Как бизнесу работать с дизайнерами. Разбираем все варианты

18 августа в 20:16
История пользователя

Вариантов взаимодействия с дизайнерами три: собрать свою команду, пойти в студию или нанять фрилансера — для каждой компании и ситуации подойдёт свой.

Статью прислал наш читатель
Валерия Розов
основатель Typical
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Когда стоит собирать свою команду

Если ваш бизнес построен вокруг продукта и технологий, то нужно брать дизайнеров в штат. В стартапах, где я работала (Gett, Doc+, BestDoctor, Qlean), всегда была in-house дизайн-команда, что позволяло быстро реагировать на фидбэк пользователей. Если бы дизайнер был на аутсорсе, то погружение в специфику продукта было меньше, а достижение результата требовало больше времени.

Если вы только в начале пути с MVP или даже идеей бизнеса, собирайте свою команду, когда осознаете: это навсегда. Вам нужны дизайнеры сейчас, и через год, и через пять они тоже будут нужны.

Если вы никогда не нанимали дизайнеров, то столкнётесь с рядом неприятных сложностей.

Наугад трудно предположить, сколько людей и какого уровня потребуется. Я не раз сталкивалась с мнением: «У нас нет дизайнеров, но мы хотим нанять! Нам подойдёт junior-специалист». Это неправильно, потому что единственный дизайнер и он же junior — это гарантированные проблемы в продукте, которые потом сложно править. К тому же совсем непонятно, почему нужен один дизайнер, а не три или пять. Для подобных расчётов нужен опыт работы с дизайн-командами.

Пока будете разбираться в специфике кандидатов — потеряете много времени. Вам будет сложно сформулировать задачи, найти специалистов и проверить их навыки, ведь вы не дизайнер. Не понимая, какую ценность ищет кандидат, вы с большой вероятностью ошибётесь и в зарплатных ожиданиях.

Вам нечего «продать» дизайнеру. Хороший кандидат с большей вероятностью выберет позицию ниже, но в компании с сильной продуктовой культурой, где присутствует дисциплина в аналитике и исследованиях.

Помимо сложностей на этапе найма нужно готовиться решать проблемы, которые возникнут, когда вы столкнётесь с реальностью. Вероятно, с первого раза не удастся собрать нужные компетенции, и из-за отсутствия понимания рынка новая команда будет наступать на те же грабли, на которые когда-то наступали вы. Если на момент найма дизайнеров в продукте уже будут разработка и продакт-менеджеры, то они почувствуют своё преимущество и проявят его в приоритизации задач. Новому отделу придётся отстоять своё право быть услышанным, а вам — постоянно организовывать встречи, чтобы они договаривались друг с другом.

Прежде чем рваться в найм in-house команды, нужно оценить потенциальные затраты и решить, точно ли вам нужны специалисты в штате. Если ответ положительный — найдите людей, которые поделятся экспертизой: сэкономят вам время и деньги. В противном случае всегда есть другой вариант — обратиться в студию или к фрилансеру.

Когда идём за дизайном в студию

Миша Розов,
Chief design officer дизайн-студии Pinkman

— Есть несколько классических ситуаций, когда бизнесу стоит обратиться в студию.

Вы стали лидером отрасли. **В этом случае у вас нет серьёзных бизнес-проблем, наоборот — вы заработали денег и решили актуализировать свои интерфейсы и брендинг, чтобы они соответствовали новому статусу. Студия может проделать такую объёмную работу в короткие, по сравнению с другими форматами, сроки.

Вы внезапно попали в стадию роста. Одна из возможных причин — получили инвестиции. Если вы будете нанимать свою команду, то потеряете много времени. При полной разработке продукта вам придётся собрать ещё и команду программистов: фронтенд-, бэкенд- и мобильных под каждую платформу. Если проект кратковременный, то не совсем понятно, что делать с людьми после его завершения: уволить или распределить по другим подразделениям. В пересчёте выгоднее пойти в студию.

Вам нужно протестировать гипотезу. Два кейса: первый — у вас есть продукт, и вы хотите внедрить в него объёмную новую фичу, второй — вы выяснили, что на рынке есть спрос на новый продукт и хотите запустить его как можно скорее, чтобы проверить эту идею. Забирать ресурс из существующей команды или нанимать новых людей — дорого и рискованно, разумнее найти подрядчика.

Форматы работы со студией

Fixed price. Студия и клиент договариваются о цене и сроке: мы сделаем этот сервис за три месяца и два миллиона рублей. Плюсы в том, что каждый знает, когда и что он получит. Дальше идёт множество минусов. Во-первых, студия может ошибиться в своём прогнозе и вместо заложенных двухсот часов на работу понадобятся шестьсот. Когда студия поймёт это, то будет выкидывать неприятные для клиента вещи. Например, делать работу медленнее, чтобы вставить себе в расписание новые проекты, или отдаст проект на субподряд в регионы, где цены значительно ниже. Формат fixed price подойдёт, только если у проекта есть чёткое техническое задание. К сожалению, обычно уровень неопределённости довольно высок, поэтому были придуманы два других формата.

Outstaff.Клиент выкупает конкретных людей под конкретные роли на определённый срок. Стоит это довольно дорого, потому что люди, которых вы выкупили, полностью заняты вашим проектом. Чем на больший срок вы договариваетесь со студией, тем лучшую цену получаете. Аутстаф всегда работает по предоплате, и если клиент хочет прекратить работу, то он должен предупредить об этом за месяц.

На аутстафе выстраиваются более доверительные отношения с клиентом, потому что дизайнеры полностью вовлечены в проект и качество работы значительно возрастает.

Time & Material. Этот формат похож на аутстаф, но у него есть две особенности. Во-первых, клиенту не дают конкретных людей, а только называют роли. Во-вторых, нет предоплаты. В конце месяца студия скидывает отчёт, в котором написано, сколько часов каких специалистов было затрачено по фиксированным ставкам.

Для клиента плюс, что бюджет на дизайн проще менять, нет никаких обязательств на месяц вперёд, при этом реакция подрядчиков на поступающие задачи довольно быстрая. Недостаток в том, что дизайнеры погружены в другие проекты и им приходится вспоминать специфику вашего продукта. К тому же с большой вероятностью каждый раз продолжать работу над вашим проектом будут разные люди.

Смешанный подход. Иногда мы сочетаем в работе с одним клиентом fixed price и аутстаф. Если речь идёт о стратегической задаче — придумать концепцию фирменного стиля, тут хорошо подходит fixed price. Клиент защищён, он понимает, что за каждую новую концепцию не надо платить ещё раз, он платит единожды за результат. Когда клиент принимает и утверждает концепцию, начинается этап реализации: проектирование страниц, отрисовка баннеров, презентаций. Это уже делается в аутстаф-формате: команда высаживается в офис клиента, где в ежедневном режиме создаёт реальные вещи, которые без потери времени уходят в релиз.

Основной риск в работе со студийной командой заключается в том, что студия — это бизнес. Она может вырасти и поднять ставки или, наоборот, у неё начнутся проблемы и она закроется. Минимизировать этот риск можно, изучив, какие места студия занимает в рейтингах и что о ней говорят клиенты.

В ведущих студиях собрана мультифункциональная команда, которая быстро решает задачи, дополняя компетенции друг друга, но есть несколько моментов, из-за которых разработка может затянуться.

Когда идём за дизайном к фрилансеру

Миша Жихарев
продуктовый дизайнер-фрилансер, работал с Lingualeo, KFC и другими компаниями

— Если у вас ограниченные инвестиции и маленькая задача, то на первых порах не стоит идти в студию. Вы будете дольше договор подписывать, чем реально работать. За логотипом, иллюстрациями, анимациями, небольшими сайтами и лендингами можно смело обращаться к фрилансеру. С продуктовым дизайном сложнее: таких специалистов мало, в основном все сидят на проектах.

Будет правильно для начала взять консультацию у продуктового дизайнера с опытом. Вы можете написать человеку из штата компании, продукт которой вам визуально приятен и кажется удобным: обычно такие люди не отказывают в консультации, потому что им приятно делиться экспертизой. Возможно, придётся опросить не одного такого дизайнера, чтобы полностью собралась картинка. Этот же консультант сможет посоветовать, сколько человек и какого уровня вам нужно под проект.

Например, если у сервиса есть сайт и мобильное приложение — достаточно одного опытного дизайнера. Если это экосистема из нескольких приложений и продающий сайт — желательно иметь по одному дизайнеру на продукт и дизайнера коммуникаций. Как минимум нужно начать с middle-дизайнера. Если получается финансово, то лучше сразу взять senior-специалиста.

На что обратить внимание?

Опыт в запуске самоокупаемых продуктов и коммуникации с разработкой.Чтобы дизайнер поварился в индустрии и понабивал шишек, ему нужно примерно три года. Если вы возьмёте дизайнера, который раньше не взаимодействовал с разработкой — потерпите большие убытки. Разработка стоит гораздо дороже, чем дизайн. Плохой дизайнер наставит палки в колеса программистам, и им потом придётся всё переделывать. Дизайн вам может и выйдет дешевле, но весь проект — дороже.

Адекватность в общении.Если дизайнер сразу требует предоплату, то вас как клиента это должно насторожить: 20–30% — допустимо, больше — странно.

Если вам сразу говорят конкретную цену на услугу — скорее всего, вы получите раскрашенный шаблон вместо полноценного сервиса. Лучше работайте по часам: вы оцените потенциал дизайнера, а он обезопасит себя по оплате, выбрав удобные условия выплаты (допустим, оплата за каждые 10 часов).

Прозрачность процессов.Задача дизайнера — объяснить клиенту, как будет строиться работа, и развеять мифы. Допустим, уточнить, что вот эти первые картинки — не дизайн, а прототип, чтобы оценить идею: не надо волноваться, что они некрасивые. Если дизайнер играет в молчанку и просто кидает картинки, с таким специалистом вы вряд ли сработаетесь».

Как выбрать свой формат

Когда вы будете принимать решение, как работать с дизайнерами: собирать свою команду, идти в студию или искать фрилансера — учитывайте четыре ключевых момента:

  • длительность проекта: если вы понимаете, что это навсегда — собирайте свою команду или, другой вариант, начните работать со студией и постепенно ищите специалистов в штат.
  • необходимая скорость: мультифункциональная команда студии справится с работой быстрее, чем один фрилансер или только подобранная in-house команда.
  • объём работ: на небольшую задачу лучше привлечь подрядчика-фрилансера, потому что заключать договор со студией и собирать свою команду — дольше.
  • бюджет: фриланс — самый дешёвый формат, потому что вам не нужно оплачивать специалисту софт, НДФЛ и отчисления в пенсионный фонд, к тому же у него нет студийной наценки. Своя команда — самый дорогой вариант, потому что вы потратите много времени, собирая нужные компетенции, выстраивая процессы и коммуникацию.
Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе