Не надо так делать. Как провести вебинар и не облажаться

17 июня в 20:15
История пользователя

Свой первый вебинар я провела в 2009 году, когда основала онлайн-платформу для трейдинга. На тот момент это был непривычный формат: никто подробно не знал, как правильно или, наоборот, неправильно проводить такие конференции. Техническое обеспечение также оставляло желать лучшего, а публика только начинала познавать реалии онлайн-встреч.

Статью прислал наш читатель
Валентина Дрофа
основатель и СЕО Drofa Communication Agency
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Сейчас же наблюдается всплеск интереса к онлайн-мероприятиям различных типов. С марта этого года очень многие компании перевели встречи со своими клиентами в онлайн-формат. Следуя этому тренду, мы решили провести серию вебинаров для наших клиентов, находящихся по всему миру.

Наши сотрудники стали проводить первые вебинары, но, как можно было ожидать, не все пошло гладко. Я выделила главные ошибки, с которыми можно столкнуться при подготовке и проведении вебинаров.

Ошибка 1. Онлайн намного проще, чем офлайн

Это первая и самая распространённая ошибка. Проводить выступления онлайн намного сложнее. В чём причина? В ограниченных возможностях взаимодействия спикера с аудиторией. Вы не видите слушателей, а они, в свою очередь, видят и слышат вас далеко не всегда на технически качественном уровне.

Использовать те же инструменты, что и на очном выступлении, — зрительный и эмоциональный контакт, физическое взаимодействие — здесь не получится. А значит, и понимания, насколько заинтересованно вас слушают, у вас не будет. У вас есть только камера, экран компьютера, ваша презентация и некие никнеймы, которые пишут вам в чате — а может, и не пишут.

Так и получилось у одного из наших менеджеров. Было ощущение, что он ведёт онлайн-лекцию — все 45 минут вебинара прошли без остановки на одном дыхании. В результате — взаимодействия с аудиторией ноль, а был ли к рассказу интерес, так и осталось неясно. Не делайте так — тренируйтесь! Расскажите свой первый вебинар коллегам, друзьям, семье. А лучше запишите его на видео и потом просмотрите — наверняка найдёте что-то, что вам захочется переделать.

Ошибка 2. Волнение и все его последствия

Вторая ошибка вытекает из первой. Выступлений без волнения не бывает — и без тщательной подготовки и тренировок справиться с ним не получится. Без подготовки вы можете получить: бегающие глаза, постоянное желание поправить одежду или прическу, запинки в речи, так и лезущие на язык слова-паразиты и много всего прочего.

Я, например, всегда очень волнуюсь. Несмотря на 10 лет выступлений перед разными аудиториями — большими и маленькими, — перед клиентами или своей командой, мне всегда не по себе. И здесь работают только опыт и тренировки. Если вы ни разу не проводили вебинар, то вам абсолютно необходимо репетировать! Также посетите несколько вебинаров в роли слушателя — отметьте, что в их проведении вам нравится, а что нет.

Наш PR-менеджер репетировал на коллегах, проводя онлайн-выступления каждую неделю. На четвёртый раз он провёл почти идеальный вебинар — всё благодаря обычной тренировке.

Ошибка 3. Вебинар «говорящая голова»

Многие считают, что присутствие спикера и презентация — это всё, что нужно, чтобы провести вебинар. При этом на саму презентацию делают значительный упор, перегружая её большим количеством информации. На выходе мы имеем спикера, который банально читает со слайдов. Не очень привлекает, согласитесь?

Да, онлайн-выступление не даёт широких возможностей для коммуникации со слушателями, но всё же они есть.

Первое — пригласите эксперта. Например, если вебинар про выход на новый рынок — пригласите специалиста по региону, который может поделиться актуальной информацией и примерами из практики.

Второе — используйте презентацию для иллюстрации своих тезисов. Выводите на слайды не всё подряд, а только самую важную информацию. Используете графики, диаграммы, схемы. Помните — вы должны рассказывать, а не читать с листа.

Третье — используйте видео и забавные картинки. Если вы планируете вебинар, в рамках которого уместно шутить, — шутите. Уместно показать видео — показывайте.

Фото: СС0

Ошибка 4. Я сам

Очень распространено заблуждение, что для проведения вебинара имеет значение только спикер. В реальности всё совершенно не так. Чтобы вебинар был качественным, его должна делать команда — как минимум два-три человека. Во-первых, модератор и технический помощник. В целом обе эти позиции может занимать один человек, который согласовывает все детали по проведению вебинара, включая вопросы, поступающие вам в чат.

Однажды я была свидетелем того, как спикер одной известной финансовой компании рассказывал про инвестиционный портфель — как выстрелили/просели акции, как сработал тот или иной инструмент. В этот момент в чат стали поступать провокационные вопросы в отношении финансового продукта, критика методов инвестиций и прямые оскорбления. Это делал представитель конкурирующей компании. Как раз для этого и нужен модератор — чтобы избежать таких неприятных случаев.

Во-вторых — необходим копирайтер или просто ваш коллега, с которым вы можете придумать ряд вопросов. Зачем заранее составлять вопросы? Отвечу ниже.

Ошибка 5. Отсутствие обратной связи

Точнее — что вы сделали для того, чтобы появилась обратная связь? Распространённая ситуация — вебинар идёт 30–45 минут, спикер каждые 10–15 минут обращается к аудитории, задаёт интересные вопросы, спрашивает мнения слушателей — всё по правилам. И слушатели на них отвечают, демонстрируя свою заинтересованность. Казалось бы, всё проходит отлично, но, когда спикер говорит в конце вебинара стандартное «А сейчас я отвечу на ваши вопросы», чат молчит — вопросов нет.

Именно для таких случаев у вас должны быть заранее подготовленные вопросы, которые вам помог составить коллега, друг, копирайтер или знакомый журналист. Эти вопросы на тот случай, если таковых не будет у аудитории. Поручите задать вопросы кому-то из вашей команды. Молчания в чате быть не должно.

Ошибка 6. Кошка в кадре

Кажется уже банальностью, но, к сожалению, спикеры продолжают не обращать должного внимания на то, что находится у них за спиной. Я помню, как самые первые вебинары спикеры проводили, где придётся. Один из них, например, был в гардеробе — по крайней мере, наличие вещей, которые были развешаны на спинке стула и на двери, говорило именно об этом. Лично у меня была история, когда во время вебинара за моей спиной всё время ходил мой кот — это очень веселило аудиторию.

Не забывайте о фоне. Желательно, чтобы за вами была нейтральная обстановка — без домашних животных, разбросанной одежды или постельного белья. Думаю, что такие случаи уже настолько привычны, что превратились в шутку, которую рассказывают в одной и той же компании в пятый раз: не смешно, но приходится натужно улыбаться.

Ошибка 7. В пиджаке и пижамных штанах

Ещё одна шутка, которая ходит по просторам интернета. Опять же — не смешно, когда сталкиваешься с этим в реальности. Внешний вид очень важен. На вебинаре вас, может, и не видят полностью, но чувствовать вас могут.

Если это рабочий вебинар, то выглядите соответствующе. Оденьтесь так, как будто вы вживую выступаете перед аудиторией. Приведите себя в порядок. Часы, костюм, туфли, прическа. Для женщин привычные кольца, маникюр, укладка, макияж. Картинки, когда верх у вас рабочий, а низ — пижама, довольно забавны, но должны остаться только в мемах. Внешний вид настраивает вас на нужный лад. И то же самое относится к людям, которые пришли, чтобы вас послушать.

Фото: СС0

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе