11 мая в 18:58
История пользователя

Без взяток и бюрократии, но долго и дорого. С чем может столкнуться российский бизнесмен в Новой Зеландии?

Я долго мечтал о Новой Зеландии как о новом доме и месте, где я хочу себя реализовать. Десять лет назад, незадолго до своего 25-го дня рождения, я всё же приехал. Я учил язык, получил местное бизнес-образование (так как российское у меня было неоконченное) — это облегчило процесс иммиграции. После двух лет продуктивной учебы и работы «на дядю» в сфере импорта и торговли я решился на свободное плавание. Так, в 2013 году я создал своё образовательное агентство, чтобы помогать людям со всего мира искать подходящие варианты обучения, переезда и реализации своих планов. Тогда я и не представлял, каким в итоге окажется мой бизнес на этом островном государстве.
Без взяток и бюрократии, но долго и дорого. С чем может столкнуться российский бизнесмен в Новой Зеландии?
Статью прислал наш читатель
Денис Власин
основатель компании Kiwi Education
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Страна лидирует в рейтинге по лёгкости ведения бизнеса, но мне довелось пройти через все этапы развития компании, и я могу смело сказать, что в реальности с бизнесом в Новой Зеландии не всё так просто.

Вот особенности и подводные камни, которые могут вас поджидать в этой стране.

Открытие бизнеса и налоги

Во-первых, для свободного ведения бизнеса нужно быть гражданином Новой Зеландии, либо счастливым обладателем следующих виз:

  • резидентская,
  • открытая рабочая,
  • бизнес-виза.

Мне пришлось несколько лет поработать по найму для того, чтобы прийти к нужному статусу, стать резидентом и заполучить возможность вести бизнес. Для этого требуется набрать баллы по профессиональной категории, которые присуждаются за образование, опыт работы, возраст, наличие работы в Новой Зеландии и прочие параметры.

В процессе запуска и последующего управления бизнесом, я вижу ряд действительно важных удобств в новозеландской системе. Из основных плюсов можно отметить лёгкость регистрации и ведения бизнеса с технической точки зрения. Всё делается онлайн за считанные минуты, бухгалтерию и налоговую отчетность на начальных этапах легко вести самостоятельно, используя подписку по доступной цене в местных сервисах.

Все компании в стране работают легально, официально и открыто. Никаких взяток, лишней бумажной волокиты и каких-либо скрытых договоренностей.

Кроме того, поразила открытость налоговой службы. Помимо того, что всё опять же крайне удобно и доступно онлайн, там же на сайте можно запросить, например, отсрочку по уплате налогов. Для меня это стало большим удивлением. На каком-то этапе компания оказалась в трудном положении, нам пришлось потратить те деньги, которые предназначались на уплату налогов. Мы получили отсрочку на 5 лет, причём с минимальной процентной ставкой, выгоднее, чем в любом банке. И оформить такую сделку можно по телефону или через сайт, предоставив вполне логичные обоснования и свои планы на будущее. Это оказалось для нас спасением.

Без взяток и бюрократии, но долго и дорого. С чем может столкнуться российский бизнесмен в Новой Зеландии?

Темпы работы

Из основных трудностей ведения бизнеса в Новой Зеландии можно отметить низкие темпы работы и роста в сравнении, например, с Москвой. Страна небольшая, специалистов мало и все они нарасхват. Кроме того, даже они, как правило, не гонятся за деньгами, а предпочтение отдают своей личной жизни. Здесь принято действовать без надрывов на работе, люди делают всё размеренно и спокойно, в первую очередь уделяя внимание семье и друзьям, только потом — работе. С одной стороны, это правильно, я ведь и сам приехал в красивую и комфортную жизнь не за успешным успехом, а для гармонии. Но это накладывает свой отпечаток на формирование команды, динамику развития.

Если вам нужно решить вопрос быстро, то, скорее всего, у вас ничего не получится.

Мы много общаемся с государственными организациями, а они особенно выделяются своей неторопливостью. Тут даже сложно выделить какой-то конкретный пример, это просто касается всего, любого шага на пути. На подписание договора легко могут уйти дни, недели или месяцы. На принятие решения — и того больше. Я и раньше был наслышан, что в «развитом мире» все бизнес-процессы неспешны, но не ожидал, что настолько. Просто ни у кого нет никакой горячей заинтересованности всё сделать здесь и сейчас. То один в отпуске, то другой, то командировка, то семейные обстоятельства. Попробуйте в такой обстановке добраться до нужного человека.

Местные сотрудники

При всём этом средние доходы местных сотрудников достаточно высоки, так как стоимость самой жизни тоже не балует.

Был период, когда моя компания вовсе чуть не разорилась. Тогда я строил команду только из новозеландских сотрудников. Содержание таких работников, как оказалось, обходится очень дорого. Хорошему специалисту нужно хорошо зарабатывать, а возможности компании были сильно ограничены.

Минимальная оплата труда в Новой Зеландии сейчас составляет 20 новозеландских долларов в час, медианная —27 долларов в час. Но толковые сотрудники хотят получать намного больше. При этом на налоги у них уходит по прогрессивной шкале налогообложения около 20–25%.

Я принял решение сократить местный штат и привлечь удалённых сотрудников из регионов России и СНГ. Люди получали интересную работу, доход выше среднего по своему региону и работали с удовольствием.

Каждый сотрудник может зарабатывать по-разному, так как доход состоит из оклада, который, в зависимости от региона, может варьироваться от 25 000 до 50 000 рублей в месяц, и процентов за успешно оформленных клиентов. В итоге, сейчас 10 человек в моей компании работает в Новой Зеландии, а ещё 25 — в России, Украине, Казахстане, Бразилии и других странах.

В общем, чтобы найти активных новозеландцев, нужно ещё постараться. По большей части они очень приятные и дружелюбные люди, но, мне кажется, слишком расслаблены для действительно продуктивного труда.

Особенности общения и местный английский

Ещё здесь очень любят долгие затяжные разговоры, без них не состоится ни одна сделка. Для меня, как для человека, который привык обсуждать всё быстро и по делу, это было как минимум непривычно.

Любая беседа начинается с обсуждения каких-то общих тем, вроде погоды, путешествий, событий из мира спорта. Впрочем, зачастую и заканчивается она тем же. Впрочем, зачастую и заканчивается она тем же.

Бывало, что из 3 часов переговоров по делу я общался полчаса-час, а в остальное время мы ругали местное правительство или обсуждали, какой красивый Санкт-Петербург летом.

Кроме того, на первых порах я выглядел в глазах будущих партнёров не очень серьёзно из-за своих неглубоких познаний языка. И это несмотря на то, что Новая Зеландия — страна, куда очень часто мигрируют из других стран. Я набивал шишки, оттачивал свою речь, долго привыкал к местному языку из-за отличий в произношении. К примеру, вместо «эггз» (eggs) они говорят «иггз» и так во многих словах с буквой «е». Из-за такого произношения возникали забавные случаи. Например, «дэк» — палуба, веранда — пишется deck, но местными произносится «дик» (один из показательных и забавных примеров был с рекламой лака для досок, где было написано: polish your deck).

Без взяток и бюрократии, но долго и дорого. С чем может столкнуться российский бизнесмен в Новой Зеландии?

Фото: depositphotos.com

Со временем нарабатывается навык распознавания разных акцентов, так как переговоры в течение дня могут идти, например, с китайцами, индийцами, шотландцами, новозеландцами и британцами. Все они будут говорить на своем отличающемся английском. Я думаю, что, кроме практики, ничто не может подготовить вас к такому.

Другим интересным моментом, к которому пришлось адаптироваться, стало воспитание людей. Вам вряд ли скажут прямо в лоб, если что-то не понравилось. Все очень дружелюбны и улыбчивы, но это не всегда означает, что переговоры прошли успешно.

У меня ушло какое-то время, чтобы перестать тешить себя надеждами на результат после очередной похвалы и восхищения, понимая, что это лишь часть их воспитания — сделать приятное. На деле может оказаться, что вы вовсе не заинтересовали человека. Набравшись опыта, уже начинаешь понимать результаты переговоров как бы сквозь эту пелену заранее.

Объемы рынка и консерватизм

Новая Зеландия — это страна с населением всего 5 миллионов человек. Следовательно, это крайне малые объёмы рынка сбыта. В связи с этим тут нет многих ретейл-гигантов, например ИКЕА. Таким образом, хорошей идеей будет план развития бизнеса без привязки только к местному рынку, но с работой с зарубежными партнёрами.

Вдобавок ко всему, новозеландцы — настоящие консерваторы, привыкли к уже сложившемуся укладу, и, если ты создаёшь что-то новое, приходится потратить годы на то, чтобы доказать, что твой продукт нужен. И даже ограниченный выбор небольшого новозеландского рынка не вызывает у них желания чего-то нового. К примеру, в большинстве кафе и баров одно и тоже меню, состоящее из 10 привычных им позиций. Еду покупают одну и ту же, сервисами пользуются теми же, даже если они устарели и есть более эффективные альтернативы. В образовательной сфере этот консерватизм особенно ощутим: ключевые наши партнёры — университеты — вообще не искали новых агентов и не планировали расширения.

Что касается инвесторов в Новой Зеландии, то они тоже достаточно консервативны. Они предпочитают наиболее понятный для них бизнес, особенно если существует поддержка со стороны государственного сектора.

Мы уже достаточно много времени провели в поисках инвестора для расширения своих проектов. В Новой Зеландии связались с десятками фондов, но это пока привело лишь к паре встреч, целью которых стало знакомство.

Местные фонды отвечали, что их инвесторы хотят что-то более классическое, что можно пощупать: заводик, производство, недвижимость. Либо говорили, что их интересуют проекты покрупнее, чем наш. Мы собирали $2 млн новозеландских долларов в наши проекты, а они хотят вкладывать от $20 млн. Все реально заинтересованные инвесторы пришли к нам не из Новой Зеландии, а из Сингапура, России и США.

Главные выводы о построении бизнеса в Новой Зеландии:

  1. Береги репутацию смолоду. Хорошие отношения в такой маленькой стране, как Новая Зеландия, играют огромную роль. Все всё про вас знают, помните это. Будьте честны и прозрачны с самого начала, уважайте и цените людей вокруг.
  2. Связи решают всё. Или почти всё. Стройте свой круг общения в интересующей вас отрасли. Полезные инсайты, рекомендации, знакомства не заставят себя долго ждать, если вы активный член общества.
  3. Будьте готовы к медлительности. Скорее всего, вы и ваш продукт или сервис никому не нужны. Пока не докажете обратного. Классический бизнес в развитых странах строится медленно, но верно и стабильно. С яркими ИТ-стартапами может повезти, и выстрелите быстрее.
  4. Не бойтесь нанимать людей вне Новой Зеландии на удалёнку. Вы экономите огромные средства. Важно только правильно набирать команду надёжных людей.
  5. Атмосфера — наше всё. В современных реалиях уже чаще не деньги являются главным мотиватором, а хорошая обстановка на работе. В Новой Зеландии принята весёлая и дружеская корпоративная этика, где коллеги могут дружить и хорошо проводить время вместе.
Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе