secretmag.ru
Опубликовано 19 мая 2020, 21:02

Как российская компания помогает малому и среднему бизнесу управлять жизненным циклом продукта

Компании малого и среднего бизнеса во время разработки и производства продукции сталкиваются абсолютно с теми же проблемами, что и гиганты, но огромных денег на разработку и внедрение систем управления жизненным циклом продукта (PLM) у них нет. Мы хотели исправить это — и дать рынку простую и недорогую систему.

Как российская компания помогает малому и среднему бизнесу управлять жизненным циклом продукта

Connective PLM — полноценная среда для разработки высокотехнологичной продукции. Мы помогаем цифровизировать производство: выявить те области бизнеса, в которых технологии помогут сократить издержки и повысить качество выпускаемой продукции.

С чего всё началось

Я десять лет развивал финскую компанию-интегратор IDEAL PLM в России, был генеральным директором представительства. В 2019 году мы заключили сделку о выкупе российской части бизнеса. С того времени и начался проект перевода бизнеса в новый формат — упор на стандартизированные решения с быстрым развёртыванием, доступные для любых производственных компаний.

Изначально перед нами стояла задача дать бизнесу набор инструментов и процессов, которые бы позволили разрабатывать продукцию онлайн без использования бумаги и прочих анахронизмов — и нам это удалось.

В итоге мы создали систему, которую может себе позволить абсолютно любая производственная компания. И, на мой взгляд, это абсолютно естественное развитие рынка. Когда-то для использования электронной почты в компании нужно было развернуть собственный сервер. Телефония была на базе стационарных АТС, нужен был штат телефонистов — сегодня же большинство компаний работают на виртуальных АТС. Пришло время, чтобы и системы проектирования, и разработки стали проще и дешевле.

Как работает проект

Конечно, сама концепция управления жизненным циклом не нова: подобные системы внедряют в крупных компаниях, например, в авиационной и оборонной промышленности, в автопроме. Но это стоит огромных денег: для крупных компаний внедрение управления жизненным циклом может начинаться от 50 млн рублей и может доходить до миллиарда.

У малого и среднего бизнеса нет таких средств. Значит, нужно переходить на модель, при которой рабочая среда предоставляется по подписке: не нужно покупать программное обеспечение или платить за сервер, можно сесть и начать работать.

Мы хотели дать предприятию доступ к современным средствам 3D-проектирования и управлению жизненным циклом за 10 000 рублей в месяц на разработчика. Спустя полтора года после запуска проекта нам удалось достигнуть суммы в 15 000 рублей, но мы продолжаем оптимизацию и скоро сможем снизить её до необходимой величины.

Как можно держать такую цену? В работе системы мы используем только проверенные компоненты Siemens. Это был осознанный выбор. Собственная разработка критических компонентов всегда негативно влияет на качество, а это недопустимо.

С какими трудностями столкнулись

Сначала мы хотели сделать решение в классической серверной конфигурации, но руководитель проекта и команда так и не смогли сдвинуться с мёртвой точки.

Потратили на это какое-то время. Потом сделали ставку на облако — тогда этот тренд как раз начал набирать обороты, однако заводы ещё боялись передавать данные на какие-то непонятные сторонние серверы. Но мы решили рискнуть, потому что многие сервисы уже мигрировали в облака. За помощью обратились в «Яндекс». На момент старта проекта сервис «Яндекс.Облако» тоже только стартовал. Наши команды отлично сработались.

Но проблема была и в том, что некоторые базовые технологии были не готовы к облачной работе. Покупные программные компоненты работали совсем не так, как было обещано. Поэтому нам пришлось затратить ещё два квартала для полировки, пока результат нас не удовлетворил.

Кроме того, было непросто свести финансовую модель: нужно было рассчитать лицензионные платежи и схему монетизации сервиса так, чтобы он был доступен для любой компании, но при этом прибылен для нас. Сегодня одно рабочее место по подписке стоит от 5000 рублей на разработчика в месяц.

Текущее состояние проекта

Сегодня проект уже протестирован на пяти заказчиках. Прошлый год мы закончили с хорошими результатами — рост составил 70% по сравнению с 2018 годом. В первом квартале 2020-го была некоторая просадка, связанная с опасением бизнеса относительно будущего. Но апрель начался хорошо.

В условиях карантина и самоизоляции, когда многие заводы останавливаются и прекращают свои разработки, наши клиенты просто пересели за домашние компьютеры и продолжили работу. Кроме того, мы уже получили новых заказчиков, а с некоторыми сейчас на этапе заключения договора.

Про деньги

Инвестиции мы брали от второй компании группы, которая внедряет PLM по классическим канонам — с серверами, кастомной архитектурой и прочими атрибутами. Деньги со стороны не привлекали.

По итогам 2019 года мы заработали 240 млн по двум юридическим лицам группы компаний, с учётом выкупа IDEAL PLM. Прибыль — около 10%.

О планах

В планах — дальнейший рост на российском рынке. За рубеж тоже пойдём, но не в ближайшее время. Для масштабирования бизнеса нужно отполировать финансовую модель, чем мы сейчас и занимаемся.

Ещё хотим заняться образованием рынка — за годы работы с классическими PLM-проектами мы поняли, что распространение современных методов подготовки производства сильно ограничивает нынешний уровень образования. Современные вузы выпускают менеджеров, которые готовы работать на заводах 80-х годов, и исключений немного. Поэтому мы хотим вкладываться в обучение менеджмента предприятий — это выгодно всем сторонам.