secretmag.ru
Опубликовано 08 октября 2019, 22:27

Круче Фёдора. Как приятели сделали робота, который реально помогает бизнесу в 34 странах

Будущее уже здесь
Директор по развитию компании «Промобот»

Promobot — это сервисный робот для бизнеса. Он заменят обычных работников, улыбается, самостоятельно передвигается и не нуждается в контроле.

Круче Фёдора. Как приятели сделали робота, который реально помогает бизнесу в 34 странах

С чего всё началось

Компанию Promobot основали в 2015 году Алексей Южаков, Игорь Еремеев, Максим Утев и я, Олег Кивокурцев.

Наша судьбоносная встреча произошла в Пермском политехе на конкурсе инновационных проектов «Большая разведка» в 2014 году. Алексей Южаков пришёл на мероприятие, чтобы выступить и рассказать своём опыте в технологической сфере. Я, Максим и Игорь принимали участие в мероприятии в качестве конкурсантов.

После выступления я познакомился с Алексеем, рассказал о том, что вместе с Максимом и Игорем мы занимаемся различными проектами в области робототехники, и предложил внедрить результаты в проекты Алексея. Южакову идея понравилась, и он предложил обсудить перспективы.

На встрече Алексей поделился видением о том, какие есть перспективы у робототехники. Он заметил, что роботы для бизнеса — это новый тренд. Антропоморфные машины, способные выполнять простые сервисные функции, привлекают внимание к компаниям, где они работают, повышают проходимость, качество обслуживания, позволяют сэкономить на персонале. По итогам встречи Алексей предложил реализовать такой проект и стать партнёрами на условиях, что Алексей финансирует разработку, а мы строим первый прототип. Ударив по рукам, мы взяли паузу на неделю.

На следующей встрече мы представили основную концепцию сервисного робота, спецификацию и план по продвижению. Сервисный бот, по задумке, должен был передвигаться по участку, распознавать лица и отвечать на вопросы. В качестве названия был взят принцип формирования имён роботов, когда корнем названия становится основная деятельность (привлечение внимания, промоутирование) и к корню присоединяется «бот» — для отождествления продукта с роботами. Так и получился Promobot.

В течение следующих четырёх месяцев мы создавали прототип первого робота Promobot. Для этих целей арендовали гараж на окраине Перми.

В итоге появился Promobot. Наш робот общается с людьми, распознаёт лица и речь, самостоятельно передвигается, избегая препятствий. Он работает автономно и не нуждается в контроле.

С какими сложностями столкнулись и как их преодолели

Во-первых, нужно было организовать производство с нуля. Компоненты, которые мы используем, производители и подрядчики изготовить не могли. Поэтому пришлось организовывать полный цикл (или, как сейчас принято говорить, вертикально-интегрированную структуру) производственных этапов.

Сейчас мы производим металлические детали для каркаса с конечным этапом обработки. Организовали собственное производство пластиковых компонентов методом вакуумной формовки. Мы сами разрабатываем электронику для роботов, а также монтируем, настраиваем, обслуживаем. Также у нас есть отделы разработки ПО, техническая поддержка, тестирование и пусконаладка.

Во-вторых, мы столкнулись со сложностями во время налаживания сбыта. По сути, мы открыли голубой океан и нам предстояло находить первопроходцев со всего мира — тех, кто готов нанять самых первых роботов-сотрудников. Постепенно мы стали находить каналы, эффективные именно для нас. Сейчас мы ориентированы на экспорт и ищем каналы, которые позволят достичь такой же эффективности, как и в России.

Уже сейчас экспорт занимает 65% всего сбыта. Мы доставили наших роботов не только в США или Европу, но даже в Бразилию и Конго. С этим связано много забавных историй, и для нас это уже обычное дело. Хотя впервые делать это очень сложно.

Круче Фёдора. Как приятели сделали робота, который реально помогает бизнесу в 34 странах

Более того, когда ты продаёшь свой продукт по всему миру, то остро встаёт вопрос обслуживания. Это самый дорогой фактор. Чтобы решить эту проблему, мы делаем качественный продукт и постоянно работаем над повышением стабильности работы каждой из систем. Например, перед отправкой каждый робот выполняет по 2000 циклов жестикуляции.

Также наша техническая поддержка работает семь дней в неделю и общается с клиентами на русском и английском языках. Более того, они могут подключаться к роботу удалённо и проверять работоспособность всех систем. Ещё каждый робот присылает уведомления об ошибках в специальный бот, и часто наши специалисты решают все вопросы ещё до того, как они появятся у клиента.

Ещё одна сложность — это необходимость осуществлять R&D (research and development, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Именно необходимость, поскольку решений, подобных Promobot, на рынке почти нет, а потому нам приходится разрабатывать с нуля или значительно адаптировать решения в сфере ИИ, распознавания лиц и речи и т. д.

Круче Фёдора. Как приятели сделали робота, который реально помогает бизнесу в 34 странах

Про деньги

Проект успешен. За 2018 год объём сбыта увеличился в два раза, объём выручки — в три раза. География распространения — в два раза.

С первых дней наша компания прибыльна. На проект мы потратили более полумиллиарда рублей — мы сформировали основные фонды, произвели необходимый объём продукции для наших клиентов. Но для ускоренного роста, естественно, нужно привлекать капитал. Мы привлекали его дважды: первый раз в 2017 году — от ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), второй раз в 2019 году от фонда МИР.

Все учредители получают зарплату, сопоставимую с европейским уровнем. Однако мы ориентированы на развитие, и почти все заработанные деньги компания вкладывает в покупку оборудования и станков, в привлечение лучших специалистов, в исследования.

Это необходимо, чтобы на формирующемся рынке занять как можно более обширную долю. Если во время развития бизнеса фокусироваться исключительно на личном заработке, то есть риск проиграть и достичь исключительно кратковременной выгоды.

Как обстоят дела с проектом сейчас и какие планы на будущее

Сегодня 492 робота Promobot трудятся в 34 странах мира, выполняя функции «живых» сотрудников: гидов, консьержей, консультантов, промоутеров, — заменяя или дополняя их. Роботов можно встретить в аэропортах, отделениях сотовой связи и банках, торговых и бизнес-центрах, ресторанах, музеях, жилых комплексах.

К 2020 году мы хотим выйти на производственные мощности в 100 единиц техники, хотим быть мировым лидером отрасли и внедрить наш продукт в ведущие компании мира, где требуются роботизированные решения.

Мы продолжаем привлекать капитал и в 2020 году планируем привлечь $30 млн.

Фото: Promobot