект сейчас и как он монетизируется
Сейчас мы не ищем инвестиций, находимся на самоокупаемости и даже получаем небольшую прибыль. Впрочем, мы всегда заинтересованы в новых партнёрах и рады рассказать о себе. Наша основная стратегия сейчас — предоставлять банкам и брокерам решения для запуска мобильного приложения или веб-сервиса. Таким образом мы помогаем банкам увеличить объём продаж собственных облигаций и конвертировать часть клиентской базы в тех, кто будет пользоваться инвестиционными услугами.
Планы на будущее
Сейчас наши основные цели — найти нового брокера в России и выйти на рынок ЕС. Судя по анализу, который мы провели, там эта ниша пока не занята. Мы осознаём, что в Европе очень щепетильно относятся к защите личных данных, и делаем на это упор.
Кроме того, мы ведем с одним из российских банков переговоры на тему запуска проекта по микроинвестированию. Его суть заключается в том, что у пользователя появляется возможность регулярно перечислять проценты с покупок или кешбэк на инвестиционный счёт, чтобы со временем собрать солидный инвестиционный портфель.
Ещё одно направление — так называемые «финансовые советники»: сервис, который позволит вам задавать вопросы о тонкостях инвестирования живому человеку. Впоследствии мы хотим его автоматизировать и передать функцию искусственному интеллекту.