secretmag.ru
Опубликовано 17 июня 2020, 20:00

Навыки для выживания. Какие компетенции будут востребованы в 2020 году

Руководительница направления Soft Skills в «Нетологии»

Глобальные вызовы отсеивают тех, кто не готов учиться и меняться. По результатам нашего опроса важными для профессионального роста становятся ораторское искусство, креативное мышление, умение управлять конфликтами и бизнес-процессами — навыки, которые нельзя получить в университете или на курсах повышения квалификации. Чему стоит научиться бизнесменам и простым работникам в первую очередь, чтобы остаться на плаву в 2020 году, прокачать свои навыки и не растерять коллектив?

 Навыки для выживания. Какие компетенции будут востребованы в 2020 году

Фасилитация

При обычном стиле управления — директивном — руководитель ставит задачи сотрудникам «сверху» и ожидает их выполнения. Фасилитация же предполагает активное участие руководителя в решении поставленных задач, выстраивании сценария процесса, модерировании, что особенно важно при удалённой работе.

Фасилитация необходима при проведении встреч с участием большого числа человек. Очные встречи гораздо легче контролировать, чем на удалёнке. Во время совещаний фасилитатор направляет беседу в нужное русло, задаёт темп дискуссии, предупреждает конфликтные ситуации до их возникновения и в конце беседы подводит итог: формулирует решение актуальной задачи, приемлемое для всех членов команды.

В онлайне тоже можно фасилитировать рабочие процессы — здесь действуют те же принципы, что и в офлайне. Поиск решений в команде облегчают сервисы для командной работы (например, Miro), где можно строить майнд-карты, генерировать идеи. Но чтобы это было эффективно, руководителю нужно чувствовать энергию и настроение в команде, поддерживать позитивный настрой.

Сейчас фасилитация становится отдельной профессией. Её основы можно усвоить на тренингах или из бизнес-литературы, а попрактиковаться в применении базовых навыков — на внутренних встречах:

  • Заявите повестку и следите за тем, чтобы никто не от неё отклонялся.
  • Введите правило: мнения высказываются по очереди. К примеру, в Zoom можно отправить эмодзи, чтобы взять слово. Показывайте жестами, что видите желающих высказаться, и обязательно предоставляйте им эту возможность.
  • Фиксируйте ключевые тезисы.
  • В конце подведите итог, выявите решение, составьте план действий, назначьте ответственных.

Коммуникативные навыки

Качество коммуникации, особенно при дистанционной работе, влияет на всех сотрудников компании. Если не отработать невысказанные возражения и не вдохновить других, есть риск потерять тот результат, на который вы рассчитывали. Вот какие советы могут помочь.

Перестаньте переносить свои шаблоны восприятия на других. Все люди разные, поэтому важно уточнять, верно ли вас поняли в той или иной ситуации. Чтобы синхронизировать видение каждого, составляйте краткое резюме каждого блока обсуждений на встречах и озвучивайте его всем участникам.

Развивайте навык слушания: не просто молчать, а реагировать и строить ответы, опираясь на сказанное собеседником.

Не допускайте манипуляций в коммуникации. Придерживайтесь чёткой позиции. Внутренняя уверенность позволит быстрее достичь результата. Заранее обозначьте цель общения и определите, какие задачи вы хотите решить. Вы должны построить таймлайн всего процесса. Если вы не учли какой-то из пунктов, то вашему оппоненту будет гораздо легче «продвинуть» свою точку зрения. Перед тем как дать ответ, проанализируйте, насколько предложение оппонента соотносится с вашей целью.

Заранее изучите утверждения, которые могут поставить вас в тупик. У каждого человека есть такой набор уязвимых точек: кто-то боится выглядеть плохим или виноватым. Зная свои слабые точки, вы легко сможете распознать манипуляцию и проигнорировать её.

 Навыки для выживания. Какие компетенции будут востребованы в 2020 году

Менторинг

В кризис приходится осваивать новые задачи, и не все способны быстро расширять арсенал навыков — именно в таких ситуациях помогает ментор. Его задача — дать ощущение безопасной среды развития, не вмешиваться в процессы, а только направлять, обращая внимание на специфику конкретных задач и возможные трудности.

Менторство в условиях нестабильного рынка приобрело ещё большее значение. Когда сотрудники сидят не рядом, гораздо сложнее контролировать выполнение задач, эмоциональное состояние, а также мотивировать на работу.

Алгоритм менторинга поможет не только сохранять хороший контакт с сотрудниками, но и контролировать процесс выполнения задач, соблюдать дедлайны:

  • Погрузитесь в пул задач подопечного. Оценка уже достигнутых результатов поможет понять его сильные стороны и составить карту развития сотрудника.
  • Придите к общему видению результата. Важно обсудить, когда задачу можно считать выполненной, обозначить промежуточные точки контроля.
  • Предложите сотруднику составить план решения задачи. Если сотруднику трудно, расскажите, как бы эту задачу решали вы, но не настаивайте.
  • Делегируйте сотруднику задачу с пометкой, что в случае трудностей он всегда может обратиться к вам за советом.
  • Обсудите на точках контроля пройденный путь. Не упускайте эмоциональную составляющую: говорите об инсайтах и приобретённых навыках.

Эмоциональный интеллект

За 58% успеха в любой профессиональной деятельности отвечает именно эмоциональный интеллект. Таковы данные исследования TalentSmart. Сейчас, когда люди морально истощены самоизоляцией, чувствовать эмоциональное состояние сотрудника или оппонента на переговорах особенно важно.

Первый шаг к пониманию окружающих — это осознание своих собственных чувств. В этом поможет дневник эмоций: записывайте в него все чувства, которые вы испытываете. Если гамма ваших эмоций широка, приступите к следующем шагу: начните отслеживать их внешние проявления.

Завершающие этапы — разбор психологических причин тех или иных чувств, управление ими. Выявить свои слабые стороны также поможет Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT). Тест покажет, насколько хорошо вы «читаете» других людей, предсказываете их реакцию, умеете задать правильное эмоциональное состояние для решения проблем.

Каждый из перечисленных навыков должен отрабатываться на практике, поэтому главный мой совет: старайтесь больше общаться и взаимодействовать с коллегами, партнёрами и клиентами, особенно на удалёнке, чтобы скорее привыкнуть к новой реальности и не упасть духом.

Фото: СС0