Выясняем правила игры. Что ждёт стартаперов в корпоративном акселераторе

31 августа в 14:36

Часто молодые предприниматели не могут оценить, насколько они готовы к сотрудничеству с крупной компанией. Поэтому стартапу важно чётко представлять, что его ждёт, чтобы быстро интегрироваться в работу с корпорацией. Один из лучших вариантов «прикинуть» возможное взаимодействие — это прохождение корпоративного акселератора. Как к нему подготовиться и успешно его закончить, рассказывает Юрий Володин, директор по стратегическому развитию Гознака, руководитель Goznak Startup Lab.

На первый взгляд корпоративные акселерационные программы зарубежных и отечественных компаний похожи. Большинство длятся от трёх до шести месяцев и с начала пандемии COVID-19 проходят преимущественно в онлайн-формате. Корпорации предлагают проектам доступ к своим ресурсам, экспертизу и поддержку специалистов компании. Так работают Microsoft ScaleUp, Disney Accelerator и многие другие.

При этом у бизнеса может быть совершенно разный технологический фокус и подход к организации работы со стартапами — помимо обучения, некоторые предоставляют дополнительные сервисы. Например, Google Launchpad Accelerator формирует целую экосистему для развития стартапов, участвующих в различных программах: двухнедельный буткемп в Сан-Франциско на базе головного офиса, грант $50 000, рабочее место в коворкинге, доступ к базам данных Google и многое другое.

Тем не менее мало кто из предпринимателей детально представляет, с чем именно он столкнётся в процессе работы с корпорацией.

Пять контрольных точек

В рамках российских корпоративных акселераторов, таких как МТС, «Газпром нефть», Сбербанк и пр., команды проходят общую обучающую программу. Стартапы принимают участие в еженедельных онлайн-воркшопах для прокачки предпринимательских навыков и онлайн-трекшен (оценка того, насколько стартап смог реализовать свою бизнес-модель), митингах для отслеживания прогресса команд. В целом можно выделить пять ключевых пунктов, на которые стартапу стоит обратить особое внимание, будучи принятым в корпоративный акселератор.

№1. Начало программы

Как правило, первые недели в корпоративном акселераторе — установочные. В это время стартапы знакомятся с программой, встречаются с командой акселератора, чтобы выработать единый план развития проектов и обсудить детали их реализации. Например, в акселераторе Гознака к каждому стартапу прикреплены сотрудники компании: тимлид, технологический эксперт, специалисты, которые участвуют в поиске целевой аудитории и занимаются custdev (customer development — развитие клиента; тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях). Акселератор МТС, например, предоставляет проектам возможность индивидуальной работы с трекерами (наставниками, которые помогают предпринимателям проходить программу акселератора) и бизнес-заказчиками внутри компании для доработки продукта.

При этом некоторые корпоративные акселераторы не предполагают плотное общение сотрудников со стартапами. Варианты могут быть разными — ищите тот, который подходит именно вам.

№2. Дорожная карта

Ещё одна важная составляющая акселерации — roadmap (дорожная карта) работы команд на период акселерации. В ней обозначаются контрольные точки каждого месяца акселерации. Roadmap строится совместно с трекерами и командой акселератора на первых неделях программы.

№3. Трекшен-митинги

Еженедельные трекшен-митинги нужны, чтобы стартап мог оперативно корректировать своё направление движения и тактику. В ходе трекшен-митингов команды вместе с трекерами определяют локальные цели на следующую неделю, обсуждают, каких результатов удалось добиться, в чём «узкие места» проектов, как их нивелировать и как развиваться быстрее. Это обычно занимает от двух часов в неделю на проект.

№4. Промежуточные итоги

В конце каждого месяца на протяжении всей акселерационной программы стартапы проходят промежуточные питч-сессии, во время которых презентуют результаты своей работы за прошедший период. Если результаты плохие и динамики нет, они могут быть исключены из акселератора.

