Как российский стартап решил перевернуть рынок кофе в России

19 ноября в 12:36
История пользователя

Fibbee — это полноценная смарт-кофейня и новый формат в общепите. История проекта началась с моей поездки в США в 2014 году. Тогда я познакомился с проектом Blue Bottle Coffee — пионером рынка спешалти кофе (позднее стартап купил Nestlé). В России тогда ещё было далеко до так называемого бума кофеен третьей волны, и у меня зародилась идея привнести культуру качественного кофе и на российский рынок.

Статью прислал наш читатель
Александр Хвастунов
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Начинали мы с небольшой сети крафтовых кофеен «Культура кофе» в московских офисных кластерах, а также B2B-направления по аренде и обслуживанию кофе-корнеров для офисов.

«Культура кофе» вышла на окупаемость за год, но в какой-то момент мы убедились, что любая кофейня рано или поздно упирается в потолок. Мы находились в поисках точек роста и в итоге поняли, что для создания бизнеса, который можно быстро раскрутить до уровня масштабной сети, нужны инновационные технологические решения. Мы бы могли, конечно, пойти по стандартному пути и расширять бизнес за счёт открытия новых точек, но это влекло ограничения в масштабировании (из-за необходимости выстраивать сложные операционные процессы и высоких издержек).

В итоге мы решили сделать ставку на автоматизацию. Грубо говоря, мы вообще решили отказаться от человеческого фактора в процессе приготовления кофе и передать эту задачу технологиям.

Так и появился проект смарт-кофейни Fibbee. Главная идея смарт-кофейни состоит в том, что вкус любимого напитка каждый раз будет одинаковым. Мы долго и кропотливо выверяли все компоненты этой сложной системы, чтобы делать продукт стабильного качества. И «стабильно» здесь ключевое слово. Вот почему.

Человеческий фактор исключается, ответственность за весь процесс берёт на себя автоматика. Заказ можно настраивать под себя вплоть до конкретного соотношения эспрессо, пены, молока и воды. Также напиток можно кастомизировать — выбрать сиропы или разновидность молока.

Заказ можно сделать и оплатить через мобильное приложение, а потом просто подойти и забрать напиток.

В своих кофейнях мы используем зерно «Бразилия Фэнси» категории спешалти, низколактозное коровье и растительное молоко бренда Alpro.

Про сложности

Обсуждать проект мы начали в конце весны 2017 года. На тот момент у нас не было ни готовых технических решений, ни опыта в программировании — только желание создать новый формат на рынке и Excel-файл с весьма амбициозной финансовой моделью. И, как вы понимаете, всё оказалось не так просто.

Летом 2017-го мы приступили к поискам контрагента, который воплотит наши технологические идеи в жизнь, и параллельно стартовали разработку софта (ERP-системы для управления запасами / отчётности) своими силами.

Однако, потратив почти три месяца на поиски подрядчика, мы поняли, что этот путь тупиковый. Во-первых, у нас не было чёткой постановки задачи — технического задания, так как на тот момент мы и сами не до конца понимали, что нам необходимо. Во-вторых, как оказалось, в России не так много компаний, в принципе готовых взяться на такой проект. В общем, в конце лета 2017-го мы приняли решение собрать свою команду и наняли инженера, обладающего схожим опытом создания с нуля роботизированного комплекса в сфере фудтеха.

Такой командой мы в течение года сделали первый прототип. Он был на фанерном столе на колёсиках. Мы разместили его в офисе и позвали соседей попробовать кофе — в этот момент мы впервые осознали, что наконец приблизились к технической реализации нашей идеи.

После этого мы нашли русского промышленного дизайнера, проживающего в США, который помог нам с разработкой дизайна корпуса. За полтора года мы полностью разработали софт и оборудование. Молочная и сиропная системы, манипуляторы, выдающие заказы клиентам, — всё это наше детище. Исключение составляют разве что сами кофемашины. Здесь мы отдали предпочтение швейцарскому бренду Eversys.

Под проект мы привлекли инвестиции от двух бизнес-ангелов, а также получили инвестиционный кредит от Московского венчурного фонда.

К концу 2018 года мы запустили пилотную Fibbee, разместив её в одном из корпусов технопарка «Сколково». С тех пор мы запустили уже четыре кофейни и с каждой новой версией продолжаем совершенствовать наш комплекс с точки зрения «технологической начинки».

Если попытаться выделить какую-то самую сложную часть в реализации — то основное это, пожалуй, собрать команду, которая «сможет». Программирование ERP и мобильного приложения — довольно стандартные вещи, специалисты на рынке есть, и эта часть не вызвала у нас проблем. А вот найти людей на разработку программно-аппаратного комплекса было значительно сложнее.

Например, тот же манипулятор, который сейчас возит наши стаканчики. Нужно спроектировать его механическую часть, нужно правильно выбрать двигатели, драйверы для них, спроектировать микросхемы, спаять их тестовые образцы, разработать физическую модель движения (скорости / ускорения двигателей), разработать на основе моделей прошивки и соединить это всё с операционной системой комплекса. Для каждой задачи своя компетенция. На рынке, в принципе, можно найти людей, которые умеют всё это по отдельности, но на нашем этапе это было бы трудозатратно и очень сложно с точки зрения коммуникации.

К счастью, такой человек вырос у нас внутри команды, сейчас он может и проектировать микросхемы, и спаять тестовый образец, и разработать прошивку, и соединить это всё с нашим комплексом и ERP-системой.

Помимо технических и кадровых сложностей на старте проекта, уже на этапе работы мы столкнулись с ещё одним вызовом — потребителем, который привык к традиционным кофейням. У большинства людей есть сформированное представление, что для приготовления кофе достойного уровня нужен бариста, а все автоматизированные концепции — это, по сути, вендинг с продуктом низкого качества.

Поэтому одна из наших ключевых задач — избавление от подобных предрассудков и формирование новой модели потребления.

Про конкурентов

Нас часто сравнивают с обычными вендинговыми автоматами, но это лишь внешняя оболочка. Наши главные конкуренты — традиционные кофейни. И мы изначально ориентировались на них, вкладывая огромные усилия в продуктовую часть. Но у традиционных кофеен есть такая проблема, как (не)постоянство вкуса и сервиса, это вытекает из пресловутого человеческого фактора. Что касается других робокофеен, то, на наш взгляд, их создатели слишком зациклены на самом роботе и первичном вау-эффекте, в то время как продукт отходит на второй план.

Про деньги

Тестировали идею мы в офисных кластерах — технопарках «Сколково» и «Отрадное», офисе «Сибур холдинга». До карантина в одном только «Сибуре» мы получали до 200 чеков в день (средний чек — 135 рублей), при этом 15% всех сотрудников офиса стали нашими постоянными клиентами.

Из-за пандемии и перехода офисных работников на удалёнку мы столкнулись с необходимостью переориентироваться на ТЦ. Сейчас мы находимся в активной стадии переговоров с площадками, а также крупными игроками ретейл-рынка.

В конце сентября мы открыли новую смарт-кофейню в ТЦ Columbus и, несмотря на общее падение посещаемости, фиксируем устойчивые темпы прироста — стартовав с 70–80 чеков в день, мы дошли до 200 через месяц работы.

Окупаемость кофейни занимает 12–14 месяцев, показатель EBITDA в условиях отсутствия операционных затрат на персонал в нашей бизнес-модели — 45%.

Безусловно, как любой стартап на данной стадии развития, мы ещё далеки от самоокупаемости, так как на начальном этапе традиционно весомы вложения в R&D (research & development, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Про планы

Мы делаем ставку на потребительский опыт, поэтому главный приоритет сейчас — развитие мобильного приложения. В будущем мы думаем создать в приложении целую сервисную экосистему с программой лояльности, персонализированными рекомендациями на основе умной CRM, предзаказом, полноценным «конструктором» кофе, возможностью делиться своими рецептами с другими пользователями и даже влиять на ассортимент, создавая свои напитки и оценивая существующие.

Также сейчас наша команда активно разрабатывает мини-версию кофейни — концепт площадью около 2,5 кв. м, который легко впишется в любые пространства.

Безусловно, у нас крайне смелая задача по изменению рынка, но мы абсолютно уверены в том, что будущее индустрии именно за подобными инновационными решениями.

Фото: depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе