«У нас нет цели заменить людей роботами». Зачем крупнейшей трубной компании нужен корпоративный акселератор
Инновации российских стартапов нашли применение на предприятиях крупнейшего производителя стальных труб — «Трубной Металлургической Компании (ТМК)». Зачем отечественному производителю нужны технологические предприниматели, как устроен корпоративный акселератор компании и какие проекты в него отбирают, рассказала Юлия Шадрина, директор по инновационному развитию Научно-технического центра ТМК в «Сколково».
— ТМК работает с инновациями? Какое место они занимают в стратегии компании?
— ТМК — крупнейший мировой производитель труб. Но мы не просто изготавливаем трубы, а создаём высокотехнологичные решения под конкретные задачи клиента. Их требования постоянно усложняются, поэтому компания разрабатывает продукцию для скважин с особенными условиями эксплуатации и способами добычи, для работы в экстремальных климатических условиях, для решения вопросов энергоперехода и декарбонизации производства.
При этом инновации — ключевое звено создания ценностей в компании и один из основных факторов её устойчивого развития. Поэтому внедрение и развитие инновационных технологий и подготовка высококвалифицированных кадров для компании — одни из главных задач.
Для их решения у компании есть очень сильная научно-исследовательская база. В состав ТМК входит Русский научно-исследовательский институт трубной промышленности (РусНИТИ), созданный в Челябинске 60 лет назад как научный и технологический центр трубной отрасли страны. Также в компании есть собственный Корпоративный университет ТМК2U, который создаёт новые образовательные программы и внедряет современные формы обучения.
А в 2019 году в Инновационном центре «Сколково» начал работу Научно-технический центр ТМК (НТЦ ТМК). Это R&D центр международного уровня, с уникальным исследовательским и испытательным оборудованием, который позволяет вести разработки в условиях полного инновационного цикла. Возможности НТЦ привлекают как наших клиентов, так и разработчиков инновационных решений. Это один из якорных партнёров инновационной экосистемы «Сколково».
— Корпоративный акселератор при Научно-техническом центре ТМК создали около года назад. Зачем он понадобился компании?
— От способности прогнозировать направления технологического развития на пять-семь лет вперёд зависит успех стратегии развития компании. В этом вопросе нужно опираться не только на внутренний потенциал — нужен и приток свежих сил. Руководство ТМК это понимает, поэтому в компании и создали корпоративный акселератор.
Фактически для нас это один из инструментов поиска и подбора инновационных решений — своего рода радар для улавливания тенденций в технологическом развитии и перспективных направлений компании.
Сейчас мы отбираем стартапы по достаточно широким направлениям: производственные технологии, технологии и решения для трубной промышленности, новые материалы и технологии нанесения покрытий, сквозной контроль качества и маркировки продукции, экология металлургического производства, включая декарбонизацию и развитие водородных решений. Активно работаем над бесшовностью внедрения инноваций в компании и находимся в постоянном диалоге с нашими производственными площадками, отбирая стартапы в том числе по их узким запросам.
В акселераторе ТМК мы даём стартапу не только возможность внедрить решение, но и помогаем доработать его под наше производство, помогаем проектам достичь заявленных технических показателей. Это прямой путь к дальнейшей коммерциализации и масштабированию разработок.
Отмечу, что движущая сила в этом процессе — партнёрство.
Взаимодействие корпораций позволяет ускорить проведение экспертизы и промышленных испытаний новых продуктов.
Поэтому акселератор ТМК работает в партнёрстве с фондом «Сколково», Сколковским институтом науки и технологий («Сколтех»), Национальной ассоциацией трансфера технологий, Агентством стратегических инициатив, платформой «Национальная технологическая инициатива» и Агентством инноваций Москвы. Мы постоянно проводим совместные мероприятия, участвуем в сторонних событиях как эксперты, обмениваемся опытом.
