Помощь ближнему. Как развивается проект для русскоязычных специалистов за рубежом на фоне волны эмиграции
В конце зимы 2022 года в России началась очередная волна эмиграции — соотечественники устремились не только в бывшие советские республики, но и в более сложные с точки зрения адаптации страны. Одна из проблем, с которой сталкиваются иммигранты из РФ за рубежом, — поиск специалистов, которые помогли бы им наладить быт на новом месте. Решить её призван наш проект Uehat.com. Расскажу, с какими сложностями мы столкнулись после запуска, сколько денег ушло на первом этапе и как мы планируем зарабатывать в будущем.
Мы запустили проект в начале февраля 2022 года для русскоязычных людей, живущих за границей, — причём не обязательно вновь прибывших, но и тех, кто уже долго живёт за рубежом. Даже через 5, 10, 20 и более лет им всё ещё нужно искать помощников под те или иные задачи, и наша платформа призвана решить эту проблему.
Чтобы найти подходящего специалиста, пользователь выбирает на сайте страну в разделе «Каталог услуг» и вводит в строку поиска ключевые слова либо открывает полный каталог услуг. Страны на главной странице сайта распределяются по принципу «чем больше помощников, тем выше указана страна». Наиболее активная база данных набирается примерно в 30 государствах, в том числе Франции, Италии, США, Литве, Германии, Армении, Греции и Грузии.
О возникновении проекта
Когда я только переехал в Словению, то столкнулся с тем, что никого там не знаю. Там без знания языка мне нужно было найти русскоязычных риелтора, преподавателя словенского и даже педагога по бальным танцам для дочери. Именно тогда ко мне и пришла идея проекта, которую подхватила остальная команда.
Сначала мы хотели создать проект по поиску иммиграционных адвокатов и релокаторов, но потом поняли, что это слишком узкое направление, и расширили возможности на поиск помощников по всем сферам жизни.
С самого начала нашей целью стало создание удобной платформы, которая отвечала бы всем требованиям потенциального пользователя. Для этого мы постепенно внедряли функции отзывов, чата с помощником, создания рейтинга, добавления специалистов в избранное, а также мобильной верификации (пользователь может подтвердить свой профиль через СМС с кодом или по технологии «обратного звонка»), призванной защитить клиентов от мошенничества.
С самого начала мы стремимся привлечь как можно больше помощников на наш ресурс, чтобы избежать «эффекта нулевой базы», и, конечно, временами сталкиваемся со сложностями.
Наши «сборщики» вручную привлекают помощников на ресурс. Каждому «выдана» страна, и он, публикуя посты в группах в соцсетях и на досках объявлений в русскоязычных СМИ, точечно обращается к специалистам и предлагает бесплатно разместить информацию о них на сайте.
Нередко в самом начале люди испытывают недоверие — зачем регистрироваться, в чём подвох, почему бесплатно? В таком случае важно работать с возражениями и доносить ценность продукта.
Кроме этого, и надо честно это признать, сейчас с трудностями сталкиваются многие русскоговорящие иммигранты за рубежом. Неважно, приехали вы только что или живёте там некоторое время.
Наш слоган: «Мы говорим по-русски», при этом сейчас русский язык для кого-то является триггером.
В то же время для кого-то он становится точкой опоры. Благодаря нашему проекту люди могут находить на новом месте помощников, говорящих с ними на одном языке. Это может сделать адаптацию гораздо более комфортной. Кроме того, после переезда человек может сам стать помощником и сохранить навыки, полученные до эмиграции.
О настоящем
Кризис по-своему способствует развитию проекта. В сложные периоды люди активно переезжают, ищут работу за рубежом, меняют образ жизни, стремятся найти для себя лучшие условия. Сейчас мы видим новую волну миграции из России, с Украины, из Белоруссии и других стран — это нам даже где-то помогает.
