Как бизнесу начать зарабатывать на отходах

28 августа в 20:23
История пользователя

Сегодня репутация компании зависит уже не только от качества её продукции и маркетинговых кампаний, но и от участия бизнеса в решении глобальных проблем. На первом месте среди них — экологические. Социально ответственные компании стремятся повысить безопасность своего производства для окружающей среды, берут на себя добровольные обязательства по увеличению объёма перерабатываемой упаковки своей продукции — даже в ущерб коммерческим интересам. Однако при грамотном подходе вопрос промышленных отходов можно превратить в статью доходов.

Статью прислал наш читатель
Андрей Геринг
директор по производству AB InBev Efes
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Как работать с отходами. Наш кейс

В каждой зоне, на каждом предприятии мы установили систему сбора. Остатки сортируются в соответствии с их классом: стеклобой, ПЭТ-преформы и пластик, алюминиевая банка и отдельно — органические отходы. Собранные отходы передаём контрагентам на переработку.

Контрагентов выбираем в процессе тендера на основе ряда критериев, и один из обязательных среди них — есть ли у компании лицензия на переработку того вида отходов, который мы собираемся ему сдавать.

Поскольку мы работаем с 5-м классом отходов, для работы с которым лицензия не требуется (лицензия необходима для переработки отходов 1–4-го класса опасности), то в первую очередь мы проверяем наличие реальных мощностей для переработки того или иного вида отходов. Также, смотрим и на добросовестность, правильность оформления документации, а также оцениваем репутацию компании и историю взаимодействия с органами Росприроднадзора. Нам важны эти вещи, поскольку мы должны быть уверены, что эти отходы действительно будут переработаны, а не отправятся на полигон.

Чтобы избежать последнего, проверяем сортировочные комплексы и оцениваем пункты сбора вторсырья и прочее.

Ценообразование

При выборе компании по переработке стоит учитывать политику ценообразования. В части, покупки стеклобоя, пластика и алюминия, макулатуры — рынок более конкурентный, в случае с условной дробиной — менее конкурентный, поэтому ценообразование на нём более жёсткое.

Вообще, конкуренция на этом рынке зависит в первую очередь от цен на вторсырье и сырье. Например, при падении цен на ПЭТ-гранулят уменьшается стоимость отходов ПЭТ. Это происходит в первую очередь в связи с общим уменьшением глобального спроса на полимеры и падением цен на нефть.

В то же время мы видим, что некоторые другие виды вторичного сырья, наоборот, растут в цене: например, макулатура и стекло. Стеклобой вообще относится к числу отходов с высоким спросом, а потому и хорошей ценой.

Опасные отходы

К сожалению, пока не все отходы можно переработать в принципе. Это так называемые опасные отходы — технические масла, батарейки, аккумуляторы, ртутные лампы. Пока их нельзя сдавать на переработку: технологий для безопасной переработки и повторного использования такой продукции ещё нет, поэтому эти отходы могут быть только утилизированы. Их утилизация происходит на специальных полигонах, доступ к которым имеют определённые операторы.

Как монетизировать отходы? С чего начать?

  1. Начать с малого — с себя

Первым барьером для развития инфраструктуры переработки во многом являются мировоззрение, поведение и культура самих граждан. Если сравнивать опыт России и Европы, то мы увидим, что сортировка отходов на Западе происходит на уровне каждого домохозяйства — возле каждого дома стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. В России это ещё находится в зачаточном состоянии.

Вместе с тем никто не мешает наладить этот процесс самостоятельно — на своём предприятии. Установите контейнеры для сортировки отходов в офисе: отдельно — пластиковые стаканы, отдельно — макулатура, отдельно — органические отходы. Конечно, на адаптацию потребуется время, но чёткие рекомендации и отсутствие альтернативы в виде одного привычного контейнера «для всего» в перспективе сделают своё дело.

  1. Оценить отходы

Чтобы понять, как монетизировать отходы, взгляните на их тип и промониторьте рынок: в каком производстве или иной сфере эти отходы могут быть полезны? Сейчас, в быстро меняющихся условиях, важно научиться смотреть на всё, в том числе и на отходы, как на источник дополнительной прибыли. Это отличная возможность для того, чтобы улучшить финансовое состояние организации, особенно маленькой, потому что, как показывает практика, 99% образуемых отходов на предприятии можно продавать. И будет неразумно этой возможностью не воспользоваться.

С этих маленьких, но важных шагов и нужно начинать, как когда-то начали и мы. Нам потребовался ни один год, чтобы сформировать правильную культуру обращения с отходами у наших сотрудников, но сейчас это даёт свои плоды.

Фото: СС0

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе