Показать всё, что скрыто. Что такое прозрачный бизнес и зачем он нужен компаниям
Прозрачный бизнес – это система работы с клиентом, при котором он не просто получает готовый продукт, а видит все внутренние процессы выполнения заказа в режиме реального времени и даже участвует в процессе. Он может вмешиваться на каких-то этапах, вносить свои предложения и получать быстрые ответы на свои вопросы. Вроде звучит просто, но мало кто понимает, как внедрить эту систему и заставить ее по-настоящему работать. Попробуем разобраться.
Предприниматели всегда заинтересованы в том, чтобы улучшать коммуникацию с клиентами, а прозрачность влияет именно на это – делает клиента ближе к бизнесу, лояльнее к продуктам и услугам, терпимее к ошибкам.
Такой подход распространен в b2c-компаниях – ресторанах, автомастерских, фермах, производствах напитков или косметики. Каждая компания, внедряющая прозрачность, делает это по-разному, ориентируясь на свою готовность открывать внутренние процессы для клиентов.
Ресторанный бизнес чаще всего реализует принцип «открытой кухни» – это когда, например например, на каждой кухне установлены веб-камеры, транслирующие процесс приготовления онлайн. В сфере пищевой промышленности широко распространены экскурсии на производство. В Москве проходит «День без турникетов» – когда инновационные компании города проводят экскурсии и мастер-классы для гостей.
Но что мешает открываться компаниям в сферах, где объём и сложность работы над конечным продуктом значительно более неочевидны для клиентов? Ничего не мешает, подумал я и решил в 2019 году сделать процессы своей компании полностью прозрачными для клиентов.
Что вышло в итоге
Моя компания «Дорианс» занимается проектно-изыскательскими работами – чертежами для строительства. Это сложный, дорогостоящий и длительный процесс, который может стоить от нескольких сотен тысяч до миллионов рублей и длиться от полугода до нескольких лет. При этом традиционно компания и заказчик плотно коммуницируют только на двух этапах: в начале, когда ставятся задачи и перечисляются деньги, и в конце, когда появляется результат – готовый чертёж.
Всё остальное время внутренняя кухня исполнителей полностью закрыта. Заказчики начинают волноваться: идёт ли работа? Качественно ли её делают? Стоит ли она тех денег, которые заплатили?
В такой ситуации стоит один раз не ответить на звонок, не предупредить о задержке, не объяснить изменения – и даже если в конце клиенту предоставят идеальную документацию, он всё равно может остаться недоволен. Результат есть, а удовлетворения от него нет – соответственно, второй раз к компании уже не пойдут и советовать её не будут. А ведь «сарафанное радио» – один из главных источников новых заказов во многих сферах, и терять его нельзя ни в коем случае.
Эту проблему мы и решили, полностью открыв все свои процессы для клиентов.
- Клиент получает регулярные уведомления о каждом этапе проделанной работы с помощью смс, e-mail, голосового информирования с использованием любого удобного для него мессенджера.
- Клиенту обеспечен постоянный доступ к облачному хранилищу, в котором хранятся рабочие файлы в редактируемом формате. При этом доступ к ним есть только у него и у нас.
- Клиент получает доступ в рабочий чат компании, где идёт переписка по его проекту, и может в любой момент сам высказать свои замечания и предложить новые идеи.
- Клиент получает доступ в систему с графическими бизнес-процессами хода выполнения его проекта.
- В офисах установлены видеокамеры со звуком, чтобы посетители нашего могли наблюдать работу всех сотрудников в режиме реального времени. Камера есть даже в кабинете генерального директора.
Как отреагировали клиенты
- Конверсия из лидов в клиенты выросла с 15% в 2019 году до 22% в 2021.
- 2020 год, несмотря на пандемию, мы закончили с выручкой на 35% выше, чем в 2019 году.
- Посещаемость сайта, где ведётся трансляция из офиса, увеличилась в 8 раз по сравнению с 2020 годом.
Дав клиенту возможность интегрироваться в среду своего проекта, мы сняли все возражения, которые могли бы возникнуть перед началом работы или в ее процессе.
Потенциальный клиент хочет убедиться, что мы реально существующая компания и у нас в штате есть специалисты? Я могу прямо на встрече открыть сайт и показать своих сотрудников, занятых работой.
Клиент не понимает, на каком этапе находится его проект и откуда взялась задержка? Мы присылаем уведомления о каждом, даже самом маленьком этапе, чтобы клиент понимал, что сейчас происходит. Поскольку мы согласовываем часть документации с государственными органами, задержки возникают часто, главное – вовремя о них предупреждать.
Советы
Мы стали полностью прозрачными для клиентов 2 года назад, и за это время у нас накопился опыт, который можно переложить на любой бизнес в любой сфере.
Перед тем как открываться для своих клиентов, нужно убедиться, что ваши внутренние процессы выстроены. Лучше не показывать совсем ничего, чем показывать беспорядок, горящие дедлайны и сотрудников, вслух ругающих начальство и клиентов.
После введения прозрачности скрывать ошибки и недочёты станет невозможно, поэтому сделайте принцип честности главным в своей работе. Не обещайте клиентам решения невыполнимых задач в нереальные сроки, правдиво сообщайте обо всех трудностях.
Контент, который вы транслируете для клиентов, должен быть привлекательным не только содержательно, но и визуально: держите офис в чистоте, следите за дресс-кодом сотрудников, не допускайте ругани.
Будьте готовы к трудностям с подчинёнными: не все согласятся работать «в прямом эфире». После того как мы ввели прозрачное проектирование на предприятии, от нас ушло несколько сотрудников. Впрочем, у этого есть даже плюсы: так отсеиваются прокрастинаторы и остаются только те, кто настроен на честную продуктивную работу, кому нечего скрывать ни от вас, ни от клиентов.
Какие технологии понадобятся?
Если вам кажется, что для внедрения прозрачности нужны какие-то сложные технологии, то это заблуждение. Ориентируйтесь на специфику своего бизнеса и имеющиеся ресурсы.
- Облачные технологии позволяют делиться файлами с любым человеком.
- Общаться с клиентом можно в любом мессенджере. Позвольте ему самому выбрать наиболее удобный – это будет дополнительным плюсом к удовлетворённости от сотрудничества.
- Для организации процессов выбирайте то, что удобнее вам.
- Поставить камеры в офисе и транслировать происходящее на сайт не так сложно. Пандемия сделала такое постоянное нахождение в онлайне абсолютной нормой.
Фото: depositphotos.com