Как российский стартап попал на престижный конкурс в Кремниевой долине и не оплошал

Делаем выводы
03 февраля в 17:05
История пользователя

Когда мы с Даниилом Ворониным, моим мужем, запускали платформу для образования в сфере искусств и цифровых технологи Artclever, онлайн-образование ещё не было мейнстримом. С командой мы проделали интересный путь и не так давно мы стали обладателями премий SVOD 2019 и EdCrunch Award. Этот опыт очень многому научил нас. Вот как это было.

Статью прислал наш читатель
Мария Покровская
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Что было до

Четыре года назад мы семьёй путешествовали по США и искали вдохновение для старта нового, очень сложного для нас проекта (у нас уже был совместный проект для художников — «Холсты-Холсты»). Даниил имел большой опыт руководства в крупной производственной компании и опыт кураторства успешной арт-галереи. Я по образованию архитектор, художник, преподаю в Архитектурной школе МАРШ, а ещё я приглашённый профессор фонда и Архитектурной школы COMPOSTELA в Испании.

Я лет с 15 вынашивала идею создания образовательного проекта, который позволит людям с разными физическими и финансовыми возможностями получать качественное образование в области креативных индустрий.

Когда у тебя страсть к чему-то, ты обязательно встретишь единомышленников, которые могут стать твоими партнёрами или учителями. Так и получилось: мы познакомились с потрясающей парой — арт-терапевтом и кинооператором — и поняли, что готовы создавать пилотную версию.

Благодаря их участию, их вере в нас и в идею, в Портленде состоялись первые шаги к моей мечте. Таким образом, мы изначально создавались как международный проект, запустившись сразу на двух языках, с пилотом на русскоязычном маркете, поскольку мы с Даниилом являемся русскоязычными основателями и наш опыт связан преимущественно с Россией.

Как мы попали в Silicon Valley

Наша подруга, предприниматель Татьяна Фёдорова, посоветовала поучаствовать в международной конференции и конкурсе стартапов в Кремниевой долине — Silicon Valley Open Doors Technology Investment Conference (SVOD 2019). Мы уже чувствовали себя достаточно уверенно, чтобы представить Artclever международным инвесторам. У нас уже были репутация на российском рынке, рост показателей, работающая платформа, которую можно масштабировать, большое количество партнёров, среди которых IKEA, Архитектурная Школа МАРШ, национальная школа Парижской биеннале современного искусства и другие.

Год назад ключевыми темами в Долине были технологии в области медицины, экологии, источников энергии, VR, поэтому мы очень обрадовались, когда наш образовательный проект прошёл отбор. Из 3000 заявок отобрали 40 стартапов для участия в конференции, и после интервью только 10 из них отобрали для пятиминутного питчинга на сцене перед жюри и залом.

В составе жюри были партнёры венчурных фондов и частные инвесторы, которые на разных стадиях инвестировали в Airbnb, Tesla, Facebook, Instagram, Uber и др.

SVOD 2019, Startups Peach Session, Maria Pokrovskaya, СEO Artclever

МВА за несколько месяцев

Это был уникальный и стрессовый опыт для нашей команды. Мы наконец грамотно сформулировали нашу миссию, позиции, ценности, цели и задачи, уникальность и преимущества проекта. Я смогла питчить на английском (в любой ситуации, даже если бы меня разбудили среди ночи), конкурировать и учиться в среде суперамбициозных и активных людей.

Участие в конференции платное, четыре месяца мы провели в Штатах, из которых три недели в Сан-Франциско, что для нас было достаточно серьёзными вложениями — это был риск.

За несколько месяцев я как-будто прошла интенсивный МВА, училась управлять самолётом уже в полёте. С нами нон-стоп работали коучи и эксперты. Особенно помогли встречи в Zoom с коучем Донной Гриффит, которая помогла именно со сторителлингом, ведь для меня было важно рассказать личную историю, свой опыт, который и повлиял на создание именно такого проекта.

Любому начинающему проекту мы советуем подаваться во все топовые акселераторы, стараться участвовать в крупных конференциях, потому что подача заявки — уже некая шлифовка вашего проекта. А далее — это школа, эффективный нетворкинг, профессиональный опыт. А также, что немаловажно, вы приведёте всю документацию и процессы к международным стандартам.

Резюме. Это важно учесть при презентации проекта инвесторам

  • Не завышайте цифры

Вас оценивают очень умные, опытные финансисты, которые анализируют десятки компаний в день. Как нам сказали на одном из тренингов: «Все прекрасно понимают, что ваш проект может ещё вообще не работать, да и идея отнюдь не новая, как вам кажется. Презентация — это возможность показать реальную проблему/боль и более эффективное решение этой проблемы, чем у других». На этапе аналитики компании будут видны реальные цифры, документы — это отразится на репутации.

  • Формат презентации

Последовательность. Рассказ должен быть последовательным: кто мы в одной короткой фразе, боль/проблема, которая есть у человечества/потребителя, как мы её решаем, как конкретно это работает (идеально показать демо), рынок, чего мы достигли, кто конкуренты и в чём наше преимущество, формы монетизации, как проект будет масштабироваться. Если вы ведёте рассказ по-другому, то усложняете задачу слушателям и, возможно, вас перестанут слушать или зададут множество уточняющих вопросов.

Тайминг. Если презентация для выступления, то ваш основной критерий — время. У нас было 5 минут и 20 слайдов, то есть 15 секунд на слайд. Я подготовила более 30 вариантов комбинации слайдов и день и ночь репетировала темп речи, произношение и даже интонационные акценты.

Не продавайте. Не повторяйте интонацию «успешных бизнес-коучей» из рекламы на YouTube. Не путайте презентацию перед инвесторами с презентацией продукта. Это давалось нам с трудом, так как мы готовы бесконечно говорить о качестве, эстетике наших курсов, о выпускниках, о миссии и ценностях... Будьте предельно краткими и готовыми ответить на любой вопрос о монетизации, расходах. Инвестор должен увидеть вашу компетентность как руководителя, потенциал для себя, а лучше — захотеть стать партнёром.

Чему нас научило участие в конкурсе

  1. Сама по себе идея ничего не стоит. Оценивают ваши шаги по реализации идеи, достижения, гипотезы и стратегию на будущее.

  2. Команда имеет первостепенное значение. Возможность команды проходить трудности и падения, учиться на них и вместе двигаться дальше — очень важно для потенциальных инвесторов. Не стесняйтесь рассказать о своих провалах, главное, что вы стали сильнее.

  3. Деньги — это топливо, энергия. Поймите, для чего именно это вам нужно?

  4. Сильные конкуренты — это неприятное, но обязательное условие развития.

  5. Мы научились (надеюсь) быть скромными в отношении критики, искать её, ещё больше ценить своих наставников и учителей, команду, каждого. Хочется самим щедро делиться знаниями и опытом с другими.

Фото: depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе