Алексей Штарев (Promopult): «В SEO сейчас нет ни денег, ни магии. Работает комплекс»

Компания провела ребрендинг. SeoPult избавился от префикса SEO и предлагает пользователям комплекс инструментов интернет-маркетинга
20 марта в 14:49
Партнёрский материал

Алексей Штарев, СЕО PromoPult, рассказал, зачем компания сменила название, какие услуги теперь предлагает, и объяснил, как новый бренд отражает миссию и ценности платформы.

Как внутренняя система автоматизации стала открытым сервисом

— Вы пришли в SeoPult через год после запуска платформы. Какой она была тогда? Какие задачи решала?

— Платформа SeoPult вышла на рынок в 2008 году. В то время рынок SEO был абсолютно диким. Клиенты не понимали ничего в интернет-маркетинге, но осознавали, что вывод сайта в топ поднимал их продажи в интернете. Делалось это просто, а ценник клиенту объявлялся произвольный, в зависимости от благосостояния компании.

Каждое более-менее крупное агентство имело на тот момент внутреннюю кухню автоматизации. Автоматизация была и у нас — в виде платформы, которая умела правильно покупать ссылки на биржах и рассчитывать наши внутренние расходы на SEO-продвижение, чтобы формировать предложение клиенту. Это давало хорошие результаты: менеджеры меньше занимались рутиной, позиции клиентских сайтов росли.

— Какое событие дало стимул к перефокусировке в продукт для массового рынка?

— В 2008 году мы поняли, что наша автоматизация эффективна и удобна, и решили сделать из неё B2B-сервис для таких же агентств.

Но мы совершенно не рассчитывали на то, что конечные клиенты начнут пользоваться нашей системой в обход агентств. Тем не менее это произошло, так как SEO в агентстве стоило в 10–20 раз дороже, чем самостоятельное продвижение у нас. Уловив этот тренд и перестроив маркетинг под конечного пользователя, мы начали расти кратно.

Смена парадигмы: уход от слова SEO в названии компании

— Зачем вам ребрендинг, какие цели вы преследовали?

— Чем больше росла доля малого и среднего бизнеса среди наших клиентов, тем шире становилась наша продуктовая линейка. Сейчас доля классического SEO в выручке компании менее 30%. Поэтому первая причина ребрендинга — в несоответствии названия компании и видов оказываемых услуг. Странно делать, например, контекстную рекламу в сервисе, который называется SeoPult.

Вторая и наиболее важная причина заключается в изменении SEO-рынка в целом и потере доверия клиентов к этому каналу продаж. Уже давно SEO перестало быть магией, доступной лишь профессионалам. Мы не хотим ассоциироваться исключительно с SEO-продвижением — наш курс гораздо шире.

Алексей Штарев

Фото: PromoPult

— А что не так, по-вашему, в магии SEO?

— SEO — это кропотливая и долгая работа, тут просто нет магии. Помимо усилий SEO-специалиста нужна вовлеченность владельца сайта.

Простой пример — небольшой бизнес по строительству бань. Владелец нанимает фрилансера, занимающегося продвижением сайтов. Фрилансер отрабатывает свой привычный сценарий: базовая оптимизация, закупка ссылок, обновление контента.

Но для продвижения сайта нужно, чтобы он решал задачи пользователей, приходящих из поисковых систем. Если на сайте не будет, например, экспертного контента о том, почему лучше использовать в строительстве определённые материалы, сайт не решит свою задачу.

Тексты пишутся за копейки на бирже — ни о какой экспертности речи нет, зато много ключей. А владелец заказал работу «под ключ» и не готов помогать фрилансеру. Подготовка экспертного контента занимает много времени владельца, стоит дороже биржевых текстов и не входит в планы фрилансера.

Итог: сайт чуть подвинется по позициям, но о конверсии говорить бесполезно — какой адекватный клиент откликнется на сеошный рерайт? Владелец недоволен: «SEO не работает». Магии не случилось.

Низкая грамотность и слабая вовлеченность в интернет-маркетинг среди владельцев бизнеса приводит к растрате бюджета на продвижение и падению доверия к SEO.

— Как относятся «Яндекс» и Google к вашему SEO сейчас?

— PromoPult — единственный сервис на рынке, сфокусированный на комплексном подходе в SEO.

Мы выполняем все работы согласно руководствам «Яндекса» и Google. Наше SEO является кристально прозрачным как для клиентов, так и для поисковых систем. Отношение соответствующее: мы дружим с поисковыми системами, проводим совместные маркетинговые активности.

— Как вы позиционируете PromoPult сейчас?

PromoPult — это платформа для привлечения клиентов из интернета. Мы помогаем настроить все рекламные интернет-каналы (SEO, PPC, SMM, SERM), а также автоматизируем до 90% рутинных операций, экономя ваше время и деньги.

Фото: kaleidico / Unsplash

О рынке

— Что сейчас творится на рынках SEO и контекстной рекламы?

— SEO-рынок падает. Точных цифр нет, но падение достаточно заметное, и в основном уходят деньги средних и крупных клиентов.

Они не готовы тратить ресурсы на продвижение из-за непрозрачности и невозможности прогнозировать результаты либо начинают делать SEO инхаус — так проще контролировать работы и затраты.

Ещё одна важная причина стагнации SEO-рынка — каннибализация топа поисковой выдачи. Поисковые системы всё больше и больше площадей выделяют под рекламу и поисковых колдунщиков. Как следствие, даже если сайт находится высоко, это может не приводить к росту трафика. А вот контекстный рынок растёт примерно на 20% в год.

— Где вообще деньги в SEO сейчас?

— Рынок SEO раньше было принято измерять оборотами ссылочных бирж, сейчас правильнее измерять рынок клиентскими деньгами. Крупные агентства можно пересчитать по пальцам, суммарная доля оборотов их клиентов составит около 30% от рынка, остальное дробится между сервисами, фрилансерами и мелкими агентствами.

Особенность российского рынка SEO в том, что здесь нет больших денег в профессиональном инструментарии. Специалисты попросту не готовы за него платить — проще делать всё руками джуниоров, разрабатывать свои микроинструменты и так «снижать» затраты на работы по SEO. Но на самом деле так затраты не снижаются: тем же джуниорам надо платить, их надо обучать и контролировать. Рутинные операции делаются медленнее, тормозят работы и сказываются на прибыли.

Единственный способ расти для сервиса — собирать весь инструментарий в «одном окне». Так складывается экосистема, которой удобно пользоваться и в которой видна общая экономия ресурсов. Это наш путь.

— Каким вы видите рынок через два-три года?

— Количество клиентов из малого и среднего бизнеса с низкими чеками будет расти. В этом сегменте улучшится прозрачность оказываемых услуг, вырастет доля автоматизированных работ.

Практически до нуля сократится количество агентств и фрилансеров, которые специализируются в основном на SEO. Комплексный подход к интернет-маркетингу останется в тренде.

Вырастет сегмент профессионального инструментария и аналитики для интернет-маркетологов.

Контекст будет расти, но меньшими темпами. И тут как раз есть поле для развития автоматизированных сервисов — например, недавнее снижение комиссии в «Яндекс.Директе» уже вынуждает агентства к поиску путей для экономии.

— Как вы видите своё место на рынке через два-три года?

— Мы останемся первыми по количеству клиентов и обороту среди сервисов, которые оказывают комплексные услуги по интернет-маркетингу для малого и среднего бизнеса. Мы заметно нарастим долю присутствия в профессиональных инструментах для интернет-маркетологов.

Фото: Nik Macmillan / Unsplash

О клиентах

— Кто сейчас ваши клиенты?

— 70% составляет малый и средний бизнес. В последний год стали активно возвращаться специалисты, которые перепродают наши услуги своим клиентам. Например, через нас очень выгодно делать оптимизацию сайтов в рассрочку.

— Как PromoPult помогает клиентам?

— PromoPult для малого бизнеса — это единое окно в мир интернет-маркетинга. Нажали несколько кнопок, закинули небольшие деньги, и клиенты стали приходить к вам на сайт. Остаётся слушать подсказки системы и следовать им.