Это важный этап, в котором проекты могут получить обратную связь от экспертов, а организаторы акселератора — прервать работу с медленными и бесперспективными участниками программы или подкорректировать направление их движения. Таким образом, стартапам необходимо ежемесячно показывать динамику развития и держать темп.

№5. Демодень

Итоговое мероприятие для участников акселерационной программы, успешно дошедших до конца, на котором каждая команда презентует топ-менеджменту корпорации результаты своей работы за время акселерационной программы. Стартапам даётся 5–10 минут, чтобы кратко и по делу рассказать о динамике развития своих проектов и ответить на вопросы.

До демодня добираются далеко не все проекты, и, как правило, на пути к достижению цели у стартаперов возникают одни и те же трудности.

Типичные ошибки стартапов в корпоративном акселераторе

Паника при форс-мажорах

У проектов порой случаются форс-мажоры (болезнь участников команды, технологические ограничения). Поэтому нужно быть готовым к тому, что что-то может пойти не так, как задумано, и нужно будет искать возможности для преодоления возникшей трудности. Любой бизнес сталкивается с этим, и это нормально. Для стартапа форс-мажор — возможность показать заказчику, насколько он гибкий и адаптивный.

Игнорирование заказчика

Не все компании требуют, чтобы проекты оставались включёнными в процесс работы 24/7, но важно, чтобы они выходили на связь, когда есть соответствующий запрос, и оперативно отвечали: заходили в группы и рабочие чаты, отвечали на телефонные звонки и пр. Бывает, что встречи назначаются на выходные, к этому также нужно привыкнуть. Кроме того, важно научиться быстро вникать в работу — тогда заказчик высоко оценит ваше желание идти навстречу.

Пренебрежение бизнес-составляющей проекта

При общении с заказчиком стартапу необходимо исходить прежде всего из его потребностей и из болей рынка, которые может решить продукт. Однако мы, например, часто сталкиваемся с тем, что команды углубляются в обсуждение технологий и совершенно забывают о бизнес-процессах. Многим не хватает предпринимательских компетенций.

Безынициативность

Стартап может разрабатывать хорошую технологию, но плохо представлять, как заказчик её будет использовать. Корпорация оказывается в ситуации, когда ей нужно самостоятельно адаптировать ту или иную технологию под себя. Это неправильно. В первую очередь команда проекта должна сама понимать, какие задачи крупной компании может решить её разработка, и исходить из этих потребностей. В этом случае сотрудничество будет гораздо эффективнее и стартап будет быстрее тестировать гипотезы, изучать рынок и переходить к следующим этапам совместной работы.

Юридическая неграмотность

Чаще всего стартапам не хватает опыта работы с документами, и сложности возникают с получением от них даже таких, как ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, устав, приказ о назначении генерального директора, бухгалтерский баланс за прошедший год, справка об отсутствии задолженности. Некоторые корпорации помогают молодым проектам с правовой составляющей. Некоторые акселераторы предоставляют участникам юристов на время прохождения программы и запуска пилотного проекта для составления договоров и решения прочих вопросов. Однако чем раньше стартаперы научатся грамотно работать с документами и познакомятся с юридическими тонкостями ведения бизнеса, тем лучше.

Помните, что любая задача решаема. Как правило, крупные компании со своей стороны готовы предоставлять проектам, с которыми работают, свои ресурсы, делиться экспертизой бизнес- и технических специалистов, максимально участвовать в их развитии.

Однако залог успешного прохождения корпоративного акселератора для стартапов заключается в том, чтобы максимально проявлять инициативу, гибкость и адаптивность. Для этого важно понимать, как функционирует корпоративный акселератор, какие этапы работы над проектом особенно важны, и соблюдать правила этой игры, избегая типичных ошибок.

Прежде чем прийти в корпорацию, ответьте на вопрос: готовы ли вы к сотрудничеству и чего от него ждёте? Если можете дать чёткий ответ, тогда у вас получится успешно интегрироваться в работу компании.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе