Иди в акселератор. Где «прокачать» свой бизнес и что для этого нужно
Есть несколько методов «прокачки» стартапа. Один из них —акселератор. Рассказываем, что это за зверь, чем он может быть полезен и что нужно, чтобы в него попасть.
Что такое акселератор
Акселератор — это короткая и интенсивная образовательная программа по ускоренному развитию стартапа. С бизнесменами занимаются коучи-трекеры, менторы и различные отраслевые эксперты.
Акселераторы завершаются так называемым Demo-day. В этот день финалисты акселератора выступают перед инвесторами, партнёрами программы и корпоративными заказчиками. Участники демонстрируют свои технологии и пилотные проекты, а также показывают, что они успели сделать, создать или улучшить.
Каким стартапам нужны акселераторы?
Акселераторы в первую очередь нужны стартапам и высокотехнологичным компаниям, которые хотят ускорить своё развитие, а также получить дополнительную экспертизу.
На российском рынке присутствуют два типа акселераторов
1). Акселераторы первой волны — акселератор 1.0, который подходит стартапам начальной стадии.
Эта программа заточена на:
- результат и развитие компетенций самого стартапа;
- усиление предпринимательских навыков основателя;
- улучшение метрик и показателей;
- выведение проекта на новые этапы развития.
2). Второй вид — корпоративные акселерационные программы. Сейчас в России они наиболее распространены. В них участвуют более зрелые стартапы на уровне масштабирования, с уже существующей и работающей собственной технологией. Но стартапы при этом адаптируют свои решения под конкретного корпоративного заказчика и предлагают ему запустить совместный пилот в надежде на крупный контракт, инвестиции или даже покупку технологии.
Критерии отбора для входа в акселератор
Критерии отбора каждый акселератор, как правило, самостоятельно составляет и размещает на своём сайте. К базовым критериям всех программ можно отнести:
- зрелость самой технологии;
- наличие/отсутствие продаж;
- наличие/отсутствие инвестиций;
- размер команды, её состав и компетенции;
- годовая выручка компании-стартапа;
- география проекта;
- описание задач, которые решает технология или продукт / case studies (примеры реализованных проектов);
- бизнес и технологическая привлекательность проекта для партнёров.
Чем поможет участие в акселераторе?
Экспертиза
В первую очередь и, наверное, самое главное, что может дать акселератор стартапу, — это экспертиза. Это знания и опыт большого специалистов и экспертов индустрии. В наших акселерационных программах более 50 разных экспертов так или иначе соприкасаются со стартапами за период акселерации.
Ресурсы
➔ коворкинг или площадка, где стартап может пребывать в период прокачки;
➔ небольшие стартовые инвестиции;
➔ консультационные услуги юристов, бухгалтеров, финансистов, которые могут оказать компетентную помощь стартапам внутри программы;
➔ выходы на новые клиентские сегменты, на новых покупателей и инвесторов и, как следствие, получение крупных грантов и инвестиций;
➔ толчок для развития — акселератор как бы заставляет стартап активнее работать над своим продуктом, тестировать идеи и общаться с потенциальными клиентами.
Пилотирование проектов и масштабирование бизнеса
Корпоративные акселераторы зачастую фокусируются на пилотировании проектов вместе со стартапами, так как главная цель для корпорации — поиск и внедрение новых инновационных технологий. Стартапу же в первую очередь необходимо развивать свой собственный бизнес. Поэтому при рассмотрении предложений от корпоративных заказчиков вам нужно хорошо просчитать базовые расходы при реализации и масштабировании проекта.
Вы должны представлять себе реальную стоимость и ценность своей технологии как для конкретного заказчика, так и в обычных рыночных реалиях. После того как вы проанализируете свой стартап, уверенно ведите переговоры с корпорацией на равных. Отмечайте пользу и выгоду своего продукта, а не выпрашивайте инвестиции.
Если жизнь — это борьба за выживание, то стартап — это постоянная битва.
Как выбрать акселератор
При выборе акселерационной программы обратите внимание на специализацию, пул экспертов, географию и рынок, на котором специализируется акселератор.
Также рекомендую посмотреть на уровень компаний, которые проходили программу ранее и пообщаться с выпускниками. По их рассказам вы сможете понять, насколько ценности того или иного акселератора совпадают с вашими. В противном случае, попав в программу, которая вам не подходит, вы просто потеряете время.
Итак, чтобы принять участие в акселераторе, вам нужно сделать следующее:
-
изучить актуальные акселерационные программы и их условия;
-
поговорить с выпускниками акселерационных программ и выбрать акселератор, подходящий именно вам;
-
проанализировать свой стартап, описать задачи, которые ваш продукт способен решить и не забудьте включить в заявку примеры реализованных проектов;
-
оставить заявку на участие на сайте акселератора;
-
после прохождения online-отбора заявок вас пригласят в преакселерационную программу. Покажите свои знания и умения, учитесь новому и масштабируйте свой бизнес!