— Сейчас вы покрываете несколько основных направлений интернет-маркетинга: SEO, контекстную рекламу, таргетированную рекламу, управление репутацией, наполнение сайтов, работу с улучшением конверсий на сайтах. Что из этого вам удалось автоматизировать и где вы продолжаете использовать специалистов?

Почти все процессы, которые можно автоматизировать, у нас автоматизированы. Разумеется, часть из них могут делать только люди — например, улучшение юзабилити сайтов, написание текстов и ещё много чего. Здесь у нас работают профессиональные команды.

— Чем отличается работа с вашим инструментом от работы с агентством, фрилансером, наёмным сотрудником?

— Мы очень стараемся, чтобы грань между работой в нашем сервисе и работой с агентствами или фрилансерами исчезла. В качестве и видах оказываемых услуг это уже так, а вот с сервисом ещё предстоит поработать. Пока хороший менеджер лучше умеет мотивировать клиента.

Зато есть ряд неоспоримых преимуществ.

  • Экономия. Стоимость услуг в десять раз меньше.
  • Прозрачность. Вы видите все процессы: уже завершённые и те, что сейчас в работе, а также понимаете, через какое время мы приступим к следующим задачам. Видите расход каждой копейки бюджета.
  • Отсутствие человеческого фактора. Вам не может «не повезти» — над вашим проектом будут трудиться специалисты по строго разработанному чек-листу.
  • Доступность. Мы не пропадём, не уедем в отпуск, мы доступны в любое время.

О конкуренции

— Чем вы отличаетесь от систем-конкурентов? Какая магия помогла вам не только стать первыми, но и сохранить безусловное лидерство?

— С точки зрения количества заявленных услуг мы схожи по функционалу с конкурентами. Принципиальная разница состоит в том, что у них чаще всего это набор разных услуг, каждую из которых необходимо подключать отдельно, а у нас всё это реализовано как единый визард запуска проекта. Магия успеха проста: отличная команда и качественный продукт.

Фото: Stephen Dawson / Unsplash

Про людей и технологии

— Назовите, пожалуйста, два-три технических достижения, которыми вы больше всего гордитесь.

— Об этом я могу говорить часами. Достижений действительно много, они есть практически в каждом модуле. Например, агрегация «Яндекс.Директа» и Google Ads с возможностью удобного заведения кампаний и управления из одного окна. Технология поиска и подсказок площадок с поисковым трафиком, на которых желательно покупать рекламу. Технология генерации рекламных объявлений.

Основная наша фишка — это не создание отдельных модулей, а интеграция их внутрь всей системы. Чтобы всё удобно подключалось, синхронизировалось и управлялось из единого места.

— Какой стек технологий используется в PromoPult?

— Основным языком в PromoPult является PHP — на нём у нас написано ядро системы и модули. В качестве хранилищ используются разные базы данных: MySQL для хранения данных пользователей, Yandex ClickHouse для хранения статистики и для аналитики, Redis в качестве быстрого хранилища и кэша. На фронте мы переходим на React.

— В какой вы лиге на рынке труда? Например, переход сотрудника между «Яндексом» и JetBrains не вызывает удивления, а между компанией-настройщиком «1С» и «Яндексом» — наоборот.

— В нашей команде есть и бывшие сотрудники «Яндекса». Наше преимущество — возможность быстрого карьерного роста, чего нет в больших корпорациях. Если сотрудник талантлив и у него есть потенциал, мы не будем долго держать его на одном месте, мы продвинем его на более высокий пост.

— В вашей компании более 140 сотрудников — кто они?

— У нас сильная команда разработки, это примерно треть компании. Ещё треть — юридическая и финансовая команда. Поддержка, маркетинг, персональные менеджеры, аналитики — всё это важные люди, без которых успеха не достичь. Плюс масса удалённых команд.

— Дайте, пожалуйста, один самый крутой и полезный бесплатный совет по продвижению в интернете.

— Вовлеченность владельца бизнеса в процессы интернет-маркетинга — важнейший фактор успеха продвижения. Если вы будете вовлекаться в процессы, через некоторое время начнёте получать от этого кайф и сразу заметите, насколько ваша реклама стала эффективнее, насколько удаётся оптимизировать расходы на маркетинг и привлекать больше клиентов. Дерзайте, всё в ваших руках!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе