Как хирург запустил IT-проект, не отходя от операционного стола
Запустить IT-проект без монетизации и бизнес-плана и не отходя операционного стола? Одни скажут, что это — сумасшествие, другие не поверят в историю. Но именно так произошло с сайтом «ПроДокторов».
Идея проекта пришла в голову году в 2009-м, когда мои же пациенты (Сергей — хирург с 12-летним стажем. — Прим. «Секрета») просили порекомендовать доктора другого направления. Я советовал тех, кого считал профессионалами, а пациенты после посещения делились своим мнением. Спустя время рекомендации стал давать исходя из отзывов пациентов. Это и привело к запуску «ПроДокторов».
На запуск проекта — в 2011 году — мы потратили символическую сумму: стоимость домена, меньше тысячи рублей. Разработкой сайта занимался сооснователь Дмитрий Апалько, который сейчас отвечает за IT-блок. Так что наши основные «траты» на старте — неденежные ресурсы — мозги и время.
Первое время я модерировал отзывы на сайте самостоятельно. Проверял их в основном ночью, компромисса между вычиткой сотни мнений пациентов и сном найти не удавалось.
- Днём оперировал пациентов, а после возился с контентом и пытался приглашать новых пользователей на форумах посмотреть «ПроДокторов» и поделиться своими впечатлениями от лечения.
Постепенно перешёл на ночные дежурства в больнице, а днём работал с проектом и формировал команду. В это время мы поставили «обменку» «Яндекса» на сайт, зарегистрировали ООО и нашли первого человека, который работал на удалёнке.
Затем был офис на мансарде в несколько десятков квадратных метров и команда из трёх специалистов. Сейчас наш штат вырос до 181 сотрудника на трёх этажах в краснодарском бизнес-центре.
Когда мы собеседуем потенциальных кандидатов, то перед устройством предлагаем им пятидневную оплачиваемую стажировку. Это нужно, чтобы понять, насколько компания и продукт подходят кандидату. IT-проекты всегда достаточно специфические: есть особенности, и не каждый специалист может их принять. Если за пять дней мы понимаем, что пазл сложился, жмём по рукам и работаем над проектом вместе.
Сейчас в Рунете есть аналогичные сайты с отзывами о врачах. Главное наше отличие в том, что мы были первые. Всё-таки для запуска подобного проекта дебют в нише — ключевой фактор. Ещё одно отличие — мы запускали проект в гуманных целях, не было цели его монетизировать. Интересная идея воплотилась в жизнь и работала для людей. «ПроДокторов» всегда работал и продолжает работать по принципу: сначала отзывы, а потом запись.
Про негативные отзывы
Не все врачи и клиники реагируют на отрицательные отзывы спокойно. Отрицательные отзывы составляют примерно 20% от общего количества. Резкая реакция иногда превращается в судебные разбирательства и разочарования со стороны пациентов.
Подобная история складывается с врачом УЗИ из Воронежа, которая два года ведет тяжбу с нашим ресурсом. Доктор пытается удалить отзывы о себе и свою страницу, информацию для которой мы взяли с официального сайта медучреждения. Конечно, такие ситуации отвлекают от рабочего процесса, но, как ни странно, являются его частью.
Про деньги
- Скажу сразу: я против привлечённых инвестиций в IT-проектах. На мой взгляд, если у человека минимум денег, он их потратит эффективнее, а не растранжирит.
Перед инвестором, тем более в IT-кластере, у стартапа огромная ответственность. Поэтому с бюджетом лучше обращаться аккуратно. Уверен, что, если бы на старте нам дали несколько миллионов для развития, мы совершили бы гораздо больше ошибок и применили деньги неправильно. А так изначально ориентировались только на свои ресурсы, и это был правильный выбор.
За эти годы нас пытался купить крупный европейский проект Docplanner. От сделки мы отказались и оказались правы. Компания в России не удержалась и через пару лет ушла с рынка.
Так вот, что касается монетизации — заняться ей заставила жизнь, когда мы поняли, что нам необходимы коллеги для развития продукта. Модель монетизации нам подсказали сами клиенты-клиники — это запись пациентов на приём. Удобно, когда пользователь заходит на сайт, посещает страницу доктора, читает о нём информацию и мгновенно записывается на приём.
Финансовые показатели компании растут уже пятый год. Например, 2016-й к 2015-му показал динамику в 2,9 раза, в 2017 году результат подрос в 2,4 раза. Мы не считаем рост оборота самым важным показателем, но деньги — это кровь бизнеса, и, какие бы метрики ни ставились на первое место, финансы должны быть здоровыми.
- Если говорить о выручке, например, то в 2018 году она составила 126 млн руб., по сравнению с 2017 годом показатели увеличились практически в три раза.
На какой стадии развития проект сейчас
Сегодня на сайт заходит от 11 до 14 млн пользователей ежемесячно, они ищут врачей, читают отзывы и записываются на приём.
Кроме «ПроДокторов» у нас есть ещё несколько проектов, на которых врачи пишут отзывы на препараты и рассказывают про заболевания, опираясь на специализированную литературу. А ещё «МедЛок» — наша собственная разработка, которую предоставляем для клиник бесплатно. В ней можно хранить данные всех пациентов, вести запись и пр.
Сейчас я вижу перед собой простую цель — улучшать сайт. Мы оцифровываем и упрощаем взаимодействие между пациентом и врачом/клиникой, стараемся продвигать правильные медицинские коммуникации, пытаемся донести клиникам важность развития клиентского сервиса, а врачам — пациентоцентричной медицины.
Инсайты
-
При запуске проекта во главу угла нужно ставить пользу, а не деньги.
-
IT-проект реально запустить без бюджета, это не сказки. И не думать на начальных этапах про монетизацию тоже можно: если у вас есть работающая идея, есть пользователи, есть добавленная ценность, то монетизацию можно «докрутить» позже.
-
Осознавайте ответственность перед инвестором и не тратьте все деньги сразу. Как я говорил, пробуйте жить в условиях ограниченных бюджетов — не спешить сливать на маркетинг или большой офис с сотней разработчиков миллионы рублей.
-
Я долго медлил, прежде чем окончательно перешёл в проект. Параллельно работал в больнице и взвешивал, где нужнее. Думал, что предаю своих коллег и пациентов. Первым, кстати, прыгнул в неизвестность мой сооснователь Дмитрий Апалько: он ушёл с основной работы и стал всё внимание уделять сайту. Так вот: верьте в продукт и не распыляйтесь, вы теряете драгоценное время.
-
Тщательно подбирайте команду, которой проект будет идеологически близок. Знакомьте будущего коллегу с продуктом, чтобы избежать ошибок, которые будут стоить вашему проекту и денег, и отставания в развитии. Нам такая стратегия позволила почти до нуля снизить текучку в отделе продаж, который традиционно является «сложным» по этому показателю.