Например, акселератор ТМК участвует в проекте GreenTech фонда «Сколково» по поддержке стартапов, разрабатывающих технологии, улучшающие экологическую обстановку. В прошлом году через экспертизу нашего акселератора прошло около 900 таких проектов. Некоторые продукты и стартапы «Сколтеха» уже внедряются на нашем Северском трубном заводе.
— Как в акселераторе ТМК налажен поиск и отбор заявок, к чему должны быть готовы команды?
— Стартаперы могут подать заявку через сайт корпоративного акселератора. Работу с проектами мы ведём в непрерывном режиме. У нас нет сроков подачи заявок — это можно сделать в любое время. Все поступившие заявки проходят предварительную экспертизу и попадают в работу к профильным экспертам.
Как и все мировые акселераторы, на первом этапе мы оцениваем новизну и инновационность предложения, применимость проекта к нашему производству, экономическую эффективность. Обращаем внимание и на уровень готовности продукта и технологии, а также на команду проекта, с которой нам предстоит совместно работать.
Многие спрашивают: «С каким уровнем готовности продукта или технологии можно приходить к вам?». Тут, наверное, нет универсального и единого для всех ответа. Мы работаем с уровнями 2–7, в ближайшей перспективе отдавая предпочтение уровням 4–6, но не забывая и про наукоёмкие инновационные проекты, где уровень может быть и 2–3. Эти же критерии мы применяем и к развитию внутренних инноваций.
Справка от "Секрета". Уровни технологической готовности проекта обозначены в национальном стандарте:
- 1: Основные принципы технологии изучены и опубликованы;
- 2: Концепция технологии и/или её применения сформулированы;
- 3: Критические функции и/или характеристики подтверждены аналитическим и экспериментальным путём;
- 4: Компонент и/или макет испытаны в лабораторном окружении;
- 5: Компонент и/или макет испытаны в окружении, близком к реальному;
- 6: Модель системы/подсистемы или прототип продемонстрированы в окружении, близком к реальному;
- 7: Прототип системы продемонстрирован в условиях эксплуатации;
- 8: Реальная система завершена и квалифицирована в ходе испытаний и демонстрации;
- 9: Реальная система подтверждена путем успешной эксплуатации (достижения цели).
Наличие компетенций у команды стартапа тоже имеет большое значение: мы берём стартапы на акселерацию, только если уверены, что команда способна доработать свой продукт или решение до нужного уровня.
Насколько команда стартапа способна объективно оценить свои возможности, хорошо показывает её подход к подготовке конкурентного анализа продукта. Некоторые приписывают себе одни сплошные преимущества, а так не бывает. Лучше пусть у продукта будет одно или два преимущества, но реальные.
Проанализировав все эти опорные моменты, наши специалисты принимают решение. Те проекты, которые прошли второй этап отбора, имеют высокие шансы на промышленное пилотирование и совместное дальнейшее масштабирование.
— А кто и как оценивает экономическую эффективность стартапов? Это непростая задача.
— Тут, скорее, мы можем говорить о расчёте экономической эффективности проектов — это один из главных факторов, который мы оцениваем, рекомендуя проект для первого промышленного внедрения.
Точно зная, на каком производственном участке будет внедряться новая технология, мы можем просчитать изменение производственной себестоимости. Например, предсказывая износ деталей оборудования, можно снизить время технологических простоев. Онлайн-контроль качества изделий позволяет увеличить выпуск премиальной продукции. Экологические проекты направлены на снижение выбросов и улавливание СО2, дополнительную очистку стоков, что даёт ещё и качественную составляющую при реализации инновационных проектов.
Наша команда знает, из чего складываются плановая и фактическая себестоимость продукции, управленческие расходы. Поэтому мы понимаем, на что может повлиять стартап — например, повысить производительность труда или улучшить качество.
Большое значение имеет масштабируемость. Продукт сам по себе может иметь не очень высокий экономический эффект, но за счёт широкого применения выгода для предприятия окажется большой.
Помимо экономической эффективности мы оцениваем стартапы ещё и с точки зрения мотивационной и социальной составляющей. ТМК переходит к «Индустрии 5.0». Её смысл в том, что технологическая революция должна служить прежде всего социальному развитию.
У нас нет цели заменить людей роботами — мы облегчаем и оптимизируем труд людей. А высвободившееся время работники могут тратить на саморазвитие, самореализацию, повышение квалификации или приобретение новых навыков, для чего при компании работает Корпоративный университет ТМК2U.
Да, использование новых технологий для социальных достижений непросто просчитать в деньгах, однако для нас это тоже один из главных критериев отбора стартапов.
Перед первым промышленным внедрением мы не только готовим расчёт экономической эффективности, но и точное техническое задание, плановые технические показатели реализации проекта, матрицу рисков. Мы детально разбираем и анализируем эти данные и понимаем, где у продукта или технологии наибольшие перспективы, а где пробелы и у команды не хватает компетенций, чтобы их устранить, но мы можем подключить для доработки собственные ресурсы. Именно в таком сотрудничестве рождаются интересные и эффективные разработки.
Финальное решение — запускать пилот по проекту или нет — принимает комиссия с участием экспертов НТЦ ТМК и представителей бизнес-заказчика. На этом этапе мы обязательно учитываем потенциал промышленного масштабирования проекта. И утверждаем план внедрения.
Если пилотный проект показывает успешные результаты, решение масштабируют на других производственных участках или площадках нашей компании. И — как вариант — на площадках наших партнёров.
— Как вы взаимодействуете с основателями стартапов?
— Единое окно как для внешних стартапов, так и для наших бизнес-подразделений — НТЦ и корпоративный акселератор. От начала акселерации внутри НТЦ и до завершения первого промышленного внедрения стартап взаимодействует лишь с одним человеком, который решает все вопросы — куратором проекта. Он сопровождает разработчиков на производственных площадках и при необходимости привлекает к доработке технических экспертов, помогая проекту достичь результатов.
Мы понимаем, что у стартапа и у крупной компании разные уровни корпоративной культуры. Чтобы встроить стартап в структуру такой компании как раз нужен руководитель акселерации, хорошо знакомый и с нашими бизнес-процессами, и с практикой развития стартапов. Он управляет процессом интеграции: где надо — подскажет, как выстроить взаимодействие, где надо — поможет разобраться с препятствиями. У нас такие сотрудники есть.
— Что, по вашему мнению, даёт акселератор стартапу?
— В первую очередь — понимание корпоративной культуры, лояльность, возможность опробовать свои идеи в условиях реального производства, получая экспертную и техническую поддержку.
На первых этапах работы с проектом мы всех обучаем технологиям трубного производства и организуем визиты на наши площадки. Это заметно сокращает сроки доработки проекта под наши потребности, позволяет нашим экспертам и стартаперам говорить на одном языке, повышает уровень доверия.
На производственных площадках ТМК высокий уровень автоматизации, активно внедряются цифровые технологии. Команды стартапов видят перспективы сотрудничества с нашей командой. В итоге после курсов технологии и визитов на производственную площадку у стартапов появляются новые предложения, более эффективные, чем первоначальные. И более инновационные.
— Какую тактику сотрудничества со стартапами вы считаете предпочтительной: купить готовые инновационные решения или команду специалистов с компетенциями — то есть выступить в роли инвестора?
— Здесь нет универсального решения, потому что каждый проект индивидуален. Всё определяют технические и экономические показатели, достигнутые за первое промышленное внедрение. Мы можем апробировать и масштабировать готовый продукт или технологию, можем совместно с командой стартапа доработать или адаптировать решение для металлургического производства. Готовы даже рассмотреть варианты венчурного инвестирования в наиболее перспективные компании.
