Опубликовано 31 октября 2025, 20:46
3 мин.

Правила кризис-менеджмента, которые помогут справиться с жизненными трудностями

Внезапное увольнение, разрыв отношений, проблемы со здоровьем или даже прорыв трубы в ванной — все это проверяет нервную систему на устойчивость. Помочь справиться с личными и бытовыми «пожарами» могут классические принципы антикризисного менеджмента. Как ими пользоваться, когда эмоции зашкаливают, объяснила Мария Дудко, кризис-менеджер и руководитель агентства по работе с иностранными блогерами «Безграничные».

Кризис в компании и в жизни подчиняется одним законам: ресурсы ограничены, время на исходе, а эмоции мешают думать. Бизнес-подход учит не ждать, пока «само рассосется», а перехватывать инициативу: переходить от панической реактивности («тушить пожар») к проактивному управлению («искать огнетушитель и знать пути эвакуации»).

Этот сдвиг в мышлении спасает в любой ситуации, помогает меньше зависеть от обстоятельств и больше уделять внимания реальному решению проблемы. Но для этого нужно выработать определённую стратегию.

Пошаговый план кризис-менеджера

  1. Проведите честную «диагностику». Первый шаг — отказаться от отрицания. Внутренняя фраза «Да, это кризис. Я признаю это» — отправная точка для любых действий.

  2. Возьмите паузу. Негативные эмоции во время проблемы — это нормально. Однако в таком состоянии принять верное и взвешенное решение невозможно. Дайте себе возможность выдохнуть — с холодной головой найти выход будет проще.

  3. Создайте «личный штаб». Никто не должен оставаться с проблемой один на один. Ваш «штаб» — это доверенные люди: семья, друг, психолог или наставник, которые окажут поддержку и помогут взглянуть на ситуацию со стороны.

  4. Проведите ресурсный аудит. Задайте себе два вопроса: «Какой реальный ущерб?» и «Какие у меня есть ресурсы?». При этом важно помнить, что ресурсы — это не только деньги, но и время, знания, здоровье и социальные связи.

  5. Перенесите фокус на управляемое. Самый важный навык в стрессе — отличать то, что вы можете контролировать, от того, что нет. Сконцентрируйте всю энергию на первом.

Например, если вас не взяли на работу в крупную корпорацию из-за бюрократической мелочи, то бесполезно пытаться разрушить эту систему, но можно составить новое резюме с учетом полученного опыта.

  1. Действуйте! Ваш план может быть неидеальным, но запустить его нужно. Сделайте первый, самый простой шаг из намеченного. Позвонили мастеру? Отлично. Написали сообщение? Уже победа.

Помните, что кризис динамичен, поэтому надо быть готовым к смене тактики — но не стратегической цели: выходу из сложившейся ситуации.

Универсальные правила стрессоустойчивости

Чтобы кризисы не заставали вас врасплох, эксперт советует интегрировать простые правила в свою ежедневную рутину:

  1. Создайте «подушку безопасности» во всех сферах жизни:
  • финансовую (резерв на 3–6 месяцев);
  • временную (хотя бы небольшой буфер в дедлайнах на случай форс-мажоров);
  • эмоциональную (окружение, которое вас поддержит).
  1. Тренируйте «мышцу сценарного планирования».

Периодически спрашивайте себя: «Что я буду делать, если...?» Такие сценарии помогут выработать стратегию перед возможным кризисом и снизить тревогу.

  1. «Дробите слона».

Любую огромную проблему можно и нужно разбить на более мелкие и контролируемые этапы. Не «спасти отношения», а «предложить вместе выпить кофе и спокойно обсудить одну конкретную претензию».

  1. Помните о главном активе — о себе

Стрессоустойчивость можно и нужно развивать. Это не врожденное качество, а результат регулярной работы над собой. Справляться с кризисами легче, когда у тебя стабильная психика и крепкое здоровье. Поэтому важно:

  • следить за режимом сна;
  • правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • найти хобби;
  • учиться правильно отдыхать.
Источник:Источник