Как российский стартап заработал на облачных платежах полмиллиарда рублей и заинтересовал Тинькова

30 марта в 21:44
История пользователя

CloudPayments — это платежный сервис для интернет-магазинов, бизнеса, микрофинансовых организаций и благотворительных фондов.

Статью прислал наш читатель
Дмитрий Спиридонов
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

С чего всё началось

Проект появился в апреле 2014 года. Мы основали стартап вместе с Константином Яном и расценивали его как хобби, которое может принести дополнительный доход.

С интернет-эквайрингом тогда всё было довольно грустно. Все оплаты проходили через редирект: нажимаешь кнопку «Оплатить» и попадаешь на сайт банка или платёжной системы.

Подключиться к системе тоже было сложно: несколько месяцев уходило на сбор документов, согласование и заключение договора, потом приходилось ждать, пока интегрируют платёжную форму. Для бизнеса это было не слишком удобно.

Рынку нужен был лёгкий и высокотехнологичный инструмент для интеграции онлайн-платежей. Мы вдохновились американской процессинговой компанией Stripe и создали свой продукт, адаптированный под российские реалии.

Над названием думали недолго — хотелось чего-то простого и понятного, но подходящего для выхода на международный рынок. В общем, быстро остановились на CloudPayments.

С какими трудностями столкнулись

Сложно было зайти на рынок. Рынок финтеха в то время уже был сформирован, поделён между крупными игроками и продемпингован: доля заработка составляла порядка 0,1–0,2% с каждой операции.

Мы специализировались исключительно на интернет-эквайринге (оплатой банковскими картами через интернет). Никто не думал, что мы можем привнести на рынок что-то новое. Сложности с конкуренцией, кстати, никуда не делись — крупные игроки по-прежнему есть, к ним часто обращаются. Но и наша узнаваемость подросла.

О финансировании

Первая инвестиция составила 10 тысяч рублей — это были наши собственные средства, которые мы потратили на презентацию. Показали её частному инвестору Александру Айвазову, и он не только поверил в проект, но и убедил нас развивать сервис.

Посевная инвестиция составила $350 000, и этих денег хватило на создание простого сайта и развёртывание ядра. Поначалу мы работали из дома. Но команда росла, и со временем появился полноценный офис для сотрудников.

Крупные фонды отказывали нам в инвестициях. Поэтому в апреле 2014 года мы взяли потребительский кредит — около 2,5 млн рублей. Деньги пошли на доработку продукта и зарплату первых сотрудников.

Первую тестовую транзакцию мы провели в мае, а уже в июне прошла первая транзакция от партнёра. И тогда же нас заметили — мы стали победителем премии «Стартап года» в номинации «Финтех-стартап». В операционный ноль компания вышла в октябре 2015 года.

Постепенно мы стали наращивать обороты — нашими партнёрами становились крупные именитые бренды: Puma, Papa John’s, «Додо Пицца», Skillbox и многие другие.

  • В 2017 году Олег Тиньков лично пришёл с командой и предложением продать группе «Тинькофф» 55% сервиса — мы согласились.

Объединили экспертизу, накопленный опыт и усилия — взяли мощности банка и поделились своими. В 2019 году группа «Тинькофф» приобрела дополнительные 40% компании. Сейчас ей принадлежит 95%, мне — 5%.

В каком состоянии проект сейчас

В 2019 году выручка российского подразделения компании составила 428 млн рублей — в два раза больше, чем в 2018-м. Также у нас есть представительства в Казахстане и Латвии. Коллеги из Казахстана растут огромными темпами: по сравнению с 2018 годом выручка увеличилась в три раза. Наш трафик в Евросоюзе в 2019 году вырос в два раза по сравнению с 2018-м.

Ежегодно мы растём по объёмам в среднем в два раза — главным образом за счёт развития вертикалей бизнеса и IT-структуры. Мы активно развиваем программное обеспечение, которое продаём как CloudSoft, и масштабируем уже вне России. Идём на западный рынок, потому что знаем, что это поможет нашим партнёрам.

Например, наш партнёр, компания по прокату самокатов, работает на Кипре. Их клиент приезжает в отпуск, берёт самокат, а оплата работает точно так же, как в России, — в той же платёжной системе, в привычном приложении и интерфейсе. И клиент говорит: ого, это круто, хороший сервис!

Планы на будущее

Мы хотим сделать удобную экосистему для наших партнёров. Сейчас у нас есть коробочное решение, но для некоторых внедрений нужны более сложные решения, чтобы партнёры могли собирать платёжные инструменты под себя, как конструктор.

Ещё идём в финансовый сектор: в России довольно закредитованное общество, но это вполне нормально, весь мир так живёт. При этом люди уже не идут в отделение банка и не оплачивают кредиты наличными в кассе. Есть микрофинансовые организации, которые никакому эквайеру не принадлежат, но при этом полностью законны и могут выдавать кредиты. Мы даём им свой инструмент для приёма платежей.

Что касается тандема с «Тинькофф», которому принадлежит 95%, то наши бизнес-линии не сильно пересекаются: мы — независимая компания и можем сами себе выбирать направления для развития и роста.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе