Как правильно ставить SMART-цели и почему они иногда не работают
На фоне очередных западных санкций против России многие представители бизнеса могут столкнуться с дополнительными издержками из-за расторжения партнёрства с зарубежными компаниями. Антикризисная стратегия позволит компаниям оставаться на плаву, особенно если составлять её при помощи метода SMART. Это способ описания цели, включающий в себя конкретность, измеримость, достижимость, важность и определённость по срокам. Метод удобен тем что его можно использовать в разных сферах бизнеса. Но иногда целеполагание SMART не приносит ожидаемых результатов. Рассказываю, почему так.
Как правильно ставить SMART-цели
При постановке целей необходимо учитывать пять требований, которые и делают целеполагание «умным»:
- конкретика — что именно я хочу получить;
- измеримость — как я пойму, что приблизился к достижению цели;
- достижимость — смогу ли я в принципе получить это;
- важность — точно ли мне это нужно,
- срок — когда я хочу это получить.
_Пример SMART-цели: проведение двух вебинаров по вопросам корпоративного обучения до 10 марта 2022 года для привлечения новых клиентов (это, в свою очередь, принесёт мне денежный бонус или продвижение по карьерной лестнице, повысит мой статус). В ней учтены все критерии: присутствует конкретика, измеримость (два вебинара), достижимость (есть наработки по теме и клиентская аудитория), важность (привлечение новых клиентов) и сроки (до 10 марта). _
Любая цель, которая не соответствует этим критериям, обречена на провал. Можно сколько угодно мечтать купить недвижимость, однако у этой цели отсутствуют сроки, конкретика, важность и другие параметры. Именно поэтому технология часто не срабатывает.
Ошибки SMART-целеполагания
Отсутствие конкретики в каждом из этапов целеполагания по системе SMART — основная причина её неэффективности. Например, у цели «повысить свою профессиональную квалификацию для ускорения карьерного роста» есть только один критерий из пяти — важность (повышение по службе). Чтобы получить результат, её необходимо дополнить: за полгода пройти курс повышения квалификации по специальности «интернет-маркетолог», чтобы получить должность начальника отдела маркетинга.
Ещё один фактор, который мешает использовать SMART-целеполагание эффективно, — навязанная другими задача или её недостаточная важность. Например, для организаций в большинстве случаев целями становятся повышение прибыли, количества клиентов или доли на рынке. В то время как собственнику компании важнее иметь дополнительный бюджет для реализации благотворительных проектов, его сотрудники могут иметь иные мотивы для выполнения бизнес-целей (действующий кредит, желание выслужиться, любовь к фирме и так далее.), но при составлении целей для команды руководитель указывает только рост финансовых показателей, без необходимой для других значимости.
Третья причина неэффективности целеполагания по системе SMART — желание получить всё и сразу. Не стоит сразу ставить чересчур сложную задачу на короткий срок. Невозможно сделать за год то, для чего требуется пять лет, — например, получить очно высшее образование. Поэтому глобальную цель лучше разбить на несколько этапов с корректным сроком выполнения. Например, если есть желание увеличить свой доход с 30 000 рублей до 100 000 рублей, необходимо сначала повысить квалификацию в течение полугода или получить дополнительное образование в течение 1–3 лет, чтобы взять на себя дополнительные служебные обязанности. После этого уже можно будет обсудить с руководством повышение заработной платы.
Новые тренды в процессах «умного» целеполагания
Чаще всего отдельные специалисты, руководители подразделений и главы компаний забывают о критериях достижимости и значимости. Сейчас в мировой экономике и политике наступил период «чёрных лебедей», когда крупнейшие изменения в обществе невозможно предвидеть, а традиционный риск-менеджмент абсолютно бесполезен. Поэтому фраза о плане, который устаревает в момент написания, сегодня актуальна как никогда.
В связи с этим всё более популярной становится новая система целеполагания под названием FAST — это альтернативный метод постановки задач, более гибкий к скорости изменений в бизнесе. Он не предполагает измеримость и ограниченность по времени — ставка делается на взаимодействие сотрудников, которые работают над достижением единой и понятной для всех цели.
В результате каждый участник рабочего процесса, выполняя свои рутинные задачи, понимает, какой вклад в общее дело он вносит. Например, если спросить водителя грузового автомобиля на производстве Boeing о его рабочей цели, он наверняка ответит: «Построить качественный самолёт в срок». Как думаете, сколько сотрудников на отечественных предприятиях ответят вам что-то подобное? В российском бизнесе как раз не хватает той самой прозрачности и понятности целей для сотрудников, а также поощрения их инициативы. Доверие в коллективе, мотивация и постановка целей по методу FAST, в свою очередь, позволяют компании адаптироваться под кризисные ситуации и оставаться конкурентоспособной на рынке.
Фото: freepik.com