Опубликовано 21 июня 2021, 17:44
6 мин.

Корейцы, Билли Айлиш и нулевые. История российского стартапа, за три года прыгнувшего до ежемесячной выручки в $2 млн

Сооснователь Prequel

Prequel — мобильное приложение для креативной обработки фото и видео, созданное командой программистов и художников. Мы запустились в 2018 году, а сейчас у приложения 60 млн установок на iOS и Android. Мы растём по экспоненте — сейчас наша ежемесячная выручка составляет $2 млн. Что помогло нам к этому прийти?

Корейцы, Билли Айлиш и нулевые. История российского стартапа, за три года прыгнувшего до ежемесячной выручки в $2 млн

Начало

Всё и всегда начинается с людей, так и началась история Prequel.

В 2012 году я познакомился с Сержем Алисеенко, инвестором и совладельцем нескольких компаний в сфере мобильных приложений и игр. Спустя четыре года мы основали совместную компанию AiAr Labs, где в течение года занимались разработкой приложений с дополненной реальностью.

У нас было несколько продуктов на стадии бета-тестирования. Проверяли разные направления: AR и приложения с трекером лица через нейронные сети. В конце концов поняли, что перспективнее всего сменить вектор на мобильный сегмент и развивать приложение в сфере фото- и видеообработки. Это осознание пришло к нам в 2018 году во время бума инстаблогинга.

На тот момент рынок приложений по кастомизации визуального контента не был перенасыщен. К сожалению, но, возможно, к счастью для нас, его игроки не принимали во внимание все запросы растущего количества креаторов. Людям хотелось создавать большое количество уникального контента, поэтому требовался продукт на грани функционала нескольких приложений: эффекты, фильтры, ручная настройка и для статики, и для моушен-формата (оживление статического изображения) с сохранением качества. Стало понятно, что мы и есть те, кто готов предложить аудитории нужный инструмент — приложение по обработке изображений с помощью нейросетей.

На базе наших уже наработанных технологий буквально за полгода мы собрали первую версию приложения, и уже через несколько месяцев вышла полноценная версия Prequel для iOS.

Мы начинали с наложения фильтров, эффектов при запуске камеры и постобработке и постепенно развивали и совершенствовали наш продукт.

На первом этапе разработки приложения мы тестировали много гипотез при использовании основной камеры и фронтальной, также проводили эксперименты с масками. У нас были эффекты, связанные с трекингом лица, поэтому на фоне чемпионата мира по футболу мы сделали маски для разных стран.

Переломным стал момент, когда мы начали тестировать абсолютно разные варианты обработки и проводить кампании с новыми креативами. Так, в числе первых появились ретроэффекты, которые деликатно снижали качество фотографии, добавляя несовершенств, аутентичности и антуражности. Чтобы добиться максимального сходства с аналоговыми фото и видео мы рассматривали контент 20–30-летней давности, проводили эксперименты над плёнкой и изучали физические причины появления визуальных дефектов старой видеотехники. Над многими эффектами наша команда работала по полгода. За всем этим стоит серьёзная математика, программирование, компьютерное зрение, нейронные сети. Так, к середине августа 2018 года приложение стало таким, какое оно есть сейчас.

В запуск и раскрутку нашего приложения мы инвестировали в общей сумме $3 млн личных средств.

Начиная этот проект, мы понимали, что хотя сумма достаточно внушительная, она окупится. Так и вышло. На данный момент ежемесячная выручка составляет около $2 млн. Деньги мы направляем не только в разработку приложения, но и в продвижение на разных каналах, чтобы привлекать органический трафик. Расходы на раскрутку составляют 30% от всех трат компании.

Про монетизацию

Если провести грамотную работу по привлечению пользователей, поработать с популяризацией и в целом грамотно зайти на рынок, со временем подписок на приложение будет становиться больше, монетизация будет расти (правда, и комиссия в App Store). Как вышло у нас?

Наши пользователи были готовы оплачивать подписку ради реализации своих потребностей. Не в последнюю очередь этому способствовала система платежей, предоставляемая самим App Store (удобная система оплаты и работы с возвратами). Компаниям предоставляются автоматизированные инструменты, которые берут на себя рутинную работу с транзакциями, контролем, обработкой и отслеживанием возражений и запросов. Также на руку оказалась автоматическая конвертация ценников для регионов. Нам не нужно выставлять стоимость подписки отдельно для каждой страны, так как она рассчитывается динамически.

При этом Apple удерживает довольно большую комиссию — 30%, если покупатели пользуются приложением менее года (в нашем случае с $2 млн ежемесячной выручки Apple забирает $600 000).

После года использования комиссия снижается до 15%. Таким образом, бюджет на зарплаты, поддержку продукта и его продвижение рассчитывается с оставшейся суммы.

Ключевой момент во взаимодействии с платформой — продолжать развиваться и предлагать пользователю качественное постпродажное обслуживание и своевременные обновления (иначе он потеряет интерес к приложению). Не нужно пытаться продвигать один лишь продукт — нужно продвигать именно сервис. Отчасти и по этой причине в нашем приложении часть функций предлагается бесплатно.

Про аналитику

Наше приложение базируется не только на технологиях, но и на аналитике потребительского поведения. В работе мы применяем различные методы отслеживания и анализа трендов, как количественные, так и качественные.

  • При количественной оценке мы в том числе пользуемся системами мониторинга рынка и конкурентов, которые предоставляют доступ к синдикативным исследованиям (их проводят исследовательские компании по собственной инициативе; обычно результаты в кратком формате находятся в открытом доступе, а вот за полную версию придётся заплатить. — Прим. "Секрета"). Такие системы предлагают широкий пул возможностей для автоматизации исследовательских процессов, к чему мы прибегаем.

  • Помимо этого, мы анализируем поведение креаторов в Сети: какой контент они производят, что им нравится и какие вопросы, социальные и творческие, на повестке дня.

Мы проводим много исследований предпочтений пользователей, руководствуясь в том числе собственным чутьём. Так, мы обратили внимание на то, что потихоньку в медиапространстве начали встречаться отголоски 2000-х. Следуя за этой тенденцией, мы добавили в наш мобильный фоторедактор стилистику нулевых (постеры, коллажи, фильтры в стиле ретродневников). Для молодого поколения это в новинку, они не видели начало века своими глазами, для них это не момент ностальгии, но при этом что-то очень необычное. В то же время миллениалы узнали что-то родное.

Про звёзд

Первый пик установок нашего приложения произошёл после того, как фото корейской поп-группы BTS с вручения Grammy, обработанное в Prequel, появилось в соцсетях её комьюнити и самой группы. В США одной из первых селебрити, которая обрабатывала свой контент нашим приложением, была Ариана Гранде. После чего наши эффекты были замечены в соцсетях Ким Кардашьян, Билли Айлиш, Милли Бобби Браун и Беллы Хадид.

Про пандемию

Самым волнительным поворотом развития приложения стал период пандемии: у нас ускорился прирост подписчиков (на 60% по всему миру), показатель MAU (monthly active users) бизнеса вырос в 5,7 раза, а ежемесячная выручка достигла $2 млн. Отчасти этому способствовало и то, что в июне 2020 года мы выпустили приложение для Android.

Про вызовы

  • Технологии

Вызов, с которым мы сталкивались и продолжаем сталкиваться по сей день — борьба технического характера. Например, адаптация интерфейса приложения и всех наших художественных задумок под механизмы андроида. Сложность в том, что эту операционную систему поддерживают устройства разных производителей с нестандартными экранами, а это увеличивает объёмы перепрограммирования со структурными вариациями.

  • Китай

Как известно, у популярности есть и обратная сторона. В нашем случае это недобросовестные китайские конкуренты. В КНР у многих компаний большие профессиональные ресурсы (программисты и маркетологи), и им не составляет труда быстро копировать продукты и выводить их на рынок. Зачем им разрабатывать идею, когда можно взять чужую? Быстро собрали аналог, повисели полгода, сделали деньги — и всё.

Про планы

Сегодня наша задача — развивать искусственный интеллект так, чтобы пользователь не тратил время на поиск вдохновения и обработку контента. Мы хотим снять нагрузку с пользователей и переложить её на технологии.

Главный совет, который хочется дать, — это всегда оставаться честным с самим собой, не бояться транслировать своё видение, дерзать и творить.

Фото: Prequel