Динамика сейчас постоянно растёт, поскольку мигранты постепенно устраиваются и регистрируются на нашей платформе, чтобы начать зарабатывать на новом месте. С конца февраля 2022 года каждую неделю регистрируется в среднем по 200 помощников. В мае, я уверен, наш проект достигнет отметки в 2000 помощников в 45 странах.
О будущем
Мы хотим, чтобы нас ассоциировали с информацией о русскоязычных специалистах за границей и чтобы проект был первым в результатах поиска в Google по этой теме. Для этого мы будем взаимодействовать со СМИ и профильными группами в соцсетях. Плюс нас уже рекомендуют наши собственные пользователи, заработавшие деньги с помощью ресурса.
В будущем мы хотим сделать проект коммерческим. Пока любой помощник может разместить свою анкету на сайте бесплатно, но, как только специалистов на портале станет достаточно много — это примерно 15 000 помощников в 85–95 странах мира, мы планируем внедрить платную подписку, а также дополнительные возможности для рекламы услуг на нашем ресурсе.
Например, можно будет сделать своё объявление более заметным: выделить цветом, расширить географию показа, добавить ссылку на личный гайд специалиста и так далее.
О деньгах
Постоянная часть команды — восемь человек, проживающих в США, России, на Украине, в Коста-Рике, Словении — получает $700–3000 в месяц (источник финансирования в команде не разгласили. — Прим. «Секрета»). Также есть люди, помогающие время от времени, — часто это реальное волонтёрство и желание сделать вклад в продукт. Лично я уже потратил около €25 000 на разработку, систему верификации, дизайн, контент и прочее. Это стандартный прайс на запуск «скелета». Если бы волонтёров не было, сумма получилась бы заметно выше.
В будущем мы будем масштабироваться и, скорее всего, привлекать венчурного инвестора. Продвижение требует больших затрат, и, если мы хотим, чтобы о нас узнали в самых разных уголках планеты, это просто необходимо. Пока мы ни с кем не связывались по этому поводу.
Советы предпринимателям
Не бояться. Поверьте, если продукт нужный — никакой кризис не сможет его уничтожить. Мы рискнули и создали полезный проект, который смог пережить ковидный кризис (старт разработки состоялся в мае 2021 года) и стал только ценнее для русскоязычного комьюнити за рубежом в условиях нынешней политической и экономической нестабильности.
Тщательно набирать команду. Любой продукт делают люди, поэтому очень важно, чтобы команда по-настоящему верила в то, что она делает. Если такого нет — ничего не получится.
Думать об удобстве. Мы потратили время и силы на создание чатов, телефонной верификации, системы отзывов, рубрикатора и других опций. В XXI веке люди не хотят тратить время на изучение продукта и поиск информации. Использование должно быть максимально удобным — только так они сделают выбор в вашу пользу.
Прогнозировать масштаб. Наша масштабируемость — это количество помощников и их география. Чем больше помощников и стран, тем больше клиентов. В связи с этим мы сразу решили — у нас должны быть все страны. Мы не отказываемся, например, от Чили, Сингапура или Уругвая, где не так много русскоговорящих. Ведь они там есть, а значит, нашему проекту есть куда расти.
Верить в будущую монетизацию. У вашего проекта должен быть потенциал для монетизации. Вспомните Марка Цукерберга. Долгое время в Facebook, пока сайт ещё набирал популярность, не было рекламы, и проект финансировали инвесторы. После появления рекламных возможностей проект сразу вышел на колоссальную прибыль. Мы мыслим аналогично — сейчас собираем как можно больше подписчиков и улучшаем продукт, а после начнём монетизироваться.
Юридически обезопасить проект. Наш проект защищён от санкций — мы работаем через европейские банки. Если вы делаете стартап сейчас и понимаете, что ваш основной покупатель тоже находится за рубежом, лучше сделать так, чтобы проект существовал в американской или европейской юрисдикции.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Unsplash License