Например, один стартап в нашем корпоративном акселераторе уже дошёл до стадии промышленного внедрения и успешно завершает её. Сейчас команда предложила нам выкупить в нём долю, потому что понимает — с нами они будут развиваться намного быстрее, чем своими силами.
— Акселератор каким-то образом влияет на культуру инноваций в ТМК?
— Очень сложно внедрить что-то новое, если люди не видят в этом ценности. Поэтому наша задача — донести до работников производственных предприятий, какая для них будет польза от нового продукта. Тогда они понимают, что есть смысл потратить немного своего времени на тестирование продукта, а потом это решение облегчит их труд или повысит его производительность. Такая мотивация позволяет организовать командную работу, и тогда инновации становятся общим делом.
Мы периодически устраиваем демодни наших проектов для сотрудников компании, и там команды стартапов общаются с экспертами в режиме прямого диалога. Это даёт возможность участникам акселератора оценить компетенции друг друга, обменяться опытом. Общение с подразделениями ТМК помогает «приземлить» проекты и расширить кругозор стартапов, а нашим сотрудникам показывает перспективы технологического развития.
Компания развивает и поддерживает также внутренние инновационные инициативы. Корпоративный университет ТМК2U ежегодно проводит молодёжные научно-практические конференции, на которых молодые специалисты ТМК могут представить и защитить свой проект — от рацпредложения до инновационного решения.
В корпоративный акселератор наши сотрудники тоже могут подавать свои заявки. Когда мы начинали внедрение комплексного инновационного проекта на Северском трубном заводе и рассказывали на производстве, что это даст, работники завода показывали свои разработки: «Вот, посмотрите, а у меня тоже есть математическая модель, может быть, пригодится?» Они знают, что решение даст экономический эффект и позволит оптимизировать технологические настройки оборудования, а в сотрудничестве с командой НТЦ возможно эти наработки использовать в комплексных цифровых проектах.
Мы также регулярно проводим стратегические сессии на наших производственных площадках, во время которых сотрудники с разных участков обсуждают «узкие места» на производстве и сами придумывают возможные инновационные решения. Результаты обязательно обрабатываем и ранжируем как по срокам подбора и внедрения проектов, так и по уровню их плановой экономической эффективности и соответствия приоритетам стратегического развития компании.
— Какие-то практические результаты акселератор успел показать?
— Сейчас у нас в портфеле более 500 проектов, 30 из них готовы к первому промышленному внедрению и пять уже внедряются на наших производственных площадках. Среди них цифровые технологии для производства, технологии неразрушающего контроля продукции, новые материалы и покрытия, VR-тренажёры по настройке и переналадке оборудования. Считаю, что для года работы корпоративного акселератора это неплохой результат.
ТМК поддерживает технологическое предпринимательство по траектории «школа — вуз — корпорация».
Совместно с партнёрами компания поддерживает инновационные технологии в образовании, которые позволяют подготовить кадры как с углубленной экспертизой в области металлургии и материаловедения, так и специалистов «на стыке технологий», что в комплексе очень важно для развития прорывных инноваций и обеспечения устойчивого развития компании. Акселератор ТМК сотрудничает в этом вопросе со «Сколтехом», Уральским федеральным университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом и другими ведущими вузами страны.
Недавно компания начала поддерживать и инновационные проекты школьников. Например, на международной технологической конференции Strartup Village ТМК совместно с партнёрами организовала специальный молодежный трек и посвятили инициативам молодежи один из двух дней своей деловой программы. На стенде компании школьники и студенты в возрасте от 10 до 22 лет презентовали собственные инновационные проекты, сразу получали обратную связь, а некоторым из них компания предложила пилотировать проект на своих площадках. Мероприятие проходило офлайн с онлайн-трансляцией в каналы VK, к которой присоединились свыше 70 000 слушателей.
Коллаж: «Секрет фирмы», фото ТМК, freepik.com, unsplash.com/Nikita Kachanovsky, Guilherme Cunha