Как российская компания наладила свою логистику и построила на этом бизнес

Оптимизируем последнюю милю
31 января в 15:16
История пользователя

Zig-Zag — сервис для оптимизации транспортной логистики. Он помогает строить умные маршруты для ежедневного объезда большого количества адресов.

В чём суть проекта

Мы оптимизируем и автоматизируем последнюю милю — доставку до клиентов, до двери.

Наш сервис работает на основе математического метода, и есть самообучаемость системы. При распределении учитывается множество факторов, начиная от грузоподъёмности автомобилей, заканчивая требованиями по совместной доставке определённых видов товаров. Программа выстраивает разрозненные адреса в единый последовательный маршрут, удерживая «в памяти» все важные условия.

На начальном этапе специалист по внедрению обучает наших пользователей работе с сервисом и помогает строить маршруты. Дальше они делают это самостоятельно.

Как начинали бизнес

У нас есть бизнес в домашнем регионе (Ижевск): мы обслуживаем терминалы Qiwi. В 2013 году возникла потребность в оптимизации маршрутов, потому что наши курьеры, инкассаторы и техники объезжали ежедневно порядка 20 адресов, а нам хотелось большего.

Мы думали, что они вырабатывают свой ресурс не полностью, и начали разрабатывать продукт. В 2014 году зафиксировали результат, которого хотели достичь. Один инкассатор стал обрабатывать вместо 20 адресов 50–60 ежедневно. И, соответственно, штат инкассаторов сократился.

Но для того, чтобы этой цели достичь, понадобилось поменять два-три штата инкассаторов. Они противились внедрению новшеств в их работу.

С какими сложностями столкнулись

Основная сложность: люди не видят, что можно работать по-другому, эффективнее. Это самое большое препятствие, с которым мы столкнулись. Соответственно, нужно было искать других людей, которые будут готовы к нововведениям, к новому режиму работы.

С внедрением нашего сервиса у нас стала эволюционировать система мотивации работников. Изначально мы платили за обработанную точку. Сейчас сложная система мотивации, которая учитывает внутригородской и загородный километраж, который они проходили, количество обслуженных точек и какие операции по техническому обслуживанию оборудования на точке совершили. По мере изменения мотивации инкассаторы сами стали уходить, стали приходить новые.

В 2015 году мы подумали, что, возможно, есть другие компании, у которых такая же проблема. Но столкнулись с тем, что рынок не готов к продукту, его нужно формировать и подогревать. Рынок, я думаю, и по сей день не готов. У нас мало компаний, которые готовы оптимизировать расходы на планирование маршрутов доставки.

Мы пытаемся донести до потенциальных клиентов, что это их деньги и выгода, но не всегда люди верят, что это в принципе возможно и такие цифры может показать сервис. А мы показываем до 30% экономии.

На какой стадии проект

У нас порядка 100 постоянных клиентов, с которыми мы работаем по подписке, и 190 решённых кейсов разовых клиентов. В основном это представители компаний из крупных городов с тяжёлой транспортной развязкой. Разовые клиенты покупают коробочную версию: у них есть разовый запрос либо нужен аудит их бизнес-процессов. Цена зависит от технического задания.

Постоянные клиенты покупают подписку и ежедневно сами строят маршруты с помощью наших сервисов и контролируют свою доставку.

Про деньги

Zig-Zag — портфельная компания крупнейшего венчурного фонда России для IT-стартапов, ФРИИ (Фонд развития интернет инициатив). В конце 2017 года фонд инвестировал в компанию 15 млн рублей.

Сейчас проект успешен настолько, насколько нам позволил рынок. Из года в год у нас рост по денежным средствам и по количеству клиентов. В обороте денежных средств от клиентов мы выросли за прошедший год в пять раз. На первые шесть месяцев 2020 года мы запланировали развитие за счёт собственных средств. А дальше посмотрим, как будем развиваться.

О планах

На 2020 год мы ставим цель увеличить оборот компании в 10 раз по сравнению с 2019 годом.

Мы хотим продавать консалтинг, потому что, как оказалось, в России его покупают.

Также мы выводим проект на американский рынок и хотим там его локализовывать. Но это будет проект b2c — для водителей, дальнобойщиков, таксистов, путешественников и т. п., которым необходимо проехать до 30 адресов в день. На российском рынке много бесплатных предложений, и за такое никто платить не будет. В Штатах другой менталитет, и они платят за многие сервисы. Мы изучили конкурентов, их способы монетизации и уровень сервиса и поняли, что можем предложить услуги качеством не хуже. На начальном этапе мы не будем никак отличаться от того, что уже там есть. Но в ходе работы будем непосредственно общаться с клиентами, нащупывать новую потребность и закрывать именно её. А запустить проект b2c дешевле, чем b2b.

Ещё одно направление — разработка территориальных схем обращения с отходами. С 1 января вступила в силу мусорная реформа, которая гласит, что весь вывоз мусора должен контролироваться региональным оператором, который осуществляет вывоз с помощью транспортировщиков на местах. После того как транспортировщики стали покупать наш сервис, мы поняли, что нужно делать территориальные схемы. Мы стали разрабатывать такие схемы, уже выполнили два контракта во Владимирской и Костромской областях.

С коммерческой точки зрения первые две тендера, в которых мы участвовали, были убыточны, потому что у нас не было опыта выполнения таких заказов. Но в дальнейшем, если делать всё унифицировано, это может стать выгодно. В нашем сервисе можно полностью оцифровать деятельность по вывозу ТБО, начиная с транспортировщика, который непосредственно забирает контейнеры, заканчивая департаментами природных ресурсов, где нажатием пары клавиш можно будет увидеть, где, куда и кто вывез мусор.

Фото: СС0

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе