03 февраля 2021, 17:05

Как российский стартап попал на престижный конкурс в Кремниевой долине и не оплошал

Делаем выводы
Мария Покровская

Когда мы с Даниилом Ворониным, моим мужем, запускали платформу для образования в сфере искусств и цифровых технологи Artclever, онлайн-образование ещё не было мейнстримом. С командой мы проделали интересный путь и не так давно мы стали обладателями премий SVOD 2019 и EdCrunch Award. Этот опыт очень многому научил нас. Вот как это было.

Как российский стартап попал на престижный конкурс в Кремниевой долине и не оплошал

Что было до

Четыре года назад мы семьёй путешествовали по США и искали вдохновение для старта нового, очень сложного для нас проекта (у нас уже был совместный проект для художников — «Холсты-Холсты»). Даниил имел большой опыт руководства в крупной производственной компании и опыт кураторства успешной арт-галереи. Я по образованию архитектор, художник, преподаю в Архитектурной школе МАРШ, а ещё я приглашённый профессор фонда и Архитектурной школы COMPOSTELA в Испании.

Я лет с 15 вынашивала идею создания образовательного проекта, который позволит людям с разными физическими и финансовыми возможностями получать качественное образование в области креативных индустрий.

Когда у тебя страсть к чему-то, ты обязательно встретишь единомышленников, которые могут стать твоими партнёрами или учителями. Так и получилось: мы познакомились с потрясающей парой — арт-терапевтом и кинооператором — и поняли, что готовы создавать пилотную версию.

Благодаря их участию, их вере в нас и в идею, в Портленде состоялись первые шаги к моей мечте. Таким образом, мы изначально создавались как международный проект, запустившись сразу на двух языках, с пилотом на русскоязычном маркете, поскольку мы с Даниилом являемся русскоязычными основателями и наш опыт связан преимущественно с Россией.

Как мы попали в Silicon Valley

Наша подруга, предприниматель Татьяна Фёдорова, посоветовала поучаствовать в международной конференции и конкурсе стартапов в Кремниевой долине — Silicon Valley Open Doors Technology Investment Conference (SVOD 2019). Мы уже чувствовали себя достаточно уверенно, чтобы представить Artclever международным инвесторам. У нас уже были репутация на российском рынке, рост показателей, работающая платформа, которую можно масштабировать, большое количество партнёров, среди которых IKEA, Архитектурная Школа МАРШ, национальная школа Парижской биеннале современного искусства и другие.

Год назад ключевыми темами в Долине были технологии в области медицины, экологии, источников энергии, VR, поэтому мы очень обрадовались, когда наш образовательный проект прошёл отбор. Из 3000 заявок отобрали 40 стартапов для участия в конференции, и после интервью только 10 из них отобрали для пятиминутного питчинга на сцене перед жюри и залом.

В составе жюри были партнёры венчурных фондов и частные инвесторы, которые на разных стадиях инвестировали в Airbnb, Tesla, Facebook, Instagram, Uber и др.

SVOD 2019, Startups Peach Session, Maria Pokrovskaya, СEO Artclever

SVOD 2019, Startups Peach Session, Maria Pokrovskaya, СEO Artclever

МВА за несколько месяцев

Это был уникальный и стрессовый опыт для нашей команды. Мы наконец грамотно сформулировали нашу миссию, позиции, ценности, цели и задачи, уникальность и преимущества проекта. Я смогла питчить на английском (в любой ситуации, даже если бы меня разбудили среди ночи), конкурировать и учиться в среде суперамбициозных и активных людей.

Участие в конференции платное, четыре месяца мы провели в Штатах, из которых три недели в Сан-Франциско, что для нас было достаточно серьёзными вложениями — это был риск.

За несколько месяцев я как-будто прошла интенсивный МВА, училась управлять самолётом уже в полёте. С нами нон-стоп работали коучи и эксперты. Особенно помогли встречи в Zoom с коучем Донной Гриффит, которая помогла именно со сторителлингом, ведь для меня было важно рассказать личную историю, свой опыт, который и повлиял на создание именно такого проекта.

Любому начинающему проекту мы советуем подаваться во все топовые акселераторы, стараться участвовать в крупных конференциях, потому что подача заявки — уже некая шлифовка вашего проекта. А далее — это школа, эффективный нетворкинг, профессиональный опыт. А также, что немаловажно, вы приведёте всю документацию и процессы к международным стандартам.

Резюме. Это важно учесть при презентации проекта инвесторам

  • Не завышайте цифры

Вас оценивают очень умные, опытные финансисты, которые анализируют десятки компаний в день. Как нам сказали на одном из тренингов: «Все прекрасно понимают, что ваш проект может ещё вообще не работать, да и идея отнюдь не новая, как вам кажется. Презентация — это возможность показать реальную проблему/боль и более эффективное решение этой проблемы, чем у других». На этапе аналитики компании будут видны реальные цифры, документы — это отразится на репутации.

  • Формат презентации

Последовательность. Рассказ должен быть последовательным: кто мы в одной короткой фразе, боль/проблема, которая есть у человечества/потребителя, как мы её решаем, как конкретно это работает (идеально показать демо), рынок, чего мы достигли, кто конкуренты и в чём наше преимущество, формы монетизации, как проект будет масштабироваться. Если вы ведёте рассказ по-другому, то усложняете задачу слушателям и, возможно, вас перестанут слушать или зададут множество уточняющих вопросов.

Тайминг. Если презентация для выступления, то ваш основной критерий — время. У нас было 5 минут и 20 слайдов, то есть 15 секунд на слайд. Я подготовила более 30 вариантов комбинации слайдов и день и ночь репетировала темп речи, произношение и даже интонационные акценты.

Не продавайте. Не повторяйте интонацию «успешных бизнес-коучей» из рекламы на YouTube. Не путайте презентацию перед инвесторами с презентацией продукта. Это давалось нам с трудом, так как мы готовы бесконечно говорить о качестве, эстетике наших курсов, о выпускниках, о миссии и ценностях... Будьте предельно краткими и готовыми ответить на любой вопрос о монетизации, расходах. Инвестор должен увидеть вашу компетентность как руководителя, потенциал для себя, а лучше — захотеть стать партнёром.

Чему нас научило участие в конкурсе

  1. Сама по себе идея ничего не стоит. Оценивают ваши шаги по реализации идеи, достижения, гипотезы и стратегию на будущее.

  2. Команда имеет первостепенное значение. Возможность команды проходить трудности и падения, учиться на них и вместе двигаться дальше — очень важно для потенциальных инвесторов. Не стесняйтесь рассказать о своих провалах, главное, что вы стали сильнее.

  3. Деньги — это топливо, энергия. Поймите, для чего именно это вам нужно?

  4. Сильные конкуренты — это неприятное, но обязательное условие развития.

  5. Мы научились (надеюсь) быть скромными в отношении критики, искать её, ещё больше ценить своих наставников и учителей, команду, каждого. Хочется самим щедро делиться знаниями и опытом с другими.

Фото: depositphotos.com

Новости партнеров