10 ноября в 15:13
4 мин.
История пользователя

Четыре промаха, о которых до сих пор жалеют основатели языковой школы

В юности мне пришла идея создать бизнес: образовательный центр. Сейчас мне 40 лет, я продолжаю развивать образовательный центр «Лидер», школу английского EnglishPapa и другие школы иностранных языков, сервис подбора и бронирования обучения за рубежом BookYourStudy. Расскажу, на каких ошибках я учился и как они помогают мне в работе сейчас.
Четыре промаха, о которых до сих пор жалеют основатели языковой школы
Статью прислал наш читатель
Сергей Сулимов
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Начиналось всё с мороженого на вокзале. В 17 лет возникла идея набрать педагогов и создать курсы английского на базе детсадов в Гомеле (Беларусь) — городе, откуда я родом.

Как всё зародилось

В мои 17 лет финансовой возможности снять помещение для собеседований с преподавателями не было. На встречи в кафе средств тоже не хватало. Встречались в Главпочтамте.

Я позвал в команду друга. Спустя несколько лет английский преподавали 5 наших учителей в 30 детских садах. С другом мы работаем вместе до сих пор. Через несколько лет мы решили обучать людей работе на компьютере, стали открывать филиалы в других городах Беларуси. Для старта нам хватило $1500. Эти деньги мы потратили на покупку двух компьютеров.

Постепенно направлений стало так много, что мы выросли в образовательный центр «Лидер», а затем выделили некоторые курсы — например, языковые ― в отдельные бренды. Так появилась в том числе школе EnglishPapa ― она возникла в 2013. Сейчас у нас в команде более 500 преподавателей и больше 50 менеджеров.

Что сдерживало мой бизнес: топ ошибок

20 лет назад меня тормозили мои ошибочные убеждения, не хватало уверенности в своих силах. Я определил несколько ошибок, которые сдерживали развитие моего бизнеса. Замечаю, что они часто встречаются у молодых предпринимателей и сейчас.

Боялись делегировать

Мы с партнёром всё делали сами — закупали мебель на фабрике, занимались её перевозкой, обустраивали классы. Помню, как чувствовал дискомфорт при расклейке рекламы на столбах, когда рядом проходили мои знакомые. Теперь эти воспоминания вызывают лишь улыбку.

Сейчас я считаю, что делегирование освобождает моё время для более важных и сложных задач. Я избавился от этой привычки, когда создал в компании оргструктуру ― определил отделения, у которых есть свои цели, прописал должностные инструкции. Теперь в компании нет задач, которые не относятся ни к кому ― сотрудники знают, чем должны заниматься.

Первое время после построения оргструктуры я ещё ловил себя на мысли, что сделаю лучше и быстрее, но вскоре расслабился и направил своё внимание на развитие бизнеса, а не на печать документов или ремонт дверной ручки.

Четыре промаха, о которых до сих пор жалеют основатели языковой школы

Не привлекали инвесторов

С самого старта мы развивались только на собственные средства, реинвестируя прибыль. Филиалы нашего образовательного центра открывались регулярно, но медленно, на свои деньги не стоило ожидать экспоненциального роста. Было ощущение — запустим 20 точек и заживём.

Привлеки мы инвесторов, компания росла бы на других скоростях. Эта ошибка могла стать критической, если бы я развивал ещё и онлайн-бизнес, как сейчас. Конкуренция среди языковых онлайн-школ большая, а в крупные проекты уже вложены миллионы. Как можно угнаться за конкурентами, лишь реинвестируя прибыль? Никак. Теперь ищу инвестиции, чтобы масштабироваться

Откладывали выход в онлайн

Только в 2020 году мы запустили онлайн-школу английского EnglishPapa. Хотя в моих планах это было с 2013 года. Что сдерживало? Сложно сказать. Причём вести бизнес онлайн я учился в магистратуре Университета Уорика в Великобритании (Warwick University) по стипендии Chevening правительства Великобритании, программа e-Business Management. Ещё тогда пытался что-то сделать. Мы подготовили курсы по изучению английского в записи. Но нам показалось, что рынок был не готов, и они просто пылились целых 7 лет.

Думали локально

Жалею, что мы ещё лет 20 назад не стали развивать бизнес в других странах. Только через 6 лет дошли до столицы Белоруссии, а до российского и украинского рынков дошли только в 2017 году, когда запустили франшизу школы EnglishPapa. Нам казалось, что в больших городах все умные и никому не нужны наши знания.

Теперь у нас нет опасения перед большими игроками, как было раньше. Запуская онлайн-школу EnglishPapa, мы увидели, что рынок только формируется и в нём нет очевидного лидера и доминантной бизнес-модели. У крупных проектов разный подход: DuoLingo и Bubble — это мобильные приложения, Skyeng или Vipkids — live-уроки, Preperly и Italky — маркетплейс для услуг репетиторов и преподавателей, EF и Berlitz — классические языковые школы, которые осваивают онлайн.

20 лет в бизнесе говорят о том, что мы не хуже крупных игроков и нужно только уметь увидеть свои преимущества.

Эти ошибки я учитываю сейчас, когда занялся развитием онлайн-школы английского EnglishPapa и школ других языков ― DeutscherPapa, PolskiPapa. И ощущаю себя как 20 лет назад: стремительный рост, волнение и ощущение, что меня ждёт много нового.

Фото: Unsplash, Unsplash License

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Новости партнеров