Претензии от Apple и грабежи. С какими трудностями можно столкнуться на рынке трейд-ин гаджетов
GreatSteve — это сервис по обмену (трейд-ин) техники Apple и Samsung. Также мы занимаемся ремонтом и продажей б/у техники с гарантией. Расскажу, почему у нас провалилась идея с выездным сервисом, как нас несколько раз грабили и какую претензию мы получили от компании Тима Кука.
Как всё начиналось
В 2017 году я комплектовал стройматериалами крупные агрохолдинги, воинские части и жилищные комплексы. Деньги в этом бизнесе были, но перспектив развития — не было. К тому же мои профессиональные умения ограничивались лишь хорошей коммуникацией с прорабами и снабженцами. В то время я физически ощущал, как начинаю деградировать, поэтому стал искать новые возможности для самореализации.
Мне приглянулась идея выездного сервиса по ремонту Apple. Решил открыть такой бизнес в Белгороде, но единственное, что мне хорошо удалось в первый год проекта, — это придумать название. Greatsteve отличалось от других схожих между собой наименований, типа «айпочинил», «аймастер», «айполомал» и т. д.
Для выездного сервиса я также выделил корпоративный автомобиль от первого бизнеса. Первых мастеров взял по рекомендации, а запчасти закупил уже по рекомендации мастеров. И в обоих случаях это было фиаско! Мастера не отличались профессионализмом, а запчасти — качеством.
Но главная проблема оказалась в том, что большинство клиентов не доверяли выездному сервису. Им было проще приехать в бизнес-центр с неудобной парковкой, навигацией и даже преодолеть пять лестничных пролётов (лифт часто не работал). И это несмотря на то, что диагностика и выезд были всегда бесплатными — даже в случае отказа от ремонта. Но это давало нам понять, в каком направлении двигаться и какие услуги развивать дальше.
Через год мы перезапустили проект: отказались от выездного сервиса, сделали ребрендинг и последовали основному закону ретейла «место, место и ещё раз место», сняли офис в самом центре города. Я закрыл свой строительный бизнес и сфокусировался на проекте.
Сейчас у нас три сервисных центра в разных городах — это Белгород, Тула и Алма-Ата.
О трудностях
За 3,5 года работы что с нами только не происходило: нас и топили, и грабили, и закрывали во время коронавирусных ограничений.
Когда мы открыли офис в Алма-Ате, то столкнулись с ограблением, причём трижды. Первая попытка произошла уже на третий день после официального открытия. В то время в офисе находилось телефонов лишь на 1,5 млн рублей. К счастью, грабитель сломал только замок и не смог открыть дверь. После первого случая мы решили заменить телефоны на муляжи. Спустя ещё какое-то время вор пробрался в офис (взломал дверь) и украл коробки с «телефонами» и 15 000 тенге (2 600 рублей). В третий раз грабителю снова не повезло, он не смог взломать дверь. После этого мы установили металлические жалюзи, и покушения прекратились.
В разгар пандемии к нам пришло письмо от юридических представителей компании Apple с претензией и угрозой денежного штрафа размером в 5 млн рублей за нарушение интеллектуальной прав. Дело в том, что мы на своём сайте и на вывеске сервисного центра в Белгороде разместили логотип и изображения техники Apple.
Мы решили разобраться. Оказывается, что такую претензию получил только наш сервис, несмотря на то что множество других неавторизованных сервисных центров в стране тоже использует логотип Apple и их никто не штрафует. Действительно, проконсультировавшись с юристом, поняли, что повод для претензии есть. Мы оперативно ликвидировали нарушения: заклеили логотип и убрали все изображения с сайта. Ответили им официальным письмом, созвонились и получили удовлетворительный ответ от компании.
Про финансовую часть
В проект я инвестировал около 10 млн рублей личных средств. Наше основное направление — трейд-ин — приносит приблизительно 400 000 рублей чистой прибыли в месяц. Сервисные центры в зависимости от города имеют разные показатели: например в Белгороде выручка по ремонту в среднем — 1 050 000 в месяц, а чистая прибыль — около 300 000.
Мы хотим увеличить годовую выручку до 1 млрд рублей к 2022 году по направлению трейд-ин и до 100 млн рублей — по ремонту (совокупно по всем филиалам).
О стратегии и планах
Мы постоянно реинвестируем прибыль в развитие, нанимаем сотрудников, тестируем гипотезы, улучшаем условия работы в филиалах.
В ближайших планах — открытие 16 сервисных центров (в 15 городах-миллионниках и Тюмени) по франшизе в формате «один город — один партнер». Для быстрого роста нам потребуется примерно 1–2 млн евро, поэтому держим связь с некоторыми фондами и частными инвесторами.
Глобальная цель — стать ведущей компанией на рынке трейд-ин и ремонту техники Apple, Samsung (планируем через время работать с Xiaomi и Huawei), а по продажам б/у техники хотим составить конкуренцию Smartprice.
Чек-лист для начинающих предпринимателей:
- полюбите свои ошибки;
- изучите основы юнит-экономики;
- тестируйте гипотезы с минимальным бюджетом, а не стройте «ракету» сразу;
- не нанимайте людей про запас;
- постоянно узнавайте лучше своего потребителя, регулярно делая custdev (тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. — Прим. «Секрета»).