Пристегните ремни. Что нужно трансформировать в бизнесе уже сейчас

И почему
04 сентября в 20:22

Очевидно, мы находимся в максимально турбулентном периоде и точке трансформации: пандемия, политические волнения, социальные изменения, которые только нарастают, стремительное развитие технологий. Вслед за этим меняется и экономика, и происходит это быстрее, чем когда-либо в истории человечества. Что нужно трансформировать в бизнесе уже сейчас, чтобы поспеть за стремительно меняющейся реальностью? Об этом рассказал Юрий Филатов, директор Школы новой экономики MACS*.

Юрий Филатов
директор Школы новой экономики MACS

Что является драйверами изменений

  • Цифровые технологии

Технологии запустили цикл непрерывных изменений, открыли доступ к передовым знаниям из любой точки мира любому пользователю. Они снимают с нас рутинные операции и заставляют пересматривать поведение. Они же напрямую влияют на непредсказуемость внешней среды и происходящих изменений.

  • Изменение экономических законов

Рынок труда переориентировался от работодателя на работника. Ценность материальных активов и ресурсов упала по сравнению с человеческим интеллектуальным капиталом — верхние строчки рейтингов самых дорогих компаний мира занимают компании ИТ-сектора. Модель создания ценности в капитализме изменилась: создаются копируемые продукты, которые не требуют дополнительного труда, а прибыль на капитал стремительно падает и будет продолжать падать в традиционных секторах экономики.

  • Переоценка общественных ценностей

Инклюзивность и бодипозитив, равноправие и разнообразие, открытость и прозрачность, глокальность и снижение важности культуры потребления. В современном мире постоянно происходит переоценка ценностей. Игнорировать эти изменения нельзя: они напрямую влияют на то, как вы собираете совет директоров и строите модель управления, какую коммуникацию транслируете, какие продукты и из чего производите.

Эти изменения дали толчок пересмотру бизнес-моделей. Компании цифровизируются, ищут дополнительную ценность не только в новых продуктах, но и в клиентском опыте, чтобы стать ближе к потребителю и минимизировать падение маржинальности.

В свою очередь, менеджмент и предприниматели вынуждены пересматривать управленческие практики. Ценности требуют другого подхода к управлению, а жёсткие иерархии не позволяют быстро реагировать на постоянные изменения.

  • Бизнес-модели

Компании, которые построены на капиталистической модели, стремительно теряют маржу. В мире становится так много предложения денег и ресурсов, что по законам капитализма они теряют свою стоимость.

Чтобы исправить ситуацию компании ищут новую ценность.

Ключевые направления для обновления

  • Улучшение клиентского опыта

В клиентском опыте компании улучшают интерфейсы взаимодействия, работают над обслуживанием и омниканальностью. Самые продвинутые перестраивают свои организационные модели, «выправляют» цепочки доставки ценности от компании к потребителю, создают единый опыт и работают над lifetime value клиента (предсказание чистого дохода, связанного со всеми будущими отношениями с клиентом). Это помогает компаниям удерживать потребителей и даже играть в средне-верхнем ценовом сегменте. Но это не спасает от падения маржинальности бизнеса в перспективе.

  • Цифровизация

Цифровизация компаний обычно преследует три цели: создание нового опыта клиента, оптимизация издержек, пересмотр бизнес-модели. С первой и второй задачей обычно справляются почти все. Пересмотр бизнес-модели же всегда сопряжён с риском потери того, что есть (хоть это и не большой и падающий процент возврата инвестиций на капитал, но может исчисляться миллиардами). Немногие на это решаются. Чаще речь заходит скорее об улучшении тех моделей, которые есть: лучше интерфейс, эффективнее бизнес-процессы, быстрее доставка до потребителя, меньше издержек и так далее.

  • Поиск новых продуктов

Новые продукты часто появляются из инновационных технологий. Но если посмотреть топ финтех-проектов 2020 года по версии Forbes, то окажется, что большинство компаний — всё те же мобильные банки, переводы, займы, инвестиции, только в цифре и более удобные в использовании. То есть сами бизнес-модели, как правило, не подвергаются изменениям.

  • Поиск бизнес-модели

Есть примеры переосмысления бизнес-моделей, часто они появляются на стыке индустрий. Например, вместо продажи кредитов — создание маркетплейса предложений кредитов от всех банков. Или вместо корпоративного банковского обслуживания — AI-сервис, анализирующий вашу финансовую отчётность и предлагающий оптимизацию расходов бизнеса. Или вместо очередного интернет-магазина — сервис, который производит базовый набор гардероба на тех же фабриках, где изготавливаются брендовые вещи, и даёт доступ пользователям к возможности покупки этих вещей без наценки, а за счёт платной подписки. Это пример ещё и с пересмотром составляющей предоставляемой клиентам ценности и открытости самой компании. Сказать, что эти новые бизнес-модели доказали своё превосходство по сравнению с традиционными, будет преждевременным. Компании находятся в кризисе ценности, и, чтобы его преодолеть, нужно думать и действовать по-другому.

  • Управленческие практики

Думать и действовать по-другому для менеджера и предпринимателя означает по-другому управлять. Ключевые изменения, которые происходят последние 10 лет и особенно обострились в период пандемии, фактически означают полное переосмысление не только методов и инструментов, но и самого слова «управление».

В динамичной среде плохо работают иерархии и централизация, а децентрализация предполагает не только иную организационную структуру, но и другой культурный код для делегирования принятия решений. К тому же управление работниками интеллектуального труда значительно отличается от методов управления в ресурсной и индустриальной экономике.

  1. Больше нет стратегий — их заменяет модель гибкого управления и незамедлительной реакции на изменения.
  2. Не работают жёсткие иерархии, изменения происходят слишком быстро, и от скорости зависит размер убытков. Работают гибкие agile-структуры и самоорганизованные команды, которым делегированы полномочия.
  3. Страшно ввязываться в крупные проекты с долгим циклом возврата инвестиций, так как к тому времени всё может измениться. Нужны быстрые тесты гипотез и мгновенная реакция на рынок.
  4. Цифровые технологии, может быть, кого-то спасут, но частично, и их всё равно делают люди. Трансформации тоже двигают люди, и, чтобы технологии взлетели, нужно более гибкое мышление.
  5. Теперь предпринимателям и менеджерам нужно выстраивать самоорганизованные команды, создавать благоприятную среду для их работы, управлять через вдохновение и поддерживать команды.

Но самый главный вопрос, который касается любых изменений управленческих моделей, — это перестройка мышления лидеров и людей, работающих в организации годами, иногда десятилетиями.

Эти факторы смещают фокус развития навыков лидеров с инструментов и знаний рынка в сторону работы с людьми и с собой, развития метанавыков, или, как их чаще называют, soft skills.

*Школа новой экономики MACS работает на базе университета Universal University.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе