Как российский стартап не побоялся сменить стратегию и стал пионером в автоматизации найма

06 июля в 22:56
История пользователя

FriendWork — это онлайн-сервис автоматизации рекрутинга и целая экосистема HR-Tech продуктов, которая помогает компаниям сократить расходы на найм сотрудников.

Статью прислал наш читатель
Александр Красс
генеральный директор FriendWork Recruiter
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Как это работает

Система автоматизирует поиск, сортировку и хранение резюме, а также имеет встроенный алгоритм HR-аналитики. Это в разы сокращает расходы на рекрутинг, повышает его эффективность и экономит время (в среднем до 15 часов рекрутера еженедельно). Например, в компании Zoon после внедрения нашего продукта FriendCall интервал обработки кандидата сократился с 6 минут до 10 секунд.

Сервис также показывает рекрутеру, какую самую приоритетную задачу брать в работу (например, показывает цель звонка кандидату и когда его нужно совершить). После выполнения задачи он нажимает кнопку — и появляется следующая задача. Рекрутер не делает лишних действий и пауз, концентрируясь на самом приоритетном.

И это только один инструмент. Сервис сейчас –– это целая экосистема IT-решений в HR, которая позволяет полностью цифровизировать подбор персонала и другие HR-процессы. Есть психометрические тесты, чат-боты и много других индивидуальных возможностей.

С чего начинали

Изначально продукт был приложением для поиска работы через друзей. Мне не нравилась скорость роста компании, поэтому мы радикально изменили бизнес-модель — то есть сделали так называемый pivot.

Когда ты молодой и неопытный, тяжело поставить на стоп один бизнес и начать другой. Даже если это был путь в никуда. Представьте: вы крутитесь вокруг операционного нуля, и вдруг решаете всё поменять. Снова нужны деньги, время и смелость. В том числе чтобы уволить сотрудников, которые не хотят развиваться, стагнируют сами и не дают сделать рывок компании.

Но это было правильное решение. Второе направление (автоматизация рекрутинга) развивалось быстрее, но рынок был не готов. В 2012 году мы первыми начали формировать рынок автоматизации рекрутинга в России и образовывать всю русскоязычную аудиторию в этой сфере. До сих пор проводим лекции, вебинары, нетворкинги и митапы, рассказываем о технологиях и экономии бюджета, которой можно достичь за счёт автоматизации.

С какими сложностями столкнулись

В начале развития компании я многое делал сам. Команда тогда состояла из меня, одного разработчика, PR-директора, дизайнера и человека, который отвечал за продажи и звонил «по холодным» клиентам. Я совмещал в себе функции CEO и технического директора. Многие компетенции закрывал сам и работал 24/7 –– если бы эти должности занимали другие люди, мы бы точно не вышли на окупаемость.

Сейчас же актуальны другие проблемы. Обычно бизнес фокусируется на сферах маркетинга или продаж: любой руководитель понимает, что туда нужно вкладывать деньги. А к тому, что важна сфера HR, и туда тоже нужно инвестировать, в России ещё не привыкли.

В какой форме проект сейчас

Мы развиваемся, но коронавирус затронул и наш бизнес. Например, у наших клиентов из HoReCa дела идут не так хорошо. Для нас, как и для многих b2b-компаний, наступило временное затишье. Есть возможность не концентрироваться на активных продажах, а сделать акцент на наращивании мощностей изнутри, оптимизировать процессы и стратегию.

О финансировании и планах

Мы росли без внешнего инвестора, «на своих». Трудно подсчитать, сколько было вложено в развитие компании. В самом начале я вложил 300 000 — 400 000 рублей, и после этого мы долго крутились вокруг операционного нуля. Постоянно думали, как можно улучшить компанию, и тогда решили создать новый продукт. И начался рост.

Сейчас сервис монетизируется продажами годовой подписки и уже вышел на самоокупаемость.

Мы не нацелены на привлечение инвестиций. Но нам интересно стратегическое партнёрство с компанией или фондом, который поможет нам развиваться на зарубежном рынке. Нам было бы интересно увеличить географический охват. Сейчас мы рассматриваем Америку и Европу. Локализация с английским интерфейсом уже готова.

Советы предпринимателям

Первый — важно уметь фокусироваться на своём деле. Не думайте, что можно реализовать серьёзный проект, не потратив на него много времени. Так не бывает. Исключением могут быть только опытные предприниматели с большим количеством связей. Они быстро могут сформировать нужную команду и уже знают, что именно делегировать, а где помогать только советом. Но если у вас мало опыта, вы будете вкалывать. Особенно если это ваш первый бизнес.

Второй — не строить иллюзий по поводу своего продукта. Если вы начинающий, то лучший вариант — найти опытного ментора, который близок к вашей сфере. Он может не говорить вам, как и что делать, но точно поможет избежать типовых ошибок и задаст направление. Если ментора найти не удаётся, можно организовать пару встреч с предпринимателями, которые делали что-то похожее и готовы помочь вам избавиться от иллюзий.

По моему опыту, самая главная из них –– нужно сначала сделать продукт, а потом идти его продавать. Нет. Я бы сказал, начинайте продавать как можно раньше. Таким образом вы проверите, насколько ваша идея имеет право на жизнь. Спросите у клиентов, нужно ли им это, только делайте это правильно (ecть хорошая книга на эту тему –– «Спроси маму» Фитцпатрика). В результате вы поймёте, какие из ваших идей, скорее всего, не взлетят. Это может быть тяжело. Но лучше отказаться от непродуктивной стратегии на старте, скорректировать бизнес-модель и построить более крепкую компанию.

Фото: СС